ISSN 1997-9657
       

Зорина С.В., Грунина Э.А., Камзина О.А., Федорова М.А. Поведенческие намерения старших дошкольников относительно партнеров с атипичными особенностями лица

Аннотация

В статье описаны результаты экспериментального исследования предпочтения детей-партнеров для взаимодействия в зависимости от изменения одного лицевого измерения – увеличения расстояние между внутренними углами глаз (по типу синдрома орбитального гипертелоризма). Такая модификация имеет перцептивное (связанное с обработкой лица как специфического объекта восприятия), социально-психологическое (связанное с контактом глаз между людьми) и клиническое (связанное с проявлениями ряда генетических заболеваний) значение. На основании документально подтвержденного преимущественно негативного отношения школьников к детям с аномалиями лицевой области (типа расщелины неба и губы) была сформулирована гипотеза об ожидаемом снижении положительных выборов при восприятии лиц с признаками орбитального гипертелоризма. Старшим дошкольникам (140 чел.) предъявлялись фотографии детей и взрослых женщин с увеличенным и нормальным расстоянием между глазами. Дошкольники выражали свое желание играть с детьми и взаимодействовать с взрослым, как воспитателем, выбирая один из вариантов: согласие, отказ или неопределенный ответ (1-й эксперимент); согласие или отказ (2-й эксперимент). Результаты не подтвердили гипотезу, показав преимущественный выбор неопределенного ответа при восприятии фотографий всех трех групп: мальчиков, девочек, взрослых женщин с лицевыми особенностями (1-й эксперимент). Сопоставление положительного и отрицательного ответов (2-й эксперимент) показало равную готовность взаимодействовать с людьми независимо от лицевых признаков орбитального гипертелоризма. Полученный результат рассматривается как реакция на новизну атипичного лица, отклоняющегося от средненормативных измерений. Результаты исследования обсуждаются в контексте широких социальных, в том числе кратковременных контактов с незнакомыми людьми, детей с особыми возможностями здоровья, обладающих лицевыми особенностями.

Фрагмент статьи

Введение

Лицо является источником важнейшей информации о человеке, его личностных чертах, устойчивых и кратковременных состояниях, коммуникативных намерениях. Восприятие и интерпретация статичных и динамичных лицевых сигналов выступают в качестве необходимого элемента различных форм социальных интеракций на всех возрастных этапах, в том числе и этапе дошкольного детства. В непосредственных контактах восприятие устойчивых структурных параметров лица осуществляется непрерывно и даже «навязчиво», в том смысле, что эту информацию невозможно перестать обрабатывать, она не изменяется, как экспрессия и не перестает воздействовать на органы чувств, как произнесенные слова (Лабунская В.А., 2010). Поэтому отклонения от нормативных лицевых измерений оказывают сущест­венное влияние на повседневное общение, и как следствие, на самочувствие, самооценку носителей лицевых особенностей (Труфанова Е.О., 2014). В ряде публикаций показано, что эстетика лица является важным фактором, влияющим на отношение родителей к процессу ухода за детьми (Perry B.D. и др., 1998).

По данным Всемирной организации здравоохранения, приблизительно 7% младенцев рождаются с пороками черепно-лицевой области (данные по Колтунову Д.Е., 2006). Значительное количество детей с особыми возможностями здоровья также обладают отличиями в строении лица, оказывающими влияние на процесс их интеграции в социальную и образовательную среду.

Современные исследования содержат результаты по изучению влияния ряда параметров лица на взаимоотношения детей. Колин Демельвеек с соавторами оценили отношение детей 8–11 лет к незнакомым ровесникам с лицевыми «винными» пятнами (телеангиэктатический невус, то есть дисплазия поверхностных сосудов кожи). Дети предположили, что у ровесников с сосудистым невусом могут быть трудности в отношениях со сверстниками, притом, что сами они готовы с ними подружиться. Причину противоречия в ответах детей авторы видят в нежелании испытуемых выражать собственные предубеждения (Demellweek C., 1997). Похожие результаты были обнаружены в исследовании готовности совместного взаимодействия школьников 3–6 классов (8–12 лет) со сверстниками в инвалидном кресле (Morgan S.B. и др., 1998). Влияние социальной желательности на ответы было зафиксировано посредством заявления о собственной позиции и ожидаемом отношении к инвалидам-колясочникам со стороны одноклассников.

