ISSN 1997-9657
         

Эльфия Дорофеева: «Программа воспитания должна помогать педагогам. Эта программа, не помогает, а мешает»

№15-1 2021 Эльфия Дорофеева: «Программа воспитания должна помогать педагогам. Эта программа, не помогает,  а мешает»
Полный текст

Президент Ассоциации развития качества дошкольного образования Эльфия Минимулловна Дорофеева представила на круглом столе в Общественной палате подробный разбор Программы воспитания, где указала на наиболее слабые места программы, рассказала о трудностях, с которыми сталкиваются педагоги, пытаясь использовать данную программу.


– Вы активно критикуете Программу воспитания. Чем вызвано подобное неприятие?

– Я подробно разобрала содержание Программы воспитания на круглом столе в Общественной палате. Обсуждение показало, что с профессиональной точки зрения она не выдерживает никакой критики. В том виде, в котором программа представлена, она наносит колоссальный вред дошкольному образованию, превращает работу по воспитанию детей в пустую формальность. Это тот случай, когда поторопились и формально выполнили указ Президента о необходимости создания Программы воспитания – а фактически – это издевательство над здравым смыслом и над воспитателями, потому что Программа не просто плохая, а вредная. Воспитатели вынуждены лицемерить, формально вывешивать программу на своем сайте, формально показывать, что она есть, но по ней работать невозможно, так как она не ставит целей, разрушает основы дошкольного образования. С профессиональной точки зрения создается впечатление, что она написана людьми, вообще не знающими дошкольное образование.

– Вы считаете, что программа, разработанная Институтом детства, вредит дошкольному образованию. Нужна ли вообще дошкольным организациям программа воспитания?

– Программа воспитания нужна исключительно для того, чтобы воспитатель увидел свои главные задачи и цели в вопросах воспитания детей, потому что наши базовые ценности, нравственные основы – то, что казалось очевидным всем еще не так давно, сейчас пошатнулось. Конечно, ставить четкие целевые ориентиры важно. Воспитатель целый день, с утра до вечера, каждую минуту воспитывает детей, хочет он того или нет, но воспитательное воздействие на детей он оказывает. Цели этого воспитательного воздействия должна задавать программа воспитания. Она должна обозначать позицию государства в этом вопросе. Нам ведь важно, чему учатся дети, какими они вырастут, и какими именно мы хотим видеть детей – это должно быть обозначено в программе.

В основных образовательных программах всё это уже используется.

– Тем не менее, создатели Программы утверждают, что они проанализировали все существующие образовательные программы, и в их программе есть то, чего нет в этих программах.

– Это правда. В их программе есть то, чего вообще нет в дошкольном образовании и, соответственно, ни в одной программе. То есть они втянули в свою программу понятия, которых нет и которые не нужны в дошкольном образовании. В программе вводятся новые термины, при этом авторы их не расшифровывают, не объясняют, почему они их используют. С этой точки зрения Программа разрушает основы дошкольного образования. Опираясь на непонятные педагогам термины, разработчики хотят, чтобы воспитатели им следовали. Предположим, я воспитатель, неважно сельский или самого элитного московского детсада – это не мой уровень решать, правильно или неправильно сделана программа. Когда уважаемый институт по рекомендации Министерства просвещения, предлагает мне программу, и я вижу, что она нелепая, даже не могу себе в этом признаться, потому что думаю, наверное, я что-то не понимаю, не разбираюсь, не уследила за последними достижениями науки… И воспитатель начинает под эту программу подстраиваться, что-то там выдумать, в этом и есть разрушение.

– На обсуждении в общественной палате педагоги-практики не раз упоминали программу «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ», утверждая, что в ней уже прописаны все базовые ценности, которые необходимы современным детям, как вы считаете в ней обозначены все необходимые базовые ценности?

– В программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» базовые, традиционные нравственные ценности обозначены. По ней можно работать. Но это не сделано отдельной программой. Сейчас авторский коллектив готовит программу воспитания, она должна быть очень короткой, в ней будут четко и доступно обозначены цели воспитания. Например, воспитатель должен знать, что в три года важна гендерная самоидентификация ребенка – в этом возрасте ребенок понимает, мальчик он или девочка. И воспитатель должен знать, что, занимаясь воспитанием детей, необходимо стремиться к этой цели. Если брать патриотическое воспитание, то никакого календарного плана с каким-то специальными мероприятиями в этом возрасте не нужно. Оно должно быть только на уровне эмоционального восприятия, через подсознание, через культуросообразность. Когда мы занимаемся с детьми, мы опираемся на культуру и ценности нашего народа. Это научно обосновано и изобретать здесь ничего не надо. Но воспитатель это может упустить по разным причинам. Поэтому в программе воспитания те моменты, на которые нужно обратить внимание, должны быть обозначены. Программа воспитания – это «напоминалка» для воспитателей – каких принципов нужно придерживаться в своей работе. А вся работа прописана в основных образовательных программах.

– Какова, на ваш взгляд, судьба предложенной программы воспитания?

– Я понимаю, почему возникла эта программа, и здесь каждый на своем уровне сделал всё, что смог. Говорили, что программа рассылалась в ведущие вузы на экспертизу. При этом замечания экспертов так и не были учтены. Работа над программой велась очень странным образом. Как разрабатывались в свое время ФГОС? Все знали, кто над ними работает, заинтересованные специалисты могли принять участие, внести свои предложения.. Сейчас тоже необходимо приходить к консенсусу. Та программа, которая есть напоминает дипломную работу, сделанную за деньги, в которой собраны цитаты из интернета.

Программа воспитания должна помогать педагогам. А эта программа, не помогает, а мешает, нагружает дополнительной бессмысленной работой, заставляет воспитателя врать, потому что он изображает, что занимается воспитанием, и получается, что много людей при деле. Проверяющие пришли, проверили – программа есть, курсы проводятся. Тратится людской, материальный ресурс на то, чтобы нанести вред дошкольному образованию. Эту ситуацию необходимо менять.

Подписывайтесь на канал СДО в Телеграм.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.