ISSN 1997-9657
       

Е.Н. Решетникова. Краткосрочная образовательная практика «Кусудама – лекарственный шар»

Полный текст

Решетникова Евгения Николаевна – воспитатель, муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 31 «Ивушка», г. Ершов, Саратовская область, evgeniyanikola@gmail.com

Кусудама – в переводе с японского – «лекарственный шар». Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). Это бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе. Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка. В древней Японии кусудамы использовались для целебных сборов и благовоний. В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения интерьера или в качестве подарков. Кусудама является важной частью оригами, в частности, как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.

Цель: познакомить родителей с разновидностью искусства оригами – кусудамой. Формировать интерес к разнообразию и красоте цветочных шаров «кусудама».

Задачи:
1. Научить складывать цветочный шар кусудама.
2. Способствовать формированию умений и навыков объемного конструирования из бумаги.
3. Способствовать развитию зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности.

Количество встреч: 3.

Максимально допустимое количество участников: 12 человек.

Перечень материалов и оборудования: схемы, бумага цветная для офисной техники, ножницы, клей, иголка с нитью, для украшения – декоративная нить или лента, бусины.

Предполагаемые результаты: умение родителей изготавливать шары «кусудама». Применение данной техники в домашних занятиях с детьми.

Тематический план

Встреча №1
Тема. Занятие – сообщение «Знакомство с искусством «кусудама»
Задачи встречи.
1. Познакомить родителей с бумажной моделью в технике оригами кусудамой.
2. Заинтересовать родителей историей возникновения, красотой и разновидностью кусудам.
3.Дать понятие о пользе занятий по изготовлению кусудам для детей и взрослых.
Краткое содержание встречи.
1. Рассказ педагога «Что такое кусудама» в сопровождении с презентацией.
2. Легенда о кусудамах.
3. Беседа о пользе занятий по изготовлению кусудам.

Встреча № 2
Тема. Практическое занятие «Изготовление шаров «кусудама»
Задачи встречи.
1. Рассказать родителям об особенностях изготовления цветов и их сборки.
2. Познакомить родителей со схемой и последовательностью изготовления кусудамы.
3. Научить складывать цветочный шар кусудаму.
Краткое содержание встречи.
1. Показ изделий, выполненных педагогом: «Бумажный цветочный шар», «Сакура», «Ноготки», «Венера», «Супершар», «Лилии».
2. Объяснение последовательности изготовления кусудамы. Знакомство со схемами.
3. Изготовление кусудамы из предложенных на выбор.

Встреча № 3
Тема. Коллективная работа «Создание ажурных шаров «Кусудама»
Задачи встречи.
1. Показать предназначение шаров «Кусудама» для интеръера помещений
2. Научить складывать ажурный шар кусудаму.
Краткое содержание встречи.
1. Беседа об украшении интерьера шарами кусудамами к различным праздникам.
2. Коллективное изготовление кусудам «Ажурных шаров» для украшения музыкального зала ДОУ ко Дню Победы.

Конспект встречи №1

1. Рассказ педагога «Что такое кусудама» в сопровождении с презентацией.

Одно из важных и самодостаточных направлений оригами, это кусудама – древнейшее традиционное японское искусство изготовления шаров из бумаги. Кусудама – бумажная модель, которая формируется сшиванием или склеиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается шар. Кусудама является одним из самых древних и декоративных традиционных японских изделий в технике оригами. По форме кусудамы напоминают шарообразные тела и правильные многогранники.

Существует две версии перевода слова «кусудама». Самая распространенная версия – это «кусури», в переводе с японского – «лекарство», «тама» – «шар». Следовательно, слово «кусудама» можно перевести как «лекарственный шар». В Древней Японии кусудамы использовались для целебных сборов и благовоний. Такой шар, наполненный лекарственными травами, японцы вешали над постелью больного и верили в скорейшее выздоровление больного, т.к. шар излучает положительную энергию.

По другой версии, «кусудама» – от японского кусу – камфара, от «кусуноки» – камфарное дерево. Возраст сохранившихся камфорных деревьев от 800 до 1000 лет. Их плоды имеют форму шара – этим и объясняется вторая половина слова, т.е. кусудама – камфарный шар, аромат которого обладает лечебными свойствами. В 8–12 вв. в Японии было развито эстетическое отношение к запахам. Вероятно, камфарные шарики помещались вовнутрь бумажного шара, поэтому и появился ароматизированный шар кусудама.

