ISSN 1997-9657
       

Зиновьева А.А., Мазниченко М.А., Шуванова В.П. Включение дошкольников в пробную профессиональную деятельность как средство ранней профориентации

Аннотация

Ранняя профориентация – содействие ребенку в допрофессиональном самоопределении, выборе подходящего вида труда с учетом его потребностей и возможностей – неотъемлемое условие подготовки профессиональных кадров, способных обеспечить глобальную конкурентоспособность России. Начинать раннюю профориентацию необходимо уже с детского сада, так как именно в период дошкольного детства у ребенка формируется отношение к труду, к профессиям, модели трудовой деятельности. Ранняя профориентация включена в образовательную программу ДОУ (область «Социально-коммуникативное развитие») как неотъемлемая составляющая полноценного развития личности. Однако в массовой практике детских садов ранняя профориентация чаще всего сводится к ознакомлению детей с профессиями и видами труда и формированию ценностного отношения
к труду и представителям профессий. При этом дети не включаются в реальную профессиональную деятельность, не могут попробовать себя в разных профессиях. В настоящей статье предложено средство усиления практической направленности ранней профориентации дошкольников – включение их в пробную профессиональную деятельность в специально оборудованных центрах профессиональных проб на базе детского сада и его социальных партнеров. Авторами проведен анализ имеющихся научных исследований, методических разработок, инновационных проектов и программ по ранней профориентации, реализуемых детскими садами. Изучен имеющийся в детском саду поселка Чегдомын опыт организации игровых профессиональных мини-проб дошкольников. Показаны пути развития этого опыта посредством создания на базе детских садов и его социальных партнеров центров профессиональных проб, оборудованных с учетом современных профессиональных реалий и требований безопасности дошкольников, и организации в них пробной профессиональной деятельности детей в режимные моменты как части программы «Профессиональный навигатор» (компонент вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования). Раскрыты условия включения дошкольников в пробную профессиональную деятельность.

Фрагмент статьи

1. Актуальность ранней профориентации дошкольников

В Прогнозе научно-технологического развития России на период до 2030 года поставлена цель – «обеспечение глобальной конкурентоспособности, технологического лидерства России в экономике и обществе будущего» (Прогноз, 2013). Ключевую роль в достижении этой цели играет образование. В программном документе «Двенадцать решений для нового образования» отмечается: «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018–2024 годы в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования» (Двенадцать решений, 2018). Поэтому одним из ключевых направлений социально-экономического роста России на ближайшее время определена «подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства» (13-я «прямая линия», 2015). Указом Президента РФ от 7.05.2012 г. № 597 (п.1 подпункт «а» абзац 7) поставлена задача «обеспечить увеличение к 2021 году числа высококвалифицированных работников с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников» (Указ, 2012).

Важным условием подготовки профессиональных кадров является профориентация – «комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда» (Постановление, 1996).

На современном рынке труда растет доля высокопроизводительных рабочих мест, требующих длительной профессиональной подготовки. Программы среднего профессионального и высшего образования становятся более вариативными, предоставляют студентам право самим определять содержание своего профессионального образования. Наблюдаются ускорение социальных и технологических процессов, быстрая смена трудовых функций, требующие широкой ориентации в мире профессий и понимания меняющихся потребностей рынка труда. Более успешным в современном обществе становится человек, хорошо ориентирующийся на рынке труда, способный быстро овладевать востребованной профессией, новыми профессиональными функциями, а также выбирающий те виды труда, которые он способен выполнять высокопрофессионально, мастерски, качественно, т.е. в которых он имеет высокие конкурентные преимущества. В такой ситуации возникает необходимость ранней профориентации – содействия ребенку в допрофессиональном самоопределении, выборе подходящего вида труда с учетом его потребностей и возможностей, запросов и перспектив развития регионального и российского рынка труда. От того, сколь эффективной, личностно-ориентированной и практически-направленной будет ранняя профориентация в ДОУ, зависит, обнаружит ли дошкольник интерес к какому-либо труду, востребованному на рынке труда, приобретет ли опыт старательного, увлеченного занятия любимым делом, получения удовольствия и удовлетворения от его результатов, сколь эффективно, с пользой для себя и общества он будет выполнять в будущем свою социальную роль труженика.

Профориентация, по словам Президента РФ В.В. Путина, должна начинаться со школьной скамьи. 16 апреля 2015 года на традиционной пресс-конференции («прямой линии» с гражданами РФ) президент, рассматривая проблему нехватки квалифицированных молодых кадров, поднятую жителем Нижнего Тагила, отметил: «Лучше бы начинать профориентацию на самой ранней стадии, еще и в школе» (13-я «прямая линия», 2015).

