ISSN 1997-9657
       

Юлия Аксенова: «Хороший психолог не принимает чью-либо сторону, он старается помочь всем услышать друг друга и наладить диалог»

№04 2017 Юлия Аксенова: «Хороший психолог не принимает чью-либо сторону,  он старается помочь всем услышать друг друга  и наладить диалог»
Аннотация

В советское время не было развитой системы психологической службы, в том числе в образовании. Наверное, именно поэтому, когда в 1990-е годы психологи умножились и «пошли в массы», многие люди не понимали, кто это такие и зачем, путали с психиатрами. Иметь психолога в детском саду в те годы было престижно и модно. Не все понимали, что может и должен делать психолог в детском саду, но его включали в штатное расписание. Сейчас ситуация неоднозначная. Одни по-прежнему убеждены, что такой специалист необходим, другие считают, что можно обойтись без него или иметь внештатного психолога-консультанта, к которому можно обращаться в случае необходимости. Так нужен ли психолог в детском саду, какие задачи он может решить, чем помочь детям. На эти вопросы мы попросили ответить Юлию Александровну Аксенову, кандидата психологических наук, ученого секретаря ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования».

Фрагмент статьи

– Юлия Александровна, какова роль психолога в детском саду?

– Мне особо хотелось бы подчеркнуть, что психолог в дошкольных учреждениях необходим. Говоря о его роли в детском саду, мы можем опираться на ФГОС дошкольного образования, где предполагается наличие психолога в ДОО. Можно выделить три направления работы психологов в любом образовательном учреждении, в том числе дошкольном. Это, во-первых, работа с детьми. Во-вторых, работа с родителями, в дошкольном учреждении это особенная задача, потому что в дошкольном возрасте ребенок тесно связан с родителями, и от родителей очень многое зависит в его развитии. И в-третьих, работа с педагогическим коллективом – помощь воспитателям в налаживании отношений с детьми, с родителями и в то же время друг с другом.

– В таком случае, почему возникла ситуация, когда от услуг психологов стали отказываться?

– В образовательных организациях зарплата, как правило, делится на весь коллектив, и педагоги не заинтересованы в большом количестве сотрудников. Чем меньше людей работает, тем больше они получают. В такой ситуации тех специалистов, которые кажутся необязательными, в первую очередь и сокращают.

Почему пытаются обходиться без психологов? Существует распространенная иллюзия «житейского психолога», когда человек считает, что он сам себе психолог и прекрасно разбирается в людях. Кроме того, какие-то азы психологии преподают в любом педагогическом училище, вузе. Поэтому у каждого человека, который получил педагогическое образование, пусть даже не высшее, а среднее, возникает иллюзия, что он психологию знает, опыт житейский имеет и, следовательно, во всех психологических проблемах может разобраться сам. Это, безусловно, заблуждение. Психологу необходимы владение конкретными методиками, конкретными навыками работы с детьми, знание особенностей каждого возраста – все это требует большой подготовки.

– Юлия Александровна, какие детские проблемы может решить психолог?

– Любые детские проблемы очень тесно связаны с проблемами взрослых. Безусловно, мы можем их выделить в определенную категорию проблем. Но дошколенок сам не пойдет к психологу жаловаться, он не знает, кто такой психолог и чем может помочь. В большинстве случаев ребенок вообще может не осознавать, что у него есть проблемы, это заметно скорее со стороны. Субъективно они выражаются в каком-то дискомфорте: что-то не получается, как у других; сверстники не принимают в игру; взрослые все время заставляют делать то, что не хочется; боится воспитательницы; боится темноты.

Полный текст интервью читайте в журнале "СДО"

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.