ISSN 1997-9657
       

Боженко Т.А., Литовченко О.Г. Деятельность Центра развития талантов ребёнка: опыт, структура, подходы

Полный текст

Боженко Татьяна Александровна – кандидат педагогических наук, генеральный директор ООО МИП «Центр развития талантов ребенка» (Сургут, Россия)

Литовченко Ольга Геннадьевна – доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры морфологии и физиологии БУ ВО Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Сургутский государственный университет» (Сургут, Россия)

В статье представлен опыт создания и семилетней успешной работы Общества с ограниченной ответ­ственностью малого инновационного предприятия «Центр развития талантов ребенка» (город Сургут), деятельность которого направлена на раскрытие и развитие способностей и талантов детей в дошкольный период в условиях освоения основного и дополнительного дошкольного образования. Описаны основные цели создания и функционирования данной организации, которая располагается в здании с уникальной, с точки зрения, функционала и безопасности архитектурой, где одновременно осваивают программы дошкольного образования более трехсот восьмидесяти воспитанников.

Раскрыты основные направления деятельности Центра развития талантов ребенка; особенности организации основного и дополнительного образования; эффективного и комфортного пространства; описаны подходы к здоровьесбережению воспитанников; опыт работы с педагогическим коллективом, продуктивного взаимодействия с родителями, выстраивания партнерских отношений с клиентами; представлены характеристики архитектурного и педагогического пространства, обеспечивающие комфортную и безопасную для всех участников образовательного и воспитательного процесса среду; подчеркивается значимость, так называемого, приветственного сервиса; раскрыты возможности реализации подходов к эффективному развитию талантов и способностей в дошкольном возрасте в условиях частной образовательной организации.

Авторы дают характеристику основным созданным условиям, которые в совокупности способствуют раскрытию способностей и их развитию у детей дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное образование, дополнительное образование, способности, талант, образовательное пространство.

В современном мире развернулась глобальная борьба за таланты. Поскольку только человек с развитыми творческими способностями может создать новое знание, иметь новое видение (Майклз Э., Хэндфилд-Джонс Х., Экселрод Э., 2005; Дуглас Д.О., Эделштейн Р., 2011). Период детства – это неповторимый самоценный период, оказывающий суще­ственное влияние на все последующие периоды жизни человека. Раскрытие и развитие потенциальных возможностей каждого индивидуума является важнейшей гуманитарной задачей (Галустов, Глухов, 2013).

Цель: описание полученного опыта работы образовательной организации, имеющей статус малого инновационного предприятия, деятельность которого направлена на раскрытие и развитие способностей и талантов детей в дошкольный период в условиях основного и дополнительного образования и воспитания.

Осознавая необходимость поиска комплексного подхода в вопросе развития детей, в Сургуте в 2014 году был создан уникальный с точки зрения организационной и правовой структуры ООО МИП «Центр развития талантов ребенка» (Центр). Центр осуществляет свою деятельность как частная лицензированная организация, ведущая обучение по различным программам основного и дополнительного образования.

Социальная проблема, на решение которой было направлено создание ООО МИП «Центр развития талантов ребенка» – это обеспечение дошкольного образования уникальными подходами, методиками в работе с талантливыми детьми, расширение спектра образовательных услуг в городе Сургуте, сочетающих в себе традиционные воспитательные ценности и отражающие новые современные тренды. Основой для такого предложения, с нашей стороны, стал очевидный запрос родительского сообщества динамично развивающегося региона России – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры – в части предоставления образования нового качества и высокого уровня сервиса (Ладнушкина, Лазарева, Тарасенко, Москалев, 2020).

Центр развития талантов ребенка – это малое инновационное предприятие, программы которого ориентированы на выявление и развитие талантов и способностей детей в возрасте от 1,5 до 7 лет по различным направлениям. В Центре реализуются программы основного и дополнительного образования для детей дошкольного возраста, в настоящее время в Центре 380 воспитанников и более 350 выпускников. Вероятно, именно такая правовая форма организации Центра позволяет выполнять все требования ФГОС дошкольного образования и одновременно с этим развивать таланты и способности воспитанников, создавая уникальные возможности раскрытия потенциальных возможностей детей (Яковлева, 2018).

