ISSN 1997-9657
       

Цоппоева Р.Е., Уляшова И.И. Образовательное событие «Наши пернатые друзья»

Полный текст

Цоппоева Ратха Ериковна, Уляшова Ирина Инокентьевна – воспитатели старшей группы, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3» (Владикавказ, Россия)

Инновационные технологии, а именно: утренний и вечерний круг, развивающий диалог, образовательное событие и детский проект для нас новый опыт, который даёт возможность увидеть ребёнка в новом свете, услышать его, помогает ему заявить о том, что у него есть свои способы мыслить, творить, действовать.

На основе этого была построена работа в рамках образовательного события «Наши пернатые друзья».


Актуальность данного образовательного события заключается в том, что в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности, формирование основ экологической культуры, поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Работа над данным образовательным событием способствует развитию познавательной активности, поисковой деятельности, исследовательских умений и коммуникативных навыков у детей.

Цель образовательного события: расширение и обогащение знаний о птицах.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о птицах, их повадках и внешнем виде, о роли человека в жизни птиц и пользе птиц для человека.
  2. Развивать и обогащать знания детей о птицах: водоплавающих, хищных, певчих.
  3. Формировать умения и навыки исследователя: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественно-продуктивной).
  4. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Ожидаемые образовательные результаты (целевые ориентиры):

  • Умение устанавливать причинно-следственные связи, наблюдать, экспериментировать, формулировать выводы.
  • Умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, находить оптимальные пути решения.
  • Умение организовывать совместные действия со сверстниками и взрослыми.

Началось образовательное событие на утреннем круге, где ребята рассказывали об интересных событиях, произошедших в выходные дни.

Почемучка Вова рассказал, что смотрел фильм про птиц, но не до конца, и у него возникли вопросы: «Как птицы находят дорогу в тёплые края?», «Как узнают, что им пора улетать?». Для того чтобы у других детей вызвать желание задавать вопросы и поддержать инициативу Вовы, педагоги похвалили его и поддержали интерес встречным эмоциональным комментарием: «Какие интересные вопросы ты задал! Надо подумать, чтобы ответить». Затем мы обратились к ребятам: «А ещё есть у кого-нибудь вопросы о птицах?».

Этот диалог и вопрос послужили толчком к активности всех детей группы; посыпались вопросы, которые мы стали записывать на доске: «Какие птицы улетают первыми?», «Почему птицы плавают и не тонут?», «Почему птицы выстраиваются клином?».

Вопросов было много, и мы вместе с детьми пришли к выводу, что на утреннем круге все эти вопросы не решить. Стали думать, где и как мы можем найти ответы. Дети сформулировали свои предложения:

  1. Понаблюдать за птицами.
  2. Найти информацию в интернете.
  3. Прочитать в книгах о птицах
  4. Спросить у родителей.
  5. Посмотреть развивающий канал «Синий трактор» или «Умняшка» (этот вариант предложила девочка, у которой в семье просмотр познавательных программ является традицией).

Вечером этого же дня ребята рассказали родителям о наших планах. Все родители стали активно обсуждать, кто и чем сможет помочь детям.

На следующий день дети принесли научные книги о птицах, подобрали раскраски, пазлы «Птицы», распечатанные рисунки с изображением птиц нашего края, картотеку загадок и стихов о птицах, даже интересный фильм о птицах.

Таким образом, мы пополнили предметную среду группы по теме «Птицы».

Увидев, что у детей сформировался устойчивый интерес к теме, мы решили создать план образовательного события, который бы охватил все образовательные области.

В ходе коммуникативной деятельности провели беседы по интересующим детей вопросам.

По инициативе самих ребят провели беседу: «Какую пользу приносят птицы?», «Почему зимующие птицы не улетают в тёплые края?».

Когда у одного ребенка возник вопрос «Почему водоплавающие птицы не тонут?», это стало темой настоящего эксперимента с птичьим пером. Его инициатором стал воспитанник, который, побывав у бабушки в селе, привёз перья гусей, уток, индоуток. Ребята с помощью эксперимента проверяли, почему перья остаются на плаву и не тонут; на практике проверили и поняли смысл выражения «Как с гуся вода».

Одна воспитанница рассказала в группе стихотворение о птицах, которое настолько понравилось ребятам, что они все вместе решили его выучить. Еще один ребенок увлекся подбором загадок о птицах, которые стали также частью активностей в рамках образовательного проекта. Его поддержал другой воспитанник, который, рассматривая изображения птиц, стал сам придумать загадки.

В группе была организована своеобразная художественная мастерская: одни дети рисовали птиц, а потом из этих работ составили выставку; другие ребята объединились и стали лепить птиц для «птичьего уголка» сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».

Интерес к теме образовательного события был поддержан в формате настольной игры с карточками «четвёртый лишний». Дети самостоятельно организовали процесс игры, который контролировал ее инициатор и ведущий, объясняя правила и помогая детям советами.

Детям также понравилась электронная развивающая игра, в ходе которой они получили много новой информации о птицах.

Ребят увлек еще один творческий способ знакомства с темой образовательного события. Дети прослушивали аудиозапись голосов разных птиц и старались передать образы пернатых под музыку в движениях.

Детям также понравилась песня про сову Зою, которую исполнила одна из воспитанниц, а ребята с удовольствием ее выучили.

Не остались без внимания и подвижные игры на свежем воздухе. Один мальчик вспомнил об игре «Утки и охотники», подробно рассказал товарищам и научил правилам всех ребят.

Дети с удовольствием погрузились в краеведческую тему «Зимующие птицы родного края», внимательно смотрели и комментировали подготовленную презентацию.

Толчком для познания темы в новом ракурсе стала проблемная ситуация, из которой надо было найти выход. Так, на утреннем круге обсуждали, всем ли нравится, когда выпадает глубокий снег. Дети прокомментировали ситуацию так: папа не любит, потому что ему приходится чистить двор; бабуля не любит – боится упасть; собака не любит снег, потому что он прилипает к шерсти. А один мальчик рассказал, что видел в окно птиц на ветке, они нахохлились и были грустные.

Тогда воспитатель задал вопрос: «А как вы можете исправить эту ситуацию?». Так родилась идея сделать кормушки для птиц. Детям она очень понравилась, и они решили, что если все возле дома повесят кормушки, то спасут больше птиц. Так ребята смогут наблюдать за птицами, прилетающими к кормушке и заботиться о них. Мы объявили акцию «Будем добрее» и обсудили её с родителями в нашем групповом чате.

Родители активно подключились к акции, и каждый творчески подошел к работе. Получились замечательные кормушки, которые отличались своей креативностью и разнообразием.

Подводя итог, можно сказать, что основой успеха образовательного события является живой коллективный, объединяющий интерес к одной теме всех детей в группе. Каждый из детей под влиянием общей цели сформулировал свою идею, которая получила развитие в группе.

По итогам реализованного образовательного события полка воспитателя пополнилась методическими материалами:

  1. План проекта.
  2. Подборка научных книг о птицах.
  3. Список художественной литературы, связанной с темой образовательного события.
  4. Картотека загадок.
  5. Развивающее видео.
  6. Настольные игры, пазлы.
  7. Кормушки и скворечники.
  8. Творческие работы детей.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.