2. Легенда о кусудамах

В давние времена, в одной далекой стране жили люди. И как-то раз случилось у них, что зима затянулась: уже весне давно пора прийти, но стоят холода и морозы. Месяц, другой люди ждут тепла, солнца, но не идет Весна. Обратились люди к мудрецу за советом, спрашивают: «Почему Зима не заканчивается?» Он отвечает: «Потому что стали вы мало радоваться, перестали быть благодарными Природе за ее дары, перестали любить друг друга и сердца ваши наполнились холодом». Что же нам делать? – спрашивают люди. Как вернуть Весну?» Ответ найдете только вы сами – ответил мудрец.

Люди собрались на площади и стали думать: «Как же быть?… Мудрец сказал, что мы стали мало радоваться и благодарить… Знаем! Нам нужен праздник! Ведь раньше мы всегда устраивали праздники Весны и Любви – танцевали на них, радовались, благодарили Природу! Но для праздника Весны у нас нет самого главного – цветов – ведь мы всегда делали из них цветочные шары – символы Солнца и так встречали Весну! Не получится праздник без цветов! Значит, Зима не уйдет!» – думали и вздыхали люди.

Сквозь толпу пробился один юноша по имени Святослав и сказал – «Мне кажется, я знаю, что можно сделать! Готовьте праздник!» А сам отправился в соседний поселок, где жил человек, про которого поговаривали, что он чужеземец из страны восходящего солнца. Когда-то он проезжал через эти края, встретил девушку, да так тут и остался. Святослав частенько бывал у него – учился складывать разные забавные фигурки.

Парень пришел к чужеземцу и рассказал, в чем дело. Тот ответил: «Не беда, будут у нас цветочные шары!» Взял красную, желтую, зеленую бумагу и показал Святославу, как складывать цветы. Вместе они сложили много прекрасных цветов, а потом соединили их в шар. Когда Святослав принес цветочный шар людям, те обомлели от удивления, и лишь позже разглядели, что цветы сделаны из бумаги. Не раздумывая, они дружно взялись за работу: замелькали руки, зашелестела бумага, зазвенел смех и шутки. Как когда-то, очень давно, они вновь почувствовали близость и радость от общего дела, ощутили себя единым целым. Они наделали много цветочных шаров и устроили веселый праздник. Не смолкал смех, не прекращались танцы, не стихали песни. Сердца людей оттаяли, и к ним вернулась Весна. С тех пор люди любят складывать цветочные шары и развешивают их у себя дома, веря, что они приносят счастье.

3. Беседа о пользе занятий по изготовлению кусудам.

Искусство оригами стало обязательной частью японской культуры и передавалось из поколения в поколение. К концу 16 века, оригами стало любимым развлечением японцев. В середине 20 века оригами распространилось по всему миру благодаря изобретению графического языка Акирой Йошизавой, с помощью которого, человек любой страны может сложить понравившуюся ему фигурку. В настоящее время, оригами занимается буквально каждый японский школьник. И это неспроста, т.к. занятия оригами позволяют ребёнку раскрыть в себе конструкторские способности, и не только! Оригами способствует развитию мелкой моторики рук, образному и логическому мышлению, воображению, памяти.

Как мы уже знаем, кусудама является одним из направлений оригами. Помимо выше перечисленной пользы, занятия кусудамой способствуют развитию эстетического восприятия. Ведь при создании шаров кусудама можно выбирать не только яркие цвета, но и комбинировать их, подбирать разные оттенки, переходить от темного к светлому тону. Поэтому изготовление шаров кусудама можно включить в домашние занятия с ребенком.

Занятия кусудамой полезны не только для детей, но и для взрослых, т.к. с возрастом человек теряет ловкость и гибкость рук, внимание и память. А также кусудама помогает отвлечься от повседневных проблем, успокоиться и благоприятно влияет на наш внутренний мир.

Занятия кусудамой – это хороший повод провести семейный досуг и собрать всю семью вместе. Коллективное дело всегда проходит быстрее, интереснее, веселее и приносит массу удовольствия и положительных эмоций. Существуют несложные модели шаров кусудам, которые подвластны начинающим и с ними может справиться не только ребенок, но и пожилой человек.

Согласитесь, что будет очень приятно, если нам подарят красивый яркий шар, сделанный своими руками, которым можно украсить интерьер своей комнаты, например. Все мы знаем, что подарки приятнее дарить, чем получать. Поэтому, почему бы не подарить близкому человеку подарок, сделанный своими руками или руками своей семьи!

Конспект встречи №2

1. Показ изделий, выполненных педагогом.

Демонстрация ряда технически несложных моделей кусудам: «Бумажный цветочный шар», «Сакура», «Ноготки», «Венера», «Супершар», «Лилии».

