ISSN 1997-9657
       

Зотова Т.В., Будаева Е.О. Программа формирования приема запоминания «группировка» у старших дошкольников в образовательной деятельности детского сада

№5 2020 Зотова Т.В., Будаева Е.О.  Программа формирования приема запоминания «группировка»  у старших дошкольников в образовательной деятельности  детского сада
Аннотация

Авторы доказывают необходимость разработки программ развития приемов запоминания для старшего дошкольного возраста на базе различных видов образовательной деятельности детского сада. Раскрывается методологическая база исследования, базирующаяся на теории системогенеза способностей В.Д. Шадрикова. В исследовании принимали участие 30 детей 5–6 лет детского сада г. Москвы. Эмпирическое исследование состояло из 3-х этапов: формирующего эксперимента, направленного на формирование у дошкольников 5–7 лет приема запоминания «группировка» на материале образовательных дисциплин детского сада; 2-х диагностических срезов, выполненных до и после формирующего эксперимента, направленных на диагностику продуктивности различных видов памяти детей. Была исследована механическая, образная, опосредованная память, сформированность различных приемов запоминания дошкольников 5–7 лет. Для проверки статистической достоверности результатов исследования был использован t-критерий Стьюдента. Программа развития приема запоминания «группировка» рассчитана на 15 занятий по 25 минут каждое с периодичностью 4 занятия в неделю. Программа построена на материале таких видов образовательной деятельности детского сада, как «Окружающий мир», «Математика», «Развитие речи». В результате формирующего эксперимента продуктивность образной, опосредованной памяти стала выше (ρ≤ 0,01). Прием запоминания «группировка» был сформирован у 53% детей 5–6 лет.

Фрагмент статьи

Введение

Необходимость целенаправленного развития приемов запоминания у дошкольников является актуальным по нескольким основаниям. Память относится к познавательным универсальным учебным действиям (УУД) (Асмолов, 2008). К началу обучения в школе дети должны обладать достаточным уровнем развития познавательных УУД, необходимых для успешного овладения учебной деятельности. Память играет огромную роль в процессе целенаправленного обучения ребенка, которое начинается уже в дошкольном образовательном учреждении.

Для правильной организации учебного процесса важно создавать программы обучения с учетом возрастных закономерностей развития познавательной сферы детей (Веракса Н., Веракса А., 2006). Развитие памяти ребенка взаимосвязано с изменениями других познавательных процессов восприятия, мышления и идет по пути интериоризации культурных способов организации информации (Выготский, 1983). Исследование опосредствованного запоминания детей в рамках культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в России впервые было проведено А.Н. Леонтьевым и известно как «параллелограмм развития» (Леонтьев, 1931). Он предлагал детям в качестве вспомогательного средства запоминания использовать картинки. А.Н. Леонтьев установил, что использование картинок детьми старшего дошкольного возраста повышает эффективность запоминания. Если у младших дошкольников запоминание слов с использованием картинок и без них существенно не различается, то у старших дошкольников запоминание с картинками в два раза эффективнее. Другим учеником Л.С. Выготского, Л.В. Занковым, также выявлено, что значение смысла материала как фактора запоминания проявляется уже в дошкольном возрасте (Занков, 1949). Старшие дошкольники используют зрительный образ в качестве интериоризованной формы зрительных впечатлений. Таким образом, к концу дошкольного возраста ребенок начинает использовать простейшие познавательные операции в целях запоминания.

Проблемой целенаправленного развития приемов запоминания активно занимались еще в научной школе психологии памяти А.А. Смирнова (Смирнов, Истомина, 1969; Изюмова, 2008). Однако современной методической литературы по формированию приемов запоминания старших дошкольников непосредственно в образовательной деятельности недостаточно.

Методология исследования

Методологической базой нашего исследования послужила теория системогенеза способностей В.Д. Шадрикова (Шадриков, 1990; 2017; 2019). Память мы рассматриваем в рамках познавательных способностей, так как нас интересует ее индивидуальная мера выраженности. Впервые понятие мнемических способностей в отечественной психологии было сформулировано А.А. Смирновым (Смирнов, 1987). В рамках теории способностей В.Д. Шадрикова под мнемическими способностями мы понимаем «свойства функциональных систем, реализующие функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности» (Шадриков, Черемошкина, 1990. С. 32). Для рассмотрения вопроса о развитии мнемических способностей мы опирались на выделение В.Д. Шадриковым в структуре способностей трех механизмов. В рамках мнемических способностей это: 1) функциональные механизмы – врожденная, генотипически обусловленная память; 2) операционные механизмы – приобретаемые в процессе обучения, смысловые приемы переработки информации, увеличивающие продуктивность памяти; 3) регуляционные механизмы – личностные регуляторы продуктивности процессов памяти (мотивация, личностные качества: самооценка, уровень притязаний, произвольность психических процессов и др.). Развитие мнемических способностей осуществляется через воздействие на операционные и регуляционные механизмы памяти.