Целью деятельности Центра является раскрытие способностей, талантов детей и их развитие в благоприятствующих этому условиях. Задачи деятельности Центра развития талантов ребенка:

  • предоставление качественного современного дошкольного образования, соответствующего требованиям ФГОС;
  • реализация программ дополнительного образования для детей дошкольного возраста;
  • создание комфортных условий для раскрытия и развития способностей и талантов воспитанников;
  • формирование познавательной мотивации у детей дошкольного возраста;
  • реализация мер, направленных на воспитание у детей уважения культурных традиций и ценностей;
  • создание условий для сохранения и укрепление здоровья детей, реализация мер, направленных на здоровьесбережение воспитанников;
  • разработка и внедрение дидактических средств работы по раскрытию индивидуальных творческих возможностей детей дошкольного возраста;
  • раскрытие личностных и профессиональных способностей педагогов и их совершенствование;
  • создание устойчивого взаимодействия педагогов с родителями воспитанников, как основы успешной реализации задач воспитания и образования детей, а также раскрытия их способностей;
  • обеспечение безопасной среды на территории предприятия;
  • обеспечение научного сопровождения всех сфер деятельности предприятия.

Для достижения поставленной цели и решения соответствующих задач используется авторская технология. В соответствии с данной технологией формируется система работы Центра, представляющая собой сочетание ряда факторов и условий. Часть таких условий напрямую связана с образовательными программами и их содержанием, другая часть определяется особым состоянием и развитием коллектива.

Приоритетом комплексного подхода в деятельности Центра является работа с уникальными возможностями каждого воспитанника, раскрытие его способностей (Богоявленская, 2003). Нам представляется, что создание таких условий позволяет ребенку в соответствии с его психологическими и физиологическими возможностями «талантливо прожить детство».

Компоненты единой системы, направленной на раскрытие способностей и развития талантов у детей дошкольного возраста, представлены в табл. 1.

Все направления деятельности Центра одинаково значимы в достижении поставленных целей и задач.

Психолого-педагогическая диагностика

Дошкольный возраст является сенситивным периодом онтогенеза с точки зрения развития комплекса психофизиологических способностей ребенка, его качественного отношения к миру и формирования своего образа «Я» в этом мире. Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности (Нартова-Бочавер, 2016; Груздева, Арамачева, Дубовик, 2016). Несомненно, когда речь идет о проявлении и развитии потенциальных способностей ребенка (специальных или общих), стоит уделить особое значение не только поддержке данных способностей, но и адекватной социализации ребенка (Галустов, Глухов, 2013).

Основная задача, которая поставлена перед педагогами в Центре развития талантов ребенка: увидеть особенности детей, рассказать об этом их родителям и создать условия для раскрытия таковых в реальных событиях, из которых сложится позитивный образ будущего каждого воспитанника. Каждый человек имеет уникальный набор различных способностей, базирующихся на врожденных свойствах нервных процессов как важнейших индивидуальных особенностей. Весь период онтогенетического развития детей до семи лет является периодом, для которого характерно поступательное развитие и совершен­ствование структурно-функциональной организации мозга, обеспечивающее совершен­ствование всех когнитивных процессов (Безруких, 2011; Яфалян, 2016). В Центре проводится входная диагностика воспитанников, направленная на определение индивидуальных особенностей детей, поступающих в Центр, а также регулярная психолого-диагностическая работа. Обязательной является диагностика специалистов (невролога, психолога, педагога) и когда мы выпускаем дошколят из Центра, даем рекомендации родителям для лучшей адаптации детей в начальной школе, а также развитии способностей их детей.

Основное и дополнительное дошкольное образование

Проживание уникального опыта детьми дошкольного возраста в Центре развития талантов ребенка – это неповторимый синтез проявления умений, навыков, знаний, эмоций. Б.В. Теплов подчеркивал, способность человека существует только в развитии, а оно должно осуществляться в процессе той или иной деятельности. Способности ребенка формируются посредством овладения в процессе обучения и воспитания материальной и духовной культуры, через принятие «культурных кодов». Собственно, на это и направленны программы, реализуемые в Центре.