Чтобы сделать шар кусудама, нам понадобится: схема, бумажные квадраты (размер квадрата подбирается в зависимости от размера шара) например, 9 х 9, ножницы, клей, иголка с нитью, для украшения – декоративная нить или лента, бусины.

2. Объяснение последовательности изготовления кусудамы.

Каждый шар кусудама складывается по определенной схеме, а состоит он из нескольких модульных элементов. Элементы соединяются между собой с помощью сшивания или склеивания. Элементами цветочного шара являются лепестки, которые собираются в цветки, затем цветки склеиваются или сшиваются, образуя форму шара.

Собирать цветы в шар – это самый сложный процесс в технике кусудамы, так как нужно выполнять работу терпеливо и аккуратно. При сшивании деталей (модели – «Венера», «Супершар») – нужно следить за тем, чтобы форма не деформировалась и не стала овальной. При склеивании, нужно обращать внимание на количество клея, т.к. площадь склеиваемой поверхности минимальна. В конце работы, к изделию прикрепляется нить для подвешивания шара. Для украшения можно добавить нитьевую кисточку и бусины в центр цветов.

 

Знакомство со схемами.

Педагог предлагает родителям несложные схемы некоторых моделей. Объясняет на одной схеме последовательность работы, обращает внимание на символы и знаки. Далее, участники встречи выбирают одну схему понравившейся модели и выполняют практическую работу при незначительной помощи и подсказки воспитателя.
По окончании работы, проводится выставка моделей, где родители делятся своим мнением о проделанной работе.

Конспект встречи №3

1. Беседа об украшении интерьера шарами кусудамами к различным праздникам.

Шарами кусудамами можно украсить не только помещения детского сада к тематическим датам, но и интерьер своего дома. Конечно же, к этой творческой и интересной работе мы можем привлечь наших детей. Как мы знаем, занятие с ребёнком всегда проходит интереснее и результативнее, когда есть мотивация. Мотивация – это ситуация, обладающая проблемным характером, которая заставляет ребёнка проявить интерес к данной проблеме, поставить перед собой задачи и решать их. Праздник – хорошая мотивация для ребёнка, например День рождения. Мы можем объяснить ребёнку, что праздник пройдёт радостнее и торжественнее, если мы украсим комнату сувенирами, сделанными своими руками.

Шары кусудамы украсят любой праздник – как Новый год, например, так и День Победы. «День Победы?», – спросите Вы. Да, это скорбный торжественный праздник, но в тоже время радостный! Поэтому, чтобы украсить этот праздник кусудамой, нужно подобрать подходящую модель и соответствующие тона бумаги.

В этом году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы в ВОВ. Все люди, почитающие память великих воинов будут торжественно отмечать этот праздник. Я предлагаю Вашему вниманию модель кусудама «Ажурный шар». Данная модель представляет собой звёздный шар, украшенный бахромой, где звёзды – красного цвета, а бахрома – белого. Красный цвет – это цвет крови, пролитой нашими солдатами в ВОВ, для продолжения нашего с Вами рода. Белый – цвет свободы и независимости нашего народа.

2. Коллективное изготовление кусудам «Ажурных шаров» для украшения музыкального зала ДОУ ко «Дню Победы».

Участникам встречи предлагается коллективно выполнить несколько «Ажурных шаров» кусудам, для украшения музыкального зала ДОУ к празднованию «Дня Победы».

Педагог совместно с родителями, обсуждает последовательность работы по схеме шара, распределяет этапы работы по подгруппам (первая подгруппа изготавливает элементы, вторая – собирает элементы в модули, третья – склеивает модули в форме шара).

По окончании работы, участники встречи делятся своими впечатлениями.

Далее подводится итог всех встреч. Воспитатель проводит опрос участников встреч о пользе и бесполезности данной практики, определяется результат данной практики. Педагог благодарит всех за уделенное время и внимание.

Список литературы

1. Афонькин С., Афонькина Е. Волшебные шары кусудамы. Книги Искусство. Живопись. М.: Кристалл, 2001. – 169 с.
2. Гончар В.В. Модульное оригами. – М.: АЙРИС-пресс, 2015. – 112с.
3. Романенко Н.В. Кусудамы. Волшебные бумажные шары. – М.: АЙРИС-пресс, 2015. – 192с.
4. Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – 4-е изд. – М.: АЙРИС-пресс, 2005. – 192с.
5. http://ru.wikipedia.org
6. https://kusuda.ru/
7. https://stranamasterov.ru/content/popular/inf/850%2C451

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.