Однако начинать раннюю профориентацию в школе бывает уже поздно, так как в период дошкольного детства при отсутствии в ДОУ и семье педагогических условий, необходимых для успешной ранней профориентации, у многих детей формируются неконструктивные установки относительно значимости труда («способ зарабатывания денег»), негативное отношение к определенным профессиям (чаще всего рабочим и востребованным в регионе) и к труду (как к скучной обязанности), непродуктивные модели участия в трудовой деятельности (неумение получать удовольствие от труда, старательно, увлеченно трудиться, терпеливо добиваться результата, нести за него ответственность, работать в команде), неуверенность в своей способности хорошо выполнять различные виды труда.

Поэтому уже на дошкольной ступени образования необходимо организовывать работу по ранней профориентации. В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. №1 указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Они должны «в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивацию и интересы детей» (Постановление, 1996).

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ранняя профориентация рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего, полноценного развития ребенка, в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования определено формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; о видах труда, о профессиях, личностных и деловых качествах человека-труженика (Федеральный государственный стандарт, 2013).

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1.13-я «прямая линия» Президента РФ В.В. Путина с гражданами России, 16 апреля 2015 г. // РИА Новости. Режим доступа: http://ria.ru/society/20150416/1058907027.html#ixzz4B4oKGGdo (дата обращения 05.04.2020).

2.Академия профессий: Инновационный проект по ранней профориентации дошкольников в мире инженерных профессий средствами конструктивно-модельной деятельности //Официальный сайт МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Буратино». Режим доступа: http://buratino30.ucoz.com/2018-2019/RIP/proekt_akademija_professij_na_sajt_2.pdf (дата обращения 05.04.2020).

3.Алябьева Е.А. Поиграем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет. В 2-х книгах. Книга 1. – М.: ООО «ТЦ Сфера», 2018. – 128 с. 

4.Батова А.В. Формирование представлений о профессиях взрослых у детей старшего дошкольного возраста: Выпускная квалификационная работа. – Пенза, 2017. Режим доступа: https://elib.pnzgu.ru/files/eb/doc/oKo1DDL1DEdk.pdf (дата обращения 05.04.2020).

5.Двенадцать решений для нового образования. – М.: Высшая школа экономики, 2018. URL: https://www.hse.ru/data/2018/04/06/1164671180/Doklad_obrazovanie_Web.pdf (дата обращения 05.04.2020).

6.Дидович А.Н., Задорожная Е.А., Макаренко С.В. Методические рекомендации по реализации программы ранней профориентации детей дошкольного возраста. – Новороссийск: Издательство ГБПОУ КК «Новороссийский социально-педагогический колледж», 2018. – 58 с.

7.Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.07, 13.00.08. – М., 2002. – 437 с.

8.Калейдоскоп профессий: Инновационный проект МДАОУ Детский сад №20 «Незабудка» комбинированного вида г. Новотроицка // Официальный сайт МДАОУ Детский сад №20 «Незабудка» комбинированного вида г. Новотроицка. Режим доступа: http://nezabudka20.ucoz.ru/index/doshkolnikam_o_vidakh_ truda_i_tvorchestva/0-91 (дата обращения 05.04.2020).

9.Комплекс психолого-педагогических условий для формирования у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности: Инновационный образовательный проект по ранней профориентации дошкольников МБДОУ детский сад №102 «Терем-теремок» г. Калуги. Режим доступа: http://teremok.kaluga.prosadiki.ru/media/2018/09/06/123171 2967/1_PROEKT_po_RP.pdf (дата обращения 05.04.2020).

10.Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: учебно-методическое пособие. – Балашов: Николаев, 2004. – 52 с.

11.Кондрашов В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: дис. …канд. пед. наук: 13.00.01. Саратов, 2001. – 183 с.

12.Крулехт М.В., Крулехт А.А. Образовательная область «Труд». Как работать по программе «Детство»: учебно-методическое пособие / Науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 176 с. 

13.Лаборатория профессий. Дошкольник: Муниципальный проект г. Нижний Тагил. Режим доступа: https://xn----stbcicbdtq9c6a.xn--p1ai/proekt-laboratoriya-professij-doshkolnik (дата обращения 05.04.2020).

14.Логинова В.И. Формирование представлений об общественной значимости труда взрослых // Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: Сб. статей. / Сост. Л.В. Русскова, – М.: Просвещение, 1984. – С. 10–14.

15.Пасечникова Т.В. Профориента­ционная работа в условиях дошкольной образовательной организации: Методическое пособие. – Самара: Издательство Центра профессионального образования Самарской области, 2013. – 45 с.