Центр развития талантов ребенка объединяет задачи основного и дополнительного образования. Основное дошкольное образование реализуется через программы «Детство» и «Мир открытий». Тогда как события, наполняющие эти программы и сложенные как пазл образования и творчества, дают единый системный результат. Центр выстраивает сеть партнерских отношений с образовательными и научными организациями с целью обеспечения сопровождения и дальнейшего развития детей, обучающихся в Центре.

Творческие способности детей представляют собой сочетание интеллектуальных, познавательных и эмоциональных компонентов (Томилова, 2019). Центр создает оптимальные условия для дифференциации образования, воспитания и раскрытия способностей детей через возможности попробовать себя в различных видах деятельности. В Центре разработан достаточно широкий спектр программ дополнительного образования (табл. 2).

Через реализацию образовательных программ основного и дополнительного образования происходит раскрытие индивидуальных способностей и предпосылок одаренности у воспитанников Центра. Для нас важным является выстраивание индивидуальной траектории развития для каждого ребенка, учитывая его индивидуальные задатки, требования современного образования, особенности воспитания детей дошкольного возраста с учетом их индивидуально-типологических особенностей.

Для решения такой задачи необходимы особые условия, в которых могут развиться способности каждого ребенка, в частности:

  • синтез образования, науки, культуры, искусства, направленный на воспитание и образование, раскрытие талантов и способностей каждого ребенка;
  • особое образовательное пространство, способствующее раскрытию потенциала каждого воспитанника;
  • использование современных подходов к проживанию детства в комфортных условиях;
  • формирование положительной динамики развития интеллектуальных, творческих способностей и физических качеств у каждого ребенка;
  • технологическая и организационная готовность Центра к внедрению инновационных образовательных программ;
  • раскрытие и развитие интеллектуального, творческого, личностного потенциала детей дошкольного возраста – воспитанников Центра через реализацию комплекса образовательных программ.

Все образовательные программы составлены на основе знаний о возрастных, физических, психофизиологических особенностей детей. Группы детей малочисленны, что позволяет применять индивидуальный подход.

Образовательное пространство: возможности, комфорт, безопасность

Для развития ребенка важно задействование его все интеллектуальные и физиологические возможности. В каждом ребенке заложены способности к творчеству, задача взрослых осознанно смоделировать и воплотить в реальность сочетание разнообразных факторов, способствующих раскрытию потенциала ребенка с учетом его психофизиологических возможностей. Творческий потенциал может реализоваться только в благоприятных условиях. Одним из таких важнейших условий является образовательное пространство, которое позволяет максимально разнообразить формы обучения, сделать пространство функциональным для педагога и воспитанников (Шакирова, 2019; Белкина, Шакирова, 2020), такие условия, согласно Л.С. Выготскому, стимулируют развитие потенциальных способностей ребенка переводя их в актуальные.

Центр располагает просторными залами, детскими групповыми комнатами, холлами, под образовательные программы в Центре были созданы тематические студии и лаборатории, где дизайнеры учли и воплотили в жизнь пространства, позволяющие ребенку с максимальной пользой и интересом талантливо прожить детство. Для целей образования работают лестничные марши и коридоры, где каждая деталь направлена на интеллектуальное развитие, расширение познавательного кругозора детей дошкольного возраста. При этом все интерьерные решения соответствуют требованиям гигиены, психогигиены, безопасности. Центр демонстрирует позицию проживания детства в комфортных условиях. Здание Центра и оборудованные в нем помещения позволяют сформировать многоцелевое образовательное пространство и создать сервис комфорта для всех участников образовательного и воспитательного процессов, детей, родителей, педагогов, вспомогательного персонала, обеспечив высокий уровень безопасности.

Приветственный сервис

Важнейшей способностью каждого человека является его способность к общению, социальному взаимодействию. Выстроенная в Центре концепция «общения с порога» помогает каждому участнику образовательных отношений от гостя до постоянного посетителя быть опосредованно включенным в диалог. В таком диалоге инициатором становятся сотрудники Центра, которые вербально и невербально помогают клиентам понять, что именно их здесь ждут, с ними готовы решать любые задачи. Смысл работы каждого сотрудника от вахтера до педагога стать примером общения и показать, что мы заинтересованы в выстраивании дружественных отношений с родителями и детьми.

