Беляева С.Г. Дистанционные образовательные технологии в ДОУ как эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников

Полный текст

Беляева Светлана Георгиевна – воспитатель МБДОУ детский сад №14 (Сарапул, Удмуртская Республика, Россия)

В данной статье рассматривается одна из современных форм вовлечения родителей в образовательную деятельность детского сада, которая является успешной для реализации основной образовательной программы дошкольного образования. В статье описывается опыт работы МБДОУ д/с №14 города Сарапула Удмуртской республики по применению в средней группе дистанционных образовательных технологий как одной из эффективных форм взаимодействия с семьями воспитанников в период коронавирусной инфекции – COVID-19.

Ключевые слова: взаимодействие, педагоги, родители, открытость дошкольного образования, мастер-класс. онлайн-марафон.

Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье.
В.А. Сухомлинский

Актуальность

В условиях COVID-19 и эпидемиологической ситуации изменилось многое: жить и работать приходится по-новому. Сегодня не осталось ни одной сферы деятельности, которую бы ни коснулись изменения. Образование не осталось в стороне. Оно вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования. Меняется позиция детского сада в работе с семьей, возникает необходимость активного включения родителей в жизнь ДОУ. Новые требования к сотрудничеству ДОУ и семьи разработаны в новой инновационной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы.

В сложившихся условиях, в связи с COVID-19 и новыми требованиями СанПиН деятельность педагога переформатировалась, родители не могут посещать утренники, праздники, мастер-классы, занятия и другие проводимые совместные мероприятия в детском саду. Перед нами встал вопрос: «Как заинтересовать родителей в совместной работе?» Одним из путей решения данного вопроса является поиск новых форм взаимодействия с семьями воспитанников, который бы позволил:

  1. Максимально включить в образовательный процесс родителей.
  2. Отойти от формального общения и от назидательной позиции педагога.
  3. Обеспечить современный способ взаимодействия родителя и педагога, удобный для родителей, не имеющих возможности посещать мероприятия ДОУ.

Педагоги пришли к выводу, что данным условиям отвечает такой формат работы, как применение дистанционных технологий в работе с родителями – это проведение онлайн-марафонов, онлайн-мастер-классов, общение через социальные сети – группу WhatsApp.

Перед собой педагоги поставили цель: повышение качества образовательного процесса посредством организации совместной творческой деятельности родителей, детей, воспитателей.

Задачи:

  1. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ.
  2. Способствование обмену опытом между родителями.
  3. Повышение качества и эффективности образования путем внедрения дистанционных технологий.

Предполагаемый результат:

  1. Формирование привычки у родителей заниматься с ребенком.
  2. Формирование умения планировать и адекватно выбирать формы занятий с ребенком.
  3. Положительная динамика в образовательном развитии детей.
  4. Улучшение детско-родительских отношений в семье.

Общение через социальные сети – группы WhatsApp, ВК

Общаясь через социальные сети (группа WhatsApp), педагоги рассказывают родителям, чем занимались дети сегодня, что нового узнали. Родители в свою очередь общаются, рассматривают, обсуждают с детьми полученный материал. Те, кто по болезни не посещает детский сад, также имеет возможность самостоятельно дома разучить стихотворение или нарисовать рисунок, вылепить поделку, чтоб ребенок видел, чем занимались сегодня дети в группе, принимал активное участие, делился своими успехами через социальные сети. Родитель может задать интересующий вопрос воспитателю и получить на него ответ. Воспитатель информирует родителей о предстоящих событиях: праздниках, конкурсах, акциях. Родители и педагоги обмениваются фото-, видеоматериалами, родители рассматривают их с детьми, совместно обсуждают, решают задачки, делают такие же рисунки, поделки. Поздравляем детей электронной открыткой с днём рождения.

Общение через группу WhatsApp значительно расширяет возможности для эффективного общения с родителями, способствует созданию открытости дошкольного образования для взаимодействия между педагогами и родителями. Считаем, что такая форма работы с родителями помогает построить доверительные и партнерские отношения в системе «педагог Ц родитель – ребенок», расширяет возможности семьи для получения качественного образования.

Онлайн-марафон, мастер-класс

Чтобы вовлечь родителей в образовательный процесс ДОУ, нами проводятся онлайн-марафоны и онлайн-мастер-классы с детьми и родителями. Участником может стать любой желающий. В мастер-классах и онлайн-марафонах за учебный год приняли участие фактически все семьи воспитанников группы.

Чтобы мероприятия прошли с успехом и стали обучающими для родителей, был разработали определенный алгоритм подготовки к онлайн-марафону и мастер-классу:

  • Определение темы.
  • Выделение цели и задач мероприятия для родителей, детей и педагогов.
  • Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей (возможно, необходимо будет написать подробную карту проведения мероприятия с отдельными словами, с которыми педагог (родитель) сможет обратиться к детям и родителям).
  • Распределение ролей взрослых (если их нужно несколько).
  • Изготовление пригласительных билетов.
  • Подготовка материалов для мастер-класса (заготовок, инструментов и материалов для творчества.
  • Организация фотофиксации процесса и результатов.

В нашей группе прошли такие онлайн-марафоны:

  • Букросинг шагает по планете.
  • Мой выходной день.
  • Путешествие по любимому городу.
  • Мама папа я – спортивная семья.
  • Добрая зима для птиц.
  • Зима – веселая пора.
  • Мой папа самый лучший.

Мастер-классы:

  • Открытка к Новому году.
  • Мастерим Елочку.
  • Мастерим скворечник.
  • Голубь мира.
  • Черный кот.
  • Самолет построим сами.

Уникальность мастер-классов заключается в нетрадиционных социальных ролях «родитель – ребенок», «воспитатель – ребенок», путем создания равных условий для совместной творческой деятельности. Такие совместные мероприятия позволяют повысить уровень педагогической культуры родителей.

Мастер-классы проводятся как воспитателями, так и родителями. Родители, принимая участие в мастер-классе, выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с педагогом они осваивают определенные формы обучения. Мастер-класс дает ребенку возможность почувствовать себя на равных с родителями, а те вместе с ребенком могут получить новые знания, освоить новые технологии, и совместное творчество доставляет им несравнимую радость.

Таким образом, мастер-классы и онлайн-марафоны являются действенным средством обеспечения связи и единства в работе детского сада и семьи. Было очень приятно слышать слова благодарности от участников мастер-класса и желание поучаствовать ещё. Родители активно откликнулись на эти формы работы стали сами предлагать темы для мастер-классов и онлайн-марафонов.

Анализ совместных мероприятий и анкетирование родителей показывает:

– 76% родителей регулярно участвуют в планировании образовательного процесса ДОУ.
– 100% семей принимают активное участие в организации онлайн-марафонов.
– 96% семей приняли участие в мастер классах.
– 100% родителей пользуются группами в WhatsApp и ВК.

По результатам анкетирования родителей «Применение дистанционных технологий в период COVID-19, проведенного с целью определения удовлетворенности способом взаимодействия педагогов, детей и родителей, выяснилось, что 100% родителей довольны применяемыми формами работы. Родители имеют возможность участвовать в жизни группы, видеть, чем занимаются их дети и в онлайн-формате увидеть праздник или открытое занятие, которое выкладывается в группу ВК.

Таким образом, характер педагогического сотрудничества ДОУ с семьей соответствует требованиям ФГОС ДО и строится по принципу сотрудничества, является перспективным и эффективным видом взаимодействия с семьями воспитанников.

Мастер-классы от воспитателей

Мастер-классы от родителей

Онлайн-марафоны

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.