В разработанной нами программе формирования приемов запоминания у дошкольников 5–6 лет мы воздействовали на операционные механизмы мнемических способностей. Именно они позволяют подключить мышление, воображение к процессам памяти. В частности, Л.В. Черемошкиной на основе теоретического анализа литературы выделены 14 видов операционных механизмов или приемов памяти (Черемошкина, 1990; 2019), различающихся по сложности.

Разработка программ развития памяти детей непосредственно в учебной деятельности на базе школьных предметов осуществляется нами с 1990-х гг. на базе кафедры психологии младшего школьника МПГУ (Зотова, 1989; 1996; 2015; 2017). Особенностью наших программ является встраивание их в учебную деятельность, разработка заданий на материале различных школьных дисциплин и видов образовательной деятельности ДОУ.

Использование детьми приемов запоминания требует специального обучения. Алгоритм формирования любого мнемического приема описан еще в научной школе психологии памяти А.А. Смирнова (Смирнов, Истомина, Мальцева, 1969) и состоит из двух этапов:

1. Формирование интеллектуальной операции.

2. Обучение детей использованию данной интеллектуальной операции в мнемических целях.

При этом формирование интеллектуальной операции осуществляется с использованием теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина (Гальперин, 1969).

Особенностью нашей программы развития памяти старших дошкольников является использование в качестве основы материала различных образовательных дисциплин детского сада: «математика», «окружающий мир», «развитие речи».

Полный текст статьи читайте в журнале "СДО"

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений: практическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006.  72 с.
2. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 1983. – С. 314.
3. Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий // Вопросы психологии. – 1969. – №1. – С. 5–12.
4. Занков Л.В. Память. – М.: Учпедгиз, 1949. – С. 24–75.
5. Зотова Т.В. Развитие приемов запоминания у школьников в учебной деятельности // Педагогика. – 2017. – № 6. – С.123–124.
6. Зотова Т.В. Разработка диагностики мнемических способностей учащихся 10–12 лет на материале учебной деятельности // Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности. Коллективная монография. – Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 1989. – С. 77–87.
7. Зотова Т.В. Развитие интеллектуальных операций познавательных способностей школьников в учебной деятельности // Системогенез учебной и профессиональной деятельности: материалы VII Международной научно-практической конференции. – Ярославль. 2015. – С. 58–59.
8. Зотова Т.В. Формирование у младших школьников мнемического действия классификации в учебной деятельности // Психологическое обозрение. – 1996. – №2(3). – С. 31–36.
9. Изюмова С.А. А.А. Смирнов и его школа исследования памяти. Продолжение поиска // Психологический журнал. – 2008. – Т.29. – № 1. – С. 100–108.
10. Изюмова С.А. Человеческая память и формирование ее индивидуальных когнитивных стратегий. – М.: РУДН, 2014. – 436 с.
11. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володар­ская и др. Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
12. Леонтьев А.Н. Развитие памяти. Экспериментальное исследование высших психических функций. – Л.: Учпедгиз, 1931. – 278 с.
13. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основ­ная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы,
Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 308 с.
14. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М.: Педобщество России, 2000. – 280 с.
15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. – М.: Педагогика, 1993. – 76 с.
16. Смирнов А.А. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1987. – 172 с.
17. Смирнов А.А., Истомина З.М. Формирование приемов логического запоминания у детей дошкольного возраста и младших школьников // Вопросы психологии. – 1969. – №5. С. 90–100.
18. Черемошкина Л.В. Теория и методика воспитания: развитие внимания и памяти ребенка. Учебное пособие. 1-е изд. Сер. 64. – М.: Юрайт, 2019. – 277 с.
19. Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: развитие и диагностика. – М.: Педагогика, 1990. – 176 с.
20. Шадриков В.Д. Способности и одаренность человека. – М.: Институт психологии РАН, 2019. – 274 с.
21. Shadrikov V.D. The Evolution of Thought. Moscow // Russian Education And Society. T.59, № 5-6. 2017. P. 274-297.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

память, мнемические способности, старший дошкольный возраст, прием запоминания «группировка», развитие памяти