ISSN 1997-9657
       

Ильбахтина Т.Ю. Использование технологий ТРИЗ-педагогики в формировании экологической культуры дошкольников

№8 2021 Ильбахтина Т.Ю. Использование технологий  ТРИЗ-педагогики в