ISSN 1997-9657
         

Андреещева Т.П., Сидорова С.В. С чего начинается Родина… (из опыта работы МБДОУ «Детский сад №23»)

Полный текст

Андреещева Татьяна Петровна – заведующая;

Сидорова Светлана Викторовна – заместитель заведующего по воспитательной и методической работе, МБДОУ «Детский сад №23» (Рязань, Россия)

Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного в неё личного труда.

Тема нравственно-патриотического воспитания детей и молодежи волновала во все времена и продолжает быть актуальной в наше время. Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Формирование у дошкольников любви к Родине с раннего детства следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.

Большая Родина всегда начинается с малой – места, где родился человек, своей семьи, двора, дома, детского сада и школы, микрорайона. Дом или детский сад, родной край имеют свою историю, особенности природы, свои традиции. А поможет приблизить дошкольников к истории своего родного края русская культура, местный материал, живое общение с природой и земляками – всё, что в дальнейшем призвано обеспечить успешную социализацию личности, пригодиться на той земле, где родился.

Рязань – благодатный регион для воспитания лучших человеческих качеств посред­ством русских традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, трудолюбивого и творческого народа.

Система работы в МБДОУ «Детский сад №23» города Рязани по нравственно-патриотическому воспитанию представлена двумя большими проектами:

1. «Истоков родники живые».

2. «С чего начинается Родина».

Проект «Истоков родники живые» представлен:

1) Мини-музеем народных промыслов, в котором находятся экспонаты следующих промыслов: павлопосадские платки, михайловское кружево, Семеновская матрешка, Богородская и Филимоновская игрушки, Городецкая роспись, Дымковская игрушка, Жостово, Гжель, Скопинская керамика.

2) Сельским уголком, в котором есть декоративные постройки и малые скульптуры, расположен огород, где дети вместе с педагогами выращивают овощные культуры и декоративные растения.

3) Мини-музеем русского быта, в котором находятся подлинные экспонаты: самопряха, утюг, ступа, пест, корыто, доска для стирки, велёк и рубель, чугунки, ухваты, коромысло, кочерга, крынки. В музее представлен манекен с образцом взрослого женского костюма Рязанской губернии и кукла, одетая в образец рязанского костюма села Секирино Скопинского района.

Проект «С чего начинается Родина...» представлен:

1) Экспозицией «Моя большая и малая Родина». Она помогает в логической последовательности сформировать у дошкольников целостную картину мира: дом – улица – город – страна – земной шар.

2) Стеной памяти участников Великой Отечественной войны к 75-летию Победы.

3) Проектом «Мы – дети Галактики», который стал лауреатом 3 степени в городском конкурсе «Современная образовательная среда».

Данные проекты реализуются в подпроектах:

1) Фестиваль народных промыслов.

2) Предания старины глубокой.

Методическое наполнение проектов:

  • картотека презентаций по народным промыслам;
  • картотека дидактических игр по народным промыслам;
  • пошив костюмов (дымка, хохлома, гжель, русский народный костюм);
  • семинары с педагогами;
  • мастер-классы для педагогов и родителей.

Красивым заключительным аккордом стала ярмарка народных ремесел, где наши воспитанники сами представляли народные промыслы посредством художественного слова, танца, игр-забав, музыки и песен.

Победа в Великой Отечественной войне – значимая тема в воспитании патриотических чувств у дошкольников, которая находит горячий отклик у родителей. Мы являемся постоянными участниками городских акций: «Мы – наследие героев», «Сирень Победы» и «Лес Победы».

Наши педагоги проводят тематические занятия, посвящённые Великой Отечественной войне, на которые дети приносят семейные реликвии.

Ежегодной главной традицией в нашем саду стал парад Победы, в котором принимает участие весь детский сад: дети, родители, педагоги.

В едином творческом порыве педагоги, дети, родители, выпускники создали инсценированную песню Булата Окуджавы «До свидания, мальчики», с которой заняли 1 место в городском конкурсе «Театр песни».

Перспективы своей работы мы видим в создании и реализации проектов:

  • Широка страна моя родная.
  • Я человек планеты Земля.

Патриотизм для педагогов, родителей и воспитанников дошкольных организаций не просто слово. Это – основа жизни.

Необходимо научить детей быть носителями национальных и общечеловеческих традиций, развивать в них чувство патриотизма и любви к России, учить творческому саморазвитию и созданию материальных и духовных ценностей во благо своего Отечества, быть непримиримыми к злу в любых его проявлениях: войне, кровопролитию, национальной розни, преступности, несправедливости.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.