16.Постановление Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27.09.1996 г. №1. Режим доступа: https://base.garant.ru/136694/ (дата обращения 05.04.2020).

17.Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – 64 с.

18.Приказ Управления образования администрации муниципального образования город Новороссийск № 190 от 16.02.2015 г. «О присвоении статуса муниципальной инновационной площадки и внесении ППО в муниципальный банк данных». Режим доступа: http://sad10vishenka.ru/ 

19.Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года. – М.: Минэконом­развития России, 2013.

20.Пропедевтика ранней профориентации дошкольников посредством современных образовательных технологий: Инновационный проект МБДОУ детский сад №12 «Солнышко» поселка Чегдомын Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края // Официальный сад детского сада № 12 «Солнышко» поселка Чегдомын. Режим доступа: http://khv-mdoy12. ucoz.ru/index/osnovnye_svedenija/0-51

21.Профессии нашего города: Инновационный проект МБДОУ Детский сад «Солнышко» г. Нижний Тагил. Режим доступа https://xn----stbcicbdtq9c6a.xn--p1ai/proekt-laboratoriya-professij-doshkolnik (дата обращения 05.04.2020).

22.Психолого-педагогические условия в ДОУ развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста: Инновационный проект МБДОУ детский сад № 7 поселка Переяславка. Режим доступа: https://multiurok.ru/files/proekt-po-rannei-proforientatsii-doshkolnikov.html (дата обращения 05.04.2020).

23.Ранняя профориентация дошкольников в мире профессий в условиях социального партнерства и взаимодействия с семьей в детском саду: Инновационный проект МАДОУ детский сад № 7 станицы Кущевской Краснодарского края. Режим доступа: http://wiki.iro23.info/images/b/b5/IP2019_DOO_5_Kushevskaya_Rudko_DOY7_ proekt.pdf (дата обращения 05.04.2020).

24.Ранняя профориентация дошкольников с учетом регионального компонента «Играем в профессии: Растем для Кубани, растем для России!»: Инновационный проект МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад №1» села Белая Глина Краснодарского края. Режим доступа: http://wiki.iro23.info /images/a /af/ IP2019_ DOO_1_Beljglinskii_ Bazieva_MBDOU1_proekt.pdf

25.Ребенок в мире профессий: Инновационный проект МАДОУ Детский сад №9 «Росинка» // Официальный сайт МАДОУ Детский сад №9 «Росинка» г. Краснокаменска. Режим доступа: https://dou9.caduk.ru/p375aa1.html (дата обращения 05.04.2020).

26.Родионов П.В. Добровольческая общественная организация как место профессиональных проб студентов бакалавриата: автореф. дис…канд. пед. наук. 13.00.08. – Томск, 2020. – 174 с.

27.Сазонова Н.А. Педагогический проект по ранней профориентации дошкольников «В мире профессий» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. Режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/04/pedagogicheskiy-proekt-po-ranney-proforientatsii (дата обращения 05.04.2020).

28.Создание в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста: Инновационный проект МДОУ № 171 г. Ярославля // Официальный сайт МДОУ № 171 г. Ярославля. Режим доступа: https://mdou171.edu.yar.ru /docs/programma_po_proforientatsii.pdf (дата обращения 05.04.2020).

29.Создание мобильных интерактивных мастерских «Кем быть?» как одно из направлений работы с детьми дошкольного возраста по ранней профориентации: Инновационный проект МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 13 муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края. Режим доступа: http://wiki.iro23.info/images/b/b2/IP2017_DOO_1_Novorossiysk_MBDOU_13_arhireeva_proekt.pdf (дата обращения 05.04.2020).

30.Сосновский Е.А. Знакомим с профессиями: стихи, наклейки, активити-задания. – М.: Робинс, 2017. – 62 с.

31.Тарабарина Т.И. Формирование у дошкольников положительного отношения к труду в совместной деятельности со взрослыми // Педагогический вестник. – 2012. – №3. – С. 15–19.

32.Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» // Правовая система «Гарант». Режим доступа: https://base.garant.ru/70170950/ (дата обращения 05.04.2020).

33.Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155». Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/klyuka-natalija/fgos-doshkolnogo-obrazovanija. html (дата обращения 05.04.2020).

34.Федоренко В. Формирование представлений о профессиях (посредством сюжетных игр) // Дошкольное воспитание. – 1978. – № 10. – С.64-69.

35.Фукуяма С. Теоретические основы профессиональной ориентации / Под ред. Е. Н. Жильцова, Н. Н. Нечаева. – М. : Изд-во МГУ, 1989. – 105 с.

