ISSN 1997-9657
       

Березенцева Е.А., Бобунова Е.А. Вирус перемен: оптимизация системы образования

Полный текст

Березенцева Елена Анатольевна, Бобунова Елена Александровна – муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №31 (поселок Барвиха, Одинцовский округ, Московская область)

В статье рассматриваются важные проблемы дистанционного формата воспитания и обучения подрастающего поколения и программного объединения школ и детских садов в единые образовательные комплексы в 2020 году.

Ключевые слова: образовательная среда, пандемия, повышение качества образования, оптимизация, единые комплексы.

Каждый новый день несет в себе новые возможности. Вот и 2020 год стал очередным испытанием для каждого из нас. Проблемы пришли, как говорится, откуда не ждали. COVID-19 стал причиной не только проблем в области здравоохранения, экономики и политики, но и всей системы образования.

На основании постановления Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Московской области» режим работы всех образовательных учреждений» в марте 2020 года был переведен в новый для всех формат – дистанционный [1].

Пандемия привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании системы образования, который затронул огромное количество людей. В период с марта по июнь 2020 года произошло закрытие детских садов, школ и других образовательных учреждений как на территории России, так и по всему миру.

Все учреждения образования приняли меры по снижению негативного влияния пандемии коронавируса (COVID-19). Высшим приоритетом для Министерств образования стали альтернативные решения, которые, в основном, касались мер дистанционного обучения школьников и студентов, а также организация дистанционного образования и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из вариантов стало предложить родителям детей дошкольного возраста специальные обучающие цифровые ресурсы, позволяющие дошкольникам развиваться даже в таких исключительных условиях. Сотрудники организаций работали удаленно: проводили индивидуальные и групповые занятия, мероприятия, выпускные.

Каждое дошкольное образовательное учреждение (далее – ДОУ) имеет собственную образовательную среду.

Образовательная среда ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования – это комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

Функции образовательной среды:

  • гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • воздействует на результаты образовательного процесса;
  • обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
  • создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования (интегративное, инклюзивное, консультативный пункт);
  • обеспечивает открытость дошкольного образования (сайт ДОУ, родительские и методические уголки, стенды, информация в СМИ);
  • создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • способствует профессиональному развитию педагогических работников.

В детских садах не прекращалось взаимодействие участников педагогического процесса, заключающееся в согласованной деятельности администрации, педагогов, воспитанников и родителей (законных представителей) по достижению совместных задач и, конечно же, результатов.

2021 год вносит новые коррективы в образование в Московской области. Активно начинается объединение подмосковных школ и детских садов в образовательные комплексы. Целью объединения является повышение качества обученности обучающихся, улучшение кадрового и материально-технического обеспечения учебно-технического процесса, обеспечение преемственности дошкольного общего образования и начального общего образования.

Единые комплексы – новый этап в образовательной системе Подмосковья

Объединение школ и детских садов в образовательные комплексы начинают в Одинцовском городском округе.

«В соответствии с пунктом 1.2 Поручения губернатора Московской области от 03.09.2020 года ведётся работа по созданию образовательных комплексов. В Одинцовском городском округе с 1 января 2021 года по 1 января 2022 года проводится оптимизация сети образовательных учреждений.

На сегодняшний день в Одинцовском округе функционируют 133 образовательных учреждения (юридических лица): 53 школы и 80 детских садов. На 1 сентября 2021 года количество юридических лиц сократится до пятидесяти: 30 образовательных центров, 8 школ и 12 детсадов.

На 1 января 2022 года планируется завершение оптимизации, количество юридических лиц составит сорок: 37 образовательных центров и 3 учреждения коррекционной школы».

В настоящее время соответствующие постановления проходят согласования.

Как показала практика Москвы, у образовательных комплексов есть следующие преимущества:

  • Единый план хозяйственно-финансовой деятельности, который позволит свободно перераспределять денежные средства между зданиями в пределах одного фонда заработной платы.
  • Перераспределение денежных средств на содержание объектов образования: между зданиями с учётом той или иной потребности.
  • Оптимизация административно-управленческого аппарата – сокращение заместителей по административно-хозяйственной работе, безопасности. В некоторых учреждениях – сокращение заместителей по учебно-воспитательной работе.
  • Оптимизация использования педагогического потенциала – перераспределение нагрузки педагогов узких специальностей, взаимозаменяемость и отказ от внешних совместителей. Педагоги узких специальностей смогут работать в нескольких зданиях и выполнять учебный план в рамках одного образовательного комплекса.
  • Сейчас в «жёлтой зоне» 29 школ. Оптимизация позволит к 1 сентября 22 школам выйти из этой зоны, а к 1 января 2022 года «жёлтую зону» покинут оставшиеся 7 школ.
  • Есть возможность предоставления грантов согласно постановлению правительства. «Это особенно интересно малокомплектным школам, которые больше всего затронет оптимизация».
  • Высвобождение дополнительных помещений, которые можно будет использовать как для внеурочной деятельности, так и для ликвидации второй смены [2].

Возможно, дошкольникам будет интереснее, так как реформа предусматривает тщательную подготовку ребенка к школе, наличие программ, которые позволят детям быстрее выучить необходимую программу для поступления в первый класс. Во многом эффективность данной программы будет обеспечиваться тем, что воспитатели и учителя смогут сотрудничать и проводить заседания, главным вопросом которых будет – как максимально улучшить процесс адаптации дошкольников к обучению в школе.

Взаимодействие между учителями и воспитателями будет иметь только преимущества, так как им предстоит обмениваться необходимым опытом, повышать квалификацию и анализировать результативность программ образования, внося свои поправки и изменения, которые должны будут обязательно рассмотрены Министерством образования.

Объединение школы и детского сада также позволит проводить более масштабные мероприятия. Малышам будет интересно смотреть на выступления школьников, фестивали и конкурсы, это поможет им лучше развиваться.

Областное Министерство образования планирует до 2030 года перевести все школы и детсады на работу в рамках комплексов.

С точки зрения укрепления отношений между ребенком и его семьей, присоединение сада к школе также имеет массу положительных моментов.

Как всё получится, увидим в ближайшие годы.

Литература и источники

  1. http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MOB&n=332451#010267035820385928
  2. https://mosreg.ru/sobytiya/obzory/edinye-kompleksy-novyi-etap-v-obrazovatelnoi-sisteme-podmoskovya
  3. https://odintsovo.info/news/?id=74373
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.