Список литературы

1. Барабанщиков В.А., Малкова Т.Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лица от локализации мимических проявлений // Вопросы психологии. – 1986. – №5. – С. 131–140.
2. Зорина С.В., Шалаева Н.Ю. Физические характеристики лица человека как фактор социальной перцепции // Вестник СамГУ. – 2013. – №5 (106). – С. 184–187.
3. Колтунов Д.Е. Синдром Апера: клиниче­ские проявления и этиология // Лечащий врач. –
2006. – №5. – С. 16–20.
4. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. – 2010. – №1. – С. 26–39.
5. Набойченко Е.С. Психологическое со­провождение развития детей и подростков с атипич­ными особенностями внешности: дис. … д-ра психол. наук. – Екатеринбург, 2009. – 467 с.
6. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности. – СПб.: Питер, 2009. – 256 с.
7. Салмина Н.Г., Иовлева Т.Е., Тиханова И.Л.
Методика диагностики социально-желательного поведения, исследование феномена социально-желательного поведения в дошкольном возрасте // Психологическая наука и образование. – 2006. – №4. – С. 81–94.
8. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии // Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. – М.: Республика, 2000. – 638 с.
9. Социум, дружественный детям-сиротам и детям с ограниченными возможностями: отчет о результатах исследования /Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – М., 2011. URL: http://fond-detyam.ru/pechatnye-izdaniya/11068/(дата обращения: 16.02.2017).
10. Труфанова Е.О. Лицо человека в системе социальных связей // Лицо человека в науке, искусстве и практике / Отв. ред. К.И. Ананьева, В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов. – М.: Когито-Центр, 2014. – С. 487–502.
11. Фоменко И.В. и др. Особенности психологического состояния и самооценки детей
с врожденной односторонней расщелиной верхней губы и неба // Вестник Волгоградского государ­ственного медицинского университета. – 2016. – №1 (57). – С. 91–93. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskogo-sostoyaniya-i-samootsenki-detey-s-vrozhdennoy-odnostoronney-rasschelinoy-verhney-guby-i-neba (дата обращения: 06.01.2017).
12. Хрисанфова Л.А., Суслова Л.Ф., Крюкова Е.А. Особенности восприятия лица незнакомого человека и особенности воспринимающего, влияющие на формирование доверия к незнакомцу. Лицо человека в науке, искусстве и практике / Отв. ред. К.И. Ананьева, В.А. Барабанщиков, А.А. Демидов. – М.: Когито-Центр, 2014. – С. 595–601.
13. Batki A., Baron-Cohen, S., Wheelwright, S., Connellan, J., & Ahluwalia, J. Is there an innate gaze module? Evidence from human neonates //Infant Behavior and Development. – 2000. – Т. 23. – №. 2. Pp. 223-229.
14. Byom L. J., Mutlu B. Theory of mind: Mechanisms, methods, and new directions //Frontiers in human neuroscience. – 2013. – Т. 7. Pp. 413-425.
15. Cohen R., Nabors L. A., Pierce K. A. Preschoolers’ evaluations of physical disabilities: A consideration of attitudes and behavior //Journal of Pediatric Psychology. – 1994. – Т. 19. – №. 1. Pp. 103-111.
16. Demellweek C., Humphris, G. M., Hare, M., & Brown, J. Children’s Perception of, and Atitude Towards, Unfamiliar Peers with Facial Port-Wine Stains //Journal of pediatric Psychology. – 1997. – Т. 22. – №. 4. Pp. 471-485.
17. Einav S., Hood B. Young children’s use of gaze cues for inferring mental states //Poster presented at the 14th Biennial Conference on Infant Studies, Chicago, IL. – 2004.
