ISSN 1997-9657
       

Демешкевич Е.Н. Организация экологических проектов в ДОО с использованием ТРИЗ-технологий

Полный текст

Демешкевич Елена Николаевна – воспитатель, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 200 комбинированного вида» Московского района (Казань, Республика Татарстан)

Реализовать задачи экологического воспитания помогает технология ТРИЗ. Дошкольник должен постепенно готовиться к решению различного рода задач, в том числе исследовательского и экологического плана. Для их решения требуется сформировать у ребенка определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал. Данная технология позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Технология ТРИЗ включает творческие задания, которые не требуют специального оборудования и могут быть частью любой образовательной деятельности с детьми. В то же время такие задания дают сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.

Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, сегодня это мировоззрение. Экологическая культура является отправной точкой для пересмотра многих ценностей современной цивилизации. Экологическое состояние на планете является актуальной проблемой для всего человечества. Судьбу нашего ближайшего и отдаленного будущего будет решать подрастающее поколение. Вывести нашу планету и человечество из состояния экологической катастрофы будут способны вовремя и правильно сформированные экологическое мировоззрение и экологическая культура. Начинается же формирование основ экологической культуры, эмоционально-положительного отношения к природе и окружающему миру с самого благоприятного периода – с дошкольного детства.

Содержание экологического образования должно включать такие компоненты как:

  • система знаний о взаимодействии общества и природы;
  • ценностные экологические ориентации;
  • систему норм и правил отношения к природе;
  • умения и навыки по её изучению и охране.

Для экологического образования дошкольников используются различные методы и формы: наблюдения, экскурсии, беседы, постановки и решения проблемных ситуаций и познавательных задач, моделирование, различные виды игр, конструирование, опыты и экспериментирование, познавательно-исследовательские проекты, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, музыкальное творчество, участие в различных экологических конкурсах и акциях и др.

Воспитание экологической культуры и грамотности немыслимо без чувства восхищения природой, ее богатой палитрой красок, разнообразием форм, запахов. Здесь немаловажное значение имеет развитие сенсорных восприятий. Успех работы воспитателя в данной области зависит от умения направить взгляд ребенка на красоту – помочь увидеть её, услышать.

Реализовать задачи экологического воспитания помогает технология ТРИЗ. Дошкольник должен постепенно готовиться к решению различного рода задач, в том числе исследовательского и экологического плана. Для их решения требуется сформировать у ребенка определенный образ мышления, раскрыть творческий потенциал. Данная технология позволяет заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователями и защитниками природы. Технология ТРИЗ включает творческие задания, которые не требуют специального оборудования и могут быть частью любой образовательной деятельности с детьми. В то же время такие задания дают сильную эмоциональную реакцию, оставляющую след на всю жизнь.

Чтобы принять необходимость бережного отношения к природе и к себе самому, как части этой природы, необходимо увидеть каждый отдельный элемент в единой структуре и иерархии явлений и объектов. И в то же время, чтобы научиться находить первопричины проблем, надо уметь из целостной картины мира вычленять проблемные элементы.

Чтобы осознать опасность подчинения окружающего мира своим потребностям, необходимо научиться понимать закон перехода количественных изменений в качественные, а в более старшем возрасте прогнозировать возможные последствия некорректного вторжения в природу.

Чтобы решать экологические задачи, ребёнок должен научиться находить противоположности в объектах и явлениях, стать чувствительным к противоречиям, владеть умениями их формулирования и разрешения. Сформировать все эти умения нам отлично поможет технология ТРИЗ.

Берегите лес, ребята! Рисунок гуашью. Автор: Петрова Елена. Руководитель: Демешкевич Елена Николаевна

На основе работы с использованием технологии ТРИЗ нами был разработан долгосрочный проект экологической направленности «Эколята-дошколята».

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Участниками являются дети, педагоги и родители.

Целью проекта являлось создание системы работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды, ориентированию на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержке новой для нашей страны традиции – разделении мусора и эффективного вторичного использования бросового материала.

Проект имеет несколько направлений:

  • «Сдавай макулатуру – спасай деревья!»,
  • «Батарейки опасны для земли!»,
  • «Посади дерево»,
  • «Вторая жизнь упаковки»,
  • «Лучшая кормушка для птиц»,
  • «Трудовой десант» (осень, весна),
  • «Огород на подоконнике».

Работа над проектом «Вторая жизнь мусора» позволила серьезно задуматься о проблеме вторичного использования бытового мусора, способах уменьшения загрязнения окружающей среды. Важным моментом является поиск вариантов вторичного использования бытового мусора. Результатом стало совместное изготовление с детьми и родителями поделок, элементов интерьера группы, деталей оформления участка детского сада, изготовление дидактического материала. Совместная деятельность существенно влияет на развитие фантазии и творчества ребенка, способствует развитию коммуникативных навыков и навыков социализации. Участие в реальных практических делах, выходящих за пределы жизни детского сада, оказывает влияние не только на сознание детей, но и на сознание окружающего населения.

Каждый подпроект является комплексным мероприятием, в котором задействованы различные формы и методы работы, помогающие добиться определенных результатов: дети учатся свободно высказываться, думать вслух, нестандартно мыслить, рассуждать, делать простейшие выводы, творчески подходить к решению задач и проблемных ситуаций, проявлять творческую фантазию.

Литература

  1. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 144с.
  2. Корзун А.В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ, РТВ в работе с дошкольниками: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 2-е изд. – М.: Университетское, 2001.
  3. Николаева С.Н. Любовь к природе воспитываем с детства. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2002. – 112 с.
  4. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001.
  5. Сидорчук Т.А. Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Учебное пособие для работников дошкольных учреждений. – АО «Первая Образцовая типография», филиал «Ульяновский дом печати», 2015. – 248 с.
  6. Ястребова О.В. Использование ТРИЗ-технологии в экологическом воспитании детей дошкольного возраста (из опыта работы) / О. В. Ястребова. – Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). – Казань: Молодой ученый, 2019. – С. 29–32. –
  7. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15503/ (дата обращения: 29.03.2021).
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.