ISSN 1997-9657
         

Экспертные заключения на «Примерную рабочую программу воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования»

№15-1 2021 Экспертные заключения  на «Примерную рабочую программу воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования»
Полный текст

Комитет Госдумы ФС РФ по образованию и науке

В соответствии с реализацией Федерального закона от 31 июля 2020 года 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» перед системой образования поставлена задача разработки Программы воспитания, в которой должны найти развитие механизмы, обеспечивающие реализацию задач воспитания, как неотъемлемой составляющей основной образовательной программы.

Для дошкольных образовательных организаций обращение к вопросам воспитания детей на законодательном уровне имеет особое значение.

История становления в России общественного дошкольного образования свидетельствует о том, что именно воспитание детей было главной целью системы, а воспитательно-образовательный процесс регулировался документом, который назывался «Программой воспитания детей в детском саду».

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), основное внимание при разработке образовательной программы стало уделяться задачам развития, а содержание Программы охватывало структурные единицы, представляющие определённые направления (образовательные области) развития детей.

В настоящее время от коллективов дошкольных образовательных организаций требуется усиление воспитательной направленности основной образовательной программы на основе приказа Министерства просвещения РФ от 12 мая 2021 г. № 241 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных общеобразовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных общеобразовательных программ».

В приказе указано, что примерные рабочие программы воспитания разрабатываются по основным общеобразовательным программам и включают:

  • примерный календарный план воспитательной работы, определяющий рекомендуемые объем и содержание образования;
  • планируемые результаты освоения образовательной программы;
  • примерные условия образовательной деятельности.

Приказом предусмотрена возможность, как самостоятельной разработки рабочей программы, так и использование «Примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования» (далее –Программа), в которой должны найти развитие механизмы, обеспечивающие реализацию задач воспитания, как неотъемлемой составляющей основной образовательной программы.

В настоящее время Программа разработана и 1 июля 2021 года одобрена решением федерального методического объединения по общему образованию.

Ознакомление с текстом программы позволяет констатировать, что разработчики не смогли добиться выполнения требований современного законодательства и не определили в Программе объем и содержание воспитательной работы с детьми, не разработали примерный календарный план воспитательной работы, определяющий рекомендуемые объем и содержание.

Вместе с тем, результаты многочисленных исследований, проведённых в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что своевременно начатое правильное воспитание детей обеспечивает их полноценное развитие, а кроме того, предупреждает возможность возникновения и закрепления отрицательных привычек и форм поведения, что значительно облегчает воспитание детей в последующие возрастные периоды. Поэтому воспитатели должны знать, как предохранять детей от возникновения отрицательных форм поведения и активно воспитывать, целеустремленно развивая у ребенка те качества личности и формы поведения, которые необходимы для члена современного общества. Вместе с тем, отсутствие своевременно начатого правильного воспитания и обучения ведет к задержке и отставанию в развитии, что с трудом компенсируется в дальнейшем, а также приводит к закреплению ряда отрицательных форм поведения (неорганизованность, неустойчивость внимания, агрессивность и т.п.) и формированию отрицательных привычек, перевоспитывать которые значительно труднее.

Поэтому правильное воспитание, начатое в раннем детстве и продолженное в дошкольном возрасте, способствует достижению более высоких результатов, но для этого в Программе, которая призвана быть Рабочей, для воспитателей и родителей, должны быть чётко и последовательно сформулированы задачи воспитания и примерное содержание работы с детьми. В настоящее время данная Программа лишь содержит не приносящие никакой практической пользы формулировки.

Серьёзным недостатком Программы является игнорирование требований приказа Министерства просвещения относительно того, что Программа должна включать «примерный календарный план воспитательной работы, определяющий рекомендуемые объем и содержание образования».

Разработчики в пункте 3.7. Программы лишь обозначили раздел «Примерный календарный план воспитательной работы», но не разработали его, а формально указали: «Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действий взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы». Но почему этого не сделали разработчики Программы?

При ознакомлении с Программой не совсем ясно, почему группа учёных, которым был дан государственный заказ на её разработку не выполнили требований Министерства просвещения, а эксперты федерального методического объединения по общему образованию одобрили формальный подход разработчиков.

Заключение

«Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования» требует доработки в соответствии приказом Министерства просвещения РФ от 12 мая 2021 г. № 241 и должна быть повторно представлена на рассмотрение федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Председатель экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете ГД ФС РФ по образованию и науке Т.Н. Доронова

Заместитель председателя Комитета ГД ФС РФ по образованию и науке Л.Н. Тутова.

Федеральный институт развития образования РАНХиГС при Президенте РФ

Анализ

Ознакомление с текстом программы позволяет констатировать, что разработчики не смогли добиться выполнения требований современного законодательства и не определили в Программе объем и содержание воспитательной работы с детьми, а ограничились указанием только общих направлений работы.

Рабочая программа воспитания должна содержать два абсолютно необходимых элемента.