Особый сервис заключен не только в непосредственном речевом общении, но и в особой атмосфере комфорта с зонами отдыха и ожидания, фоновом музыкальном сопровождении, логистике в здании. Все пространства в Центре понятны клиентам: входы, холлы, лестничные марши помогают сориентироваться, найти необходимую группу, кабинет. Каждый родитель и воспитанник может свободно перемещаться по Центру. Нам важно, чтобы ребенку и родителям было интересно приходить в Центр.

Здоровьесбережение

В Центре, помимо основного и дополнительного образования, дети получают лицензированное медицинское обслуживание. На базе учреждения работают массажный, процедурный кабинеты, кабинет физиотерапии, ингаляторий. Прием детей ведут врач-педиатр и невролог. Такой широкий спектр предложений обоснован стремлением сделать пребывание воспитанников полноценным, образовательный процесс непрерывным. Включение в штат узких специалистов оправдано решением текущих задач, к числу которых относятся и задачи сопровождения развития талантов и способностей в спорте, танцевальном и исполнительском искусствах. Широкий спектр услуг дополнительного образования, предлагаемый в Центре воспитанникам от 1,5 лет, позволяет сохранять и укреплять здоровье детей. Здоровьесберегающая деятельность Центра организовывается таким образом, чтобы стимулировалась двигательная активность детей, формировались положительные эмоции, навыки здорового образа жизни (Индюкова, 2020).

Настоящий Центр расположен в северном регионе, воспитанники которого, проживая детство в гипокомфортных условиях Севера, вынуждены находиться в условиях северной гиподинамии. Необходимая для здоровья прогулка на свежем воздухе является обязательной только при соответствующих погодных условиях (Яковлев, Литовченко, 2010). Учитывая суровые климатические особенности северного региона, для детей обеспечено перемещение по Центру под разные образовательные задачи. Смена видов деятельности или, так называемые, «путешествия по Центру» стали для нас возможностью обеспечивать нашим воспитанникам необходимую двигательную активность в течение всего календарного года. Специально созданное дизайнерами пространство – динамическая зона, способствует двигательной активности, сенсомоторному развитию, решает образовательные и досуговые задачи. Дети перемещаются в течение дня по зданию и по территории с тем, чтобы не находиться в одном помещении на протяжении многих часов. Подобные перемещения позволяют им общаться друг с другом, наполняться впечатлениями.

Сотрудничество с родителями

Современные родители сформировали устойчивый запрос на интеграцию качественного образования, широкий спектр дополнительных услуг для своих детей и все это в условиях высокого сервиса. Высокий спрос на образовательные услуги для детей дошкольного возраста обусловлен как осознанностью и готовностью родителей обеспечить современное и качественное образование и воспитание ребенка, так и недостаточностью предложений со стороны муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Эффективное взаимодействие с родителями дошкольников обуславливает педагогическое качество и перспективы развития (Безруких, Жадько, Суслова, 2017; Карева, 2020). Создание доверительного отношения с родителями, формирование корпоративной культуры, направленной на создание благоприятной, комфортной без стрессовой среды как для ребенка и его родителя, так и для самих педагогов, а также всех сотрудников Центра является одним из приоритетных видов деятельности.

Педагогический коллектив

Коллектив Центра – это команда единомышленников с высоким уровнем осведомленности, специальным образованием, которая готова к развитию своих личностных и профессиональных качеств, дающих право называть себя конкурентоспособными на рынке. Когда родитель понимает, что именно этому педагогу он сможет доверить образование своего ребенка, а сам педагог стремится к постоянному динамичному развитию.

Центр предъявляет высокие требования к педагогам, ключевые из которых: профессиональная компетентность, педагогическое образование, непрерывное совершенствование профессиональных умений, знаний, навыков; сочетание личностных качеств, таких как доброта, заботливость, креативность, амбициозность, стремление к профессиональному и личностному развитию в меняющихся условиях современного мира. Роль педагога проявляется в создании атмосферы творчества, формирования потребности самовыражения (Долгова, Гольева, Ушакова, 2015).

В Центре через систему мотивирующего менеджмента у педагогов стимулируется потребность к развитию, творческому отношению к своей деятельности (Шакирова, 2019). Специально сформированная система образовательных сессий, взаимодействие с ведущими научными, научно-образовательными, культурными центрами как своего региона – Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, так и России, изучение опыта зарубежных образовательных организаций – вот некоторые составляющие успешного педагогического менеджмента в Центре.