36.Шаламова Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие. – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.

37.Шахманова А.Ш. Воспитание у детей пятого года жизни положительного отношения к человеку-труженику: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 1989. – 16 с.

38.Шингаркина Д.А. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.07. – Челябинск, 2008. – 24 с.

39.Шорыгина Т.А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Гном, 2013. – 96 с.

40.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.

1. Актуальность ранней профориентации дошкольниковВ Прогнозе научно-технологического развития России на период до 2030 года поставлена цель – «обеспечение глобальной конкурентоспособности, технологического лидерства России в экономике и обществе будущего» (Прогноз, 2013). Ключевую роль в достижении этой цели играет образование. В программном документе «Двенадцать решений для нового образования» отмечается: «Место, которое Россия будет занимать в глобальном миропорядке к 2050 году, определяется тем, что будет происходить в 2018–2024 годы в наших детских садах, школах, колледжах и университетах, в сфере непрерывного образования» (Двенадцать решений, 2018). Поэтому одним из ключевых направлений социально-экономического роста России на ближайшее время определена «подготовка профессиональных кадров, особенно в сфере производства» (13-я «прямая линия», 2015). Указом Президента РФ от 7.05.2012 г. № 597 (п.1 подпункт «а» абзац 7) поставлена задача «обеспечить увеличение к 2021 году числа высококвалифицированных работников с тем, чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников» (Указ, 2012). Важным условием подготовки профессиональных кадров является профориентация – «комплекс специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда» (Постановление, 1996). На современном рынке труда растет доля высокопроизводительных рабочих мест, требующих длительной профессиональной подготовки. Программы среднего профессионального и высшего образования становятся более вариативными, предоставляют студентам право самим определять содержание своего профессионального образования. Наблюдаются ускорение социальных и технологических процессов, быстрая смена трудовых функций, требующие широкой ориентации в мире профессий и понимания меняющихся потребностей рынка труда. Более успешным в современном обществе становится человек, хорошо ориентирующийся на рынке труда, способный быстро овладевать востребованной профессией, новыми профессиональными функциями, а также выбирающий те виды труда, которые он способен выполнять высокопрофессионально, мастерски, качественно, т.е. в которых он имеет высокие конкурентные преимущества. В такой ситуации возникает необходимость ранней профориентации – содействия ребенку в допрофессиональном самоопределении, выборе подходящего вида труда с учетом его потребностей и возможностей, запросов и перспектив развития регионального и российского рынка труда. От того, сколь эффективной, личностно-ориентированной и практически-направленной будет ранняя профориентация в ДОУ, зависит, обнаружит ли дошкольник интерес к какому-либо труду, востребованному на рынке труда, приобретет ли опыт старательного, увлеченного занятия любимым делом, получения удовольствия и удовлетворения от его результатов, сколь эффективно, с пользой для себя и общества он будет выполнять в будущем свою социальную роль труженика. Профориентация, по словам Президента РФ В.В. Путина, должна начинаться со школьной скамьи. 16 апреля 2015 года на традиционной пресс-конференции («прямой линии» с гражданами РФ) президент, рассматривая проблему нехватки квалифицированных молодых кадров, поднятую жителем Нижнего Тагила, отметил: «Лучше бы начинать профориентацию на самой ранней стадии, еще и в школе» (13-я «прямая линия», 2015). Однако начинать раннюю профориентацию в школе бывает уже поздно, так как в период дошкольного детства при отсутствии в ДОУ и семье педагогических условий, необходимых для успешной ранней профориентации, у многих детей формируются неконструктивные установки относительно значимости труда («способ зарабатывания денег»), негативное отношение к определенным профессиям (чаще всего рабочим и востребованным в регионе) и к труду (как к скучной обязанности), непродуктивные модели участия в трудовой деятельности (неумение получать удовольствие от труда, старательно, увлеченно трудиться, терпеливо добиваться результата, нести за него ответственность, работать в команде), неуверенность в своей способности хорошо выполнять различные виды труда. Поэтому уже на дошкольной ступени образования необходимо организовывать работу по ранней профориентации. В действующем Постановлении Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. №1 указано, что профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. Они должны «в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивацию и интересы детей» (Постановление, 1996). В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования ранняя профориентация рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего, полноценного развития ребенка, в качестве одного из целевых ориентиров дошкольного образования определено формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; о видах труда, о профессиях, личностных и деловых качествах человека-труженика (Федеральный государственный стандарт, 2013).

 

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

ранняя профориентация, профессиональные пробы, дошкольники, пробная профессиональная деятельность дошкольников, профессиональные пробы дошкольников, центры профессиональных проб в детском саду