ISSN 1997-9657
       

А.Л.Жигалова. Базовый центр развития начального технического творчества как средство достижения целевых ориентиров дошкольного образования

№2 2019 А.Л.Жигалова. Базовый центр развития начального технического творчества как средство достижения целевых ориентиров дошкольного образования
Аннотация

В статье описан опыт работы МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма» по достижению целевых ориентиров дошкольного образования посредством реализации мероприятий базового центра развития начального технического творчества.

Полный текст

В настоящее время, на этапе внедрения федерального государственного стандарта дошкольного образования дошкольные образовательные организации при работе с детьми используют целевые ориентиры, обозначенные ФГОС. В их число входят такие параметры, как: проявление ребенком инициативы и любознательности в разных видах деятельности, умение видеть причинно-следственные связи и принимать собственные решения.

Для решения задач по достижению обозначенных показателей дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма» с 2015 года создан муниципальный базовый центр начального технического творчества, мероприятия которого реализованы в рамках региональной инновационной площадки по теме «Совершенствование муниципальной системы дошкольного образования, направленные на развитие современных видов деятельности детей в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования». В 2018 году образовательному учреждению присвоен статус регионального базового центра.

 

Центр оборудован современным интерактивным и обучающим оборудованием: интерактивными досками, документ-камерами, системой тестирования, интерактивным обучающим столом и игровой панелью «Колибри», наборами для опытно-экспериментальной деятельности, робототехническими, LEGO-конструкторами и другими развивающими пособиями для детей. Оснащение материальной базы центра велось за счёт финансовых средств в рамках субвенции на обеспечение государственных гарантий прав воспитанников на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также на средства от приносящей доход деятельности.

Для организации педагогического процесса методической службой образовательного учреждения разработано новое программно-методическое обеспечение по образовательной робототехнике и LEGO-конструированию: созданы программы по конструктивно-модельной деятельности для детей от 2 до 7 лет и программы по робототехнике для детей старшего дошкольного возраста.

 

Педагогами успешно апробированы проектные технологии: созданы совместные проекты детей и взрослых «Волшебница-вода», «Умный дом для всех», детские робототехнические проекты «ЯНАО-полис», «Рыбоферма «Золотая рыбка», проекты детей разных возрастов «Сказочный мир», «Родной город Надым». В рамках реализации проектов осуществлено взаимодействие с различными организациями города – Центром занятости населения, окружным Центром медицинской профилактики, Домом природы, Музеем истории и археологии, Школой искусств. Данное взаимодействие позволило расширить социальный опыт детей при создании инновационных творческих продуктов, результативно участвовать в конкурсном движении различного уровня.

Наиболее значимыми достижениями воспитанников образовательного учреждения за последние два года стали:

• победа в районном конкурсе ученических проектов, направленных на благоустройство территории города Надыма «Мой район – мои идеи!», команда воспитанников, 1 место и грант в размере 10 тыс. рублей, 2017 г.;

• призовое место во всероссийском робототехническом конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья «Икаренок без границ», команда воспитанников, дипломант II степени, 2017 г.;

• призовое место в районных соревнования по робототехнике среди воспитанников дошкольных образовательных организаций Надымского района, команда воспитанников, 3 место и сертификат на электронный планшет, 2018 г.;

• победа в окружных соревнованиях по робототехнике, команда воспитанников, первое место, 2018 г.;

• победа в III региональном отборочном этапе Всероссийского робототехнического Форума «ИКаРёнок» (Инженерные кадры России), команда воспитанников, абсолютный победитель, 2018 г.;

• победа в очных всероссийских соревнованиях «ИКаРёнок», команда воспитанников, абсолютный победитель, 2018 г.

Педагоги образовательного учреждения являются муниципальными и региональными тьюторами начально-технического направления развития детей дошкольного возраста. За два года тьюторами проведено обучение более 40 педагогических работников из 12 муниципальных дошкольных образовательных организаций Надымского района, в том числе в режиме выездных стажировок, очном и дистанционном режимах. С 2017 года запущен виртуальный портал «Дистанционная движер-среда», на котором проведено более 40 вебинаров, мастер-классов и консультаций по направлениям «Творческая мастерская по робототехнике» и «Организация конструктивно-модельной деятельности дошкольников как средство реализации ФГОС».

Работа базового центра начального технического творчества имеет практическую значимость: инициативность наших воспитанников проявляется в энергичности и активности, а также определенной смелости, наработанной в процессе опыта публичных выступлений. В ходе создания творческих робототехнических проектов у детей развиваются умственные действия анализа, синтеза, сравнения, классификации, а также умение устанавливать причинно-следственные связи и отношения между предметами и явлениями. Например, устанавливая ременную передачу на сконструированную машину, ребёнок применяет такой вид мыслительной деятельности как рассуждение, в котором одна мысль последовательно выводится из другой: «Как сделать так, чтобы колесо крутилось быстрее?», «Как станет работать машина, если заменить одну деталь на другую?» и т.д. Нарабатывая опыт работы с различными видами конструкторов, ребёнок использует такой вид рассуждения как умозаключение, в котором из уже известных суждений по правилам формальной логики ребёнок выводит неизвестные ему ранее суждения.

 

В результате деятельности центра развития начального технического творчества на 43% увеличилась доля воспитанников, имеющих сформированные компетенции в конструктивно-модельной деятельности (с 55% в 2015г. до 98% в 2018 г.), на 96% увеличилась доля педагогов, владеющих методическими компетенциями по использованию образовательной робототехники и LEGO-конструирования (с 0% в 2015г. до 96% в 2018г.).

Подробно ознакомиться с опытом работы учреждения по данной тематике можно на официальном сайте МДОУ «Детский сад «Журавлёнок» г. Надыма», пройти курсы начального технического направления можно на Виртуальном портале «Образовательная движер-среда».

Список литературы

1. Безбородова Т.В. Первые шаги в геометрии. – М.: Просвещение, 2009.
2. Венгер Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб. пособие. – М.: Академия, 2009.
3. Волкова С.И. Конструирование. – М.: Просвещение, 1989.
4. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – М.: Гардарики, 2008.
5. Емельянова И.Е., Максаева Ю.А. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011.
6. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011.
7. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
8. Конструируем: играем и учимся Lego Dacta // Материалы развивающего обучения дошкольников. Отдел ЛЕГО-педагогики, ИНТ. – М., 2007.
9. Куцакова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала
в средней группе детского сада. – М.: Феникс, 2009.
10. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. – М.: Сфера, 2009.
11. ЛЕГО-лаборатория (ControlLab). Справочное пособие. – М.: ИНТ, 1998.
12. Лиштван З.В. Конструирование. – М.: Владос, 2011.
13. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
14. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. –
М.: Академия, 2008.
15. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: Академия, 2009.
16. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. – М.: Сфера, 2011.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования; ФГОС; базовый центр; начальное техническое творчество; робототехника; LEGO-конструирование