ISSN 1997-9657
       

А.В.Губайдулина. Исследовательская деятельность в ДОУ

Аннотация

В статье рассказывается об исследовательской деятельности в МБДОУ «Детский сад «Светлячок» п. Пеледуй» через экспериментирование, проектную деятельность. Особое внимание уделяется организации и условиям исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ.

Полный текст

Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

Всем известно, что с рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем окружающего мира. Но особенно ребёнок-дошкольник усваивает всё прочно и надолго, когда делает что-то сам. Недаром китайская народная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, – и я пойму». Перед нами стоит задача сформировать у дошкольников способность самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные цели и ценности в жизни. В детском саду этого можно достичь через исследовательскую деятельность, так как – этот вид деятельности направлен на получение новых и объективных знаний дошкольниками.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.

Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития. Этот вопрос рассматривается в работах О.В. Дыбиной, А.Н. Поддьякова, А.И. Савенкова, В.И. Панова. Исследовательскую деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

По мнению В.И.Панова, исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий. В 1990-е годы профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н.Поддъяков сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых: игре надо учить. Экспериментируя же ребёнок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана ребенку, а организуется самими детьми.

2. В экспериментальной деятельности достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребёнок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3. Некоторые дети не любят играть; они предпочитают заниматься каким-либо делом; но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром, развитие ребёнка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности по экспериментированию.

В связи с этим исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в нашем детском саду. Она стала интересным и увлекательным процессом, как для воспитанников и педагогов, так и для родителей. С чего же начать?

1. Изучение научной и методической литературы.

2. Знакомство с передовым педагогическим опытом коллег.

3. Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОУ.

4. Развитие экспериментальной дея­тельности.

5. Внедрение проектной деятельности.

Изучив педагогические технологии и методы, пришли к выводу, что одними из эффективных методов познания окружающего мира являются: – метод детского экспериментирования; – метод проектов. Использование этих методов помогает получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Нестандартно действовать в разных обстоятельствах, основываясь на оригинальности мышления.

К моменту поступления в первый класс ребёнок научится решать такие сложные задачи как:

• уметь видеть проблему и ставить вопросы;

• высказывать предположения (выдвигать гипотезу) и строить планы по их проверке;

• уметь доказывать;

• делать выводы.

В группах ДОУ создана развивающая предметно-пространственная среда, обеспечивающая возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребёнка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Мы делаем большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Наша задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группах в ДОУ общими усилиями педагогов оборудованы и постоянно оснащаются детские мини-лаборатории, уголки экспериментирования, где представлены различные материалы для исследования.

Они постоянно пополняется новыми материалами необходимыми для работы в разных возрастных группах в соответствии с возрастом детей и их интересами. Дети в любое время в свободной деятельности могут удовлетворить свои исследовательские интересы.

При оборудовании мини-лаборатории учитываются следующие требования: – безопасность для жизни и здоровья детей; – достаточность; – доступность расположения. Метод детского экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему?», позволяет почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий». При правильной организации работы, когда взрослый – не учитель и наставник, а равноправный партнёр, у детей формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей, они сами задумывают опыт, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы. Метод проектов, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников. Основной целью проектного метода в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.

Технология проектирования делает дошкольников участниками образовательного и воспитательного процессов, становится инструментом саморазвития дошкольников, ведь опыт самостоятельной деятельности, полученный ребенком в дошкольном возрасте, развивает в нём уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с новыми проблемами, создаёт привычку самостоятельно искать пути решения, учитывая имеющиеся условия.

В проектной деятельности мы используем методику Н.Е. Вераксы, А.Н. Вераксы.

В нашем ДОУ реализованы следующие проекты:

1. Исследовательский проект «Откуда берутся звуки?». Участники – воспитанники старшей группы «Вишенка», руководитель – музыкальный руководитель Иванова Анастасия Сергеевна.

2. Исследовательский проект «Какая бывает вода?» Участники – воспитанники средней группы «Солнышко», руководители – Багрина Татьяна Павловна, Шинкевич Наталья Николаевна.

3. Исследовательский проект «Что такое воздух?» Участники – воспитанники подготовительной к школе группы «Ромашка», руководители – Ковалева Елена Викторовна, Первова Людмила Яковлевна.

4. Познавательно-творческий проект «Мой папа. Какой он?» Участники – воспитанники старшей группы «Вишенка», руководители – Абрамова Елена Борисовна, Мокаева Ирина Анатольевна.

Добиться результатов в полной мере возможно лишь при условии тесного взаимодействия с семьёй.

Главными задачами во взаимодействии с родителями мы считаем: – установление парт­нёрских отношений с семьёй каждого воспитанника и объединение усилия для развития и воспитания детей; – создание атмосферы общности интересов. Родители наших воспитанников с удовольствием и интересом отзываются на призывы к участию в различных мероприятиях – будь то реализация коллективных проектов или создание РППС по исследовательской деятельности в группах. В детском саду прошел конкурс детско-родительских проектов «Книга своими руками». Участие приняли 6 семей. Защищали свои проекты дети самостоятельно. Каждая книга одержала победу в своей номинации.

Багрины – «Очумелые ручки»; Казазаевы – «Книжка-малышка»; Бородины – «Необычная книга»; Агарковы – «Семейная редакция»; Розыбаевы – «Авторская книга»; Антипины –
«Книжка-игрушка».

Можно сделать вывод, о том, что специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых объектах или явлениях, а педагогу сделать образовательную деятельность максимально эффективной и более полно удовлетворяющей естественную любознательность дошкольников, развивая их познавательную активность.

«Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя. Что же я такое, если я не принимаю участие? Чтобы быть, я должен участвовать». (Антуан де Сент-Экзюпери). Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.

Список литературы

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М., 2016. – 112 с.
2. Дыбина О.В. Что было до… // Дошкольная педагогика. – 2016. – №1.
3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192 с.
4. Кумсковская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80 с.
5. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. – СПб.: Питер, 2012. – 357 с.
6. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте: дис. на соиск. учен. степени д-ра психол. наук. – М.: МГУ, 2001 // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aspirantura.spb.ru/dissers/poddiakov.rar 58
7. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. –
М., 2006.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

исследовательская деятельность, экспериментирование, метод проектов