18. Farroni T., Massaccesi, S., Menon, E., & Johnson, M. H. Direct gaze modulates face recognition in young infants //Cognition. – 2007. – Т. 102. – №. 3. Pp. 396-404.
19. Freire A., Eskritt M., Lee K. Are eyes windows to a deceiver’s soul? Children’s use of another’s eye gaze cues in a deceptive situation // Developmental psychology. – 2004. – Т. 40. – №. 6. Pp. 1093-1104.
20. Hansen C. H., Hansen R. D. Finding the face in the crowd: An anger superiority effect //Journal of personality and social psychology. – 1988. – Т. 54. – №. 6. Pp. 917-924.
21. Harper D. C. Children’s attitudes to physical differences among youth from western and non-western cultures //The Cleft palate-craniofacial journal. – 1995. – Т. 32. – №. 2. Pp. 114-119.
22. Harper D. C., Wacker D. P., Cobb L. S. Presidential address: children’s social preferences toward peers with visible physical differences // Journal of Pediatric Psychology. – 1986. – Т. 11. – №. 3. Pp. 323-342.
23. Houston V., Bull R. Do people avoid sitting next to someone who is facially disfigured? //European Journal of Social Psychology. – 1994. – Т. 24. – №. 2. Pp. 279-284.
24. MacMillan M., Tarrant M., Abraham C., & Morris C. The association between children’s contact with people with disabilities and their attitudes towards disability: a systematic review //Developmental Medicine & Child Neurology. – 2014. – Т. 56. – №. 6. PP. 529-546.
25. Morgan S. B., Bieberich, A. A., Walker, M., & Schwerdtfeger, H. Children’s willingness to share activities with a physically handicapped peer: Am I more willing than my classmates? //Journal of Pediatric Psychology. – 1998. – Т. 23. – №. 6. Pp. 367-375.
26. Perry B. D., Czyzewski, D. I., Lopez, M. A., Spiller, L. C., & Treadwell-Deering, D. Neuropsychologic impact of facial deformities in children. Neurodevelopmental role of the face in communication and bonding //Clinics in plastic surgery. – 1998. – Т. 25. – №. 4. Pp. 587-597.
27. Principe C. P., Langlois J. H. Shifting the prototype: Experience with faces influences affective and attractiveness preferences //Social cognition. – 2012. – Т. 30. – №. 1. – Pp. 109-120.
28. Reed J., Robathan, M., Hockenhull, A., Rostill, H., Perrett, D., & Lees, A. Children’s attitudes toward interacting with peers with different craniofacial anomalies //The Cleft palate-craniofacial journal. – 1999. – Т. 36. – №. 5. Pp. 441-447.
29. Richardson S. A. Attitudes and behavior toward the physically handicapped //Birth defects original article series. – 1976. – Т. 12. – №. 4. Pp. 15-34.
30. Richardson S. A. Children’s values in regard to disabilities: A reply to Yuker. – 1983. 131 p.
31. Rubenstein A. J., Langlois J. H., Roggman L. A. What makes a face attractive and why: The role of averageness in defining facial beauty. In G. Rhodes & L.A. Zebrowitz (Eds.), Facial attractiveness: Evolutionary, cognitive, and social perspectives. – Ablex: Westport, CT., 2002.
32. Ryan S. et al. Facial disfigurement is treated like an infectious disease //Evolution and Human Behavior. – 2012. – Т. 33. – №. 6. Pp. 639-646.
33. Tsao D. Y., Freiwald W. A. What’s so special about the average face? //Trends in cognitive sciences. – 2006. – Т. 10. – №. 9. Pp. 391-393.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

социальная перцепция, дошкольники, аномальное лицо, атипичное лицо, поведенче­ские намерения, готовность взаимодействовать