Управление знаниями, полученными сотрудниками, является частью менеджмента организации. В Центре в рамках инновационной деятельности создаются малые творческие группы сотрудников под разнообразные задачи, стимулируется мотивация педагогов к взаимообмену опытом через обучающие сессии, мастер-классы, формируется банк методического обеспечения работы с детьми, действует регулярный научный семинар. Более того, раскрытие способностей самих педагогов является ключевой задачей менеджмента «талантливые педагоги – талантливые воспитанники».

Таким образом, в настоящее время Центр развития талантов ребенка является местом доступа сургутян к лучшим образовательным программам, практикам дополнительного дошкольного образования и воспитания; возможностей раскрытия и развития способностей и талантов ребенка. Центр развития талантов ребенка открыт к сотрудничеству, готов делиться полученным опытом, его тиражировать через создание филиалов и распространение франшизы.

Литература

  1. Безруких М.М. Дошкольник. Мифы и реалии // Вестник практической психологии образования, 2011. – С. 16–21.
  2. Безруких М.М., Жадько Н.В., Суслова М.П. Проблемы взаимодействия педагога с родителями в дошкольной образовательной организации и возможности их решения // Педагогика. – 2017. – №10. – С. 69–78.
  3. Белкина В.Н., Шакирова Е.В. Критерии оценки предметного пространства детского сада через призму детской деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020. – №1. – С.116-124.
  4. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности / Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, М.А. Холодная, В.Д. Шадриков [и др.]. – М.: ИЧП Магистр, 2003. – 90 с.
  5. Галустов А.Р., Глухов В.С. Способность, одаренность и талант: поиск, развитие и поддержка. Армавир: РИО АГПА, 2013. – 152 с.
  6. Груздева О.В., Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Развитие творческих и технических способностей детей дошкольного возраста в условиях дошкольной организации, Красноярск: Краснояр. Гос.пед. ун-т им. В.П. Астафьева. 2016. – 134 с.
  7. Долгова В.Н., Гольева Г.Ю., Ушакова Н.Н. Влияние стиля управления на уровень развития педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал Концепт, Т. 31. – 2015. – С.136-140.
  8. Дуглас Д. О., Эделштейн Р. Глобальная борьба за таланты: перспективы США //Экономика образования, 2011. – №1 (62). – С. 79-82.
  9. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2009. – 444 с.
  10. Индюкова К.С. Роль здоровьесберегающих технологий в жизни детей старшего дошкольного возраста // Вестник российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. – 2020. – №3. – С. 16-20.
  11. Карева Н.Г. Сотрудничество педагогов и родителей как условие формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста // Вестник российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2020. – №3. – С 21-25.
  12. Ладнушкина Н.М., Лазарева М.В., Тарасенко Т.В., Москалев А.В. Эффективное развитие негосудар­ственного сектора в дошкольном образовании: нормативное регулирование, опыт регионов и зарубежных стран // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2020. – №2(98). – С 51-59.
  13. Майклз Э., Хэндфилд-Джонс Х., Экселрод Э. Война за таланты. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2005. – 272 с.
  14. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М: Флинта, 2016. – 280 с.
  15. Рыбалко О.Н., Шматко Э.В. Создание модели здоровьесбережения дошкольников в условиях детского сада северо-востока России //Science Time, 2015. – №4(16). – С.681-686.
  16. Томилова С.Д. Проблемы развития творческих способностей детей дошкольного возраста в аспекте реализации ФГОС ДО // Педагогическое образование в России. – 2019. – №5. – С. 6-13.
  17. Шакирова Е.В. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада как средство мотивации педагога к творчеству // Современное дошкольное образование: теория и практика. – 2019. – №5. – С.54-67.
  18. Яковлев Б.П., Литовченко О.Г. Психофизиологические основы здоровья. М: Эксмо, 2010. – 284 с.
  19. Яковлева Г.В. Основные тренды инноваций в дошкольном образовании // Методист. – 2018. – №4. – С.54-58.
  20. Яфалян А.Ф. Одаренность, талант, способности детей: социально-психологические предпосылки развития // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. – 2016. – Т.2. – С. 230-236.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.