Первый – это цель воспитания, условный «портрет идеального ребенка», представленный двусторонне. С одной стороны, все искомые характеристики должны быть классифицированы. Это необходимо в силу разнообразия направлений воспитания. С другой – они должны быть представлены в виде динамического процесса развития ребенка на протяжении дошкольного детства. В указанном процессе развития должны быть выделены реперные точки, ключевые моменты. Они необходимы для того, чтобы контролировать процесс развития, иметь возможность оперативно восполнить неизбежно возникающие «западающие» сферы.

Второй столь же необходимый элемент – это общее описание набора методов, которые позволят педагогу эффективно решать поставленные задачи.

Мы видим рабочую программу воспитания как конкретный и функциональный документ, практический инструментарий для специалистов системы дошкольного образования, помогающий им в реализации поставленных ФГОС ДО задач и достижения целевых ориентиров.

Опубликованный и предложенный для использования практиками текст более напоминает некий манифест, содержащий много громких слов, но никак не приближающий педагогов-практиков к решению поставленной перед ними задачи – разработке рабочей программы воспитания.

Целевые ориентиры программы воспитания определены, на наш взгляд, недостаточно ясно и полно.

Определение целевых ориентиров в целом «ценностным отношением» в вопросе воспитания детей дошкольного возраста является преждевременным и поэтому недостаточным. На наш взгляд, стремиться напрямую, непосредственно сформировать у ребенка-дошкольника какие-либо ценности является нерешаемой задачей и неизбежно приведет в тупик. По сути, развитие ребенка – это постепенная, с помощью взрослого дифференциация спонтанной активности, и попытки найти у трехлетнего, и даже семилетнего ребенка какие-либо отчетливые проявления «ценностного отношения» к таким глобальным явлениям, как знание, Родина, природа, труд, культура, красота и т.п. по меньшей степени наивно.

Не смогут воспитатели провести эту работу и при использовании целевых ориентиров, представленных в разделе 1.3.1. Программы, где указано: «Результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщённых портретов ребёнка к концу раннего и дошкольного возраста».

В раннем детстве, то есть в первые три года жизни, развитие организма, психики ребенка идет очень быстро и тем быстрее, чем меньше ребенок. Первые три года жизни являются временем не только наиболее быстрого развития организма ребенка, но и его нервно-психической деятельности. В этом возрасте развиваются разнообразные движения, зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. В течение первых трех лет развиваются также основные чувства, как положительные – радость, любовь к близким людям, так, при неправильном воспитании, и отрицательные – гнев, страх, зависть и др., и тем самым начинают определяться эмоциональная основа личности ребенка и его характер. Поэтому воспитатели и родители обязательно должны знать и правильно оценивать результаты своей деятельности, чтобы предупредить возникновение и укрепление отрицательных чувств, негативных проявлений в поведении детей, всячески содействовать возникновению и укреплению положительных эмоций и создавать благоприятные условия для коррекции их поведения.

Нечеткость описания ожидаемых результатов реализации Программы не поможет педагогам-практикам определить, обладает ли ребенок «первичной картиной мира на основе традиционных ценностей российского общества» или всё же нет.

Механизмы же реализации поставленных целей, если, конечно, можно назвать их целями, отсылают нас также к не вполне ясным вещам. Это «уклад образовательной организации»; «воспитывающая среда ДОО»; «общности ДОО» (с. 5) квинтэссенция которых сводится к описанию того, как должно быть, а не того, как этого можно достигнуть. В данном описании особенно странной является мелочная регламентация поведения воспитателя и даже его внешнего вида, что явно дублирует проект профессионального стандарта воспитателя.

Серьёзной недоработкой в Программе является игнорирование требований Приказа Министерства просвещения относительно того, что Программа должна включать «примерный календарный план воспитательной работы, определяющий рекомендуемые объем и содержание образования». Разработчики в пункте 3.7. Программы лишь обозначили раздел «Примерный календарный план воспитательной работы», но не разработали его, а формально указали: «Каждый воспитатель разрабатывает конкретные формы реализации воспитательного цикла. В ходе разработки должны быть определены цель и алгоритм действий взрослых, а также задачи и виды деятельности детей в каждой из форм работы».

При изучении Программы становится очевидным, что формальный подход разработчиков Программы к проведению оценки воспитательной работы сводит на нет все усилия общества и государства по усилению воспитательной направленности в образовании, потому что на первом уровне образования не будет обеспечена своевременность воспитания.

Выводы

Доработка представленной программы воспитания не является целесообразной в связи с изначально выбранными методологическими основами и подходами, неопределенностью понятийного аппарата; не соотносится с действующими в практике нормативно-правовыми документами в системе дошкольного образования, направленных, прежде всего, на развитие личности ребенка-дошкольника. Кроме того, разделять образование и воспитание в период дошкольного возраста невозможно, так как они является составляющими единого процесса – проживания счастливого дошкольного детства.

Заключение

«Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования» требует существенной переработки в соответствии приказом Министерства просвещения РФ от 12 мая 2021 г. №241 и должна быть повторно представлена на рассмотрение федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

 Подписывайтесь на канал СДО в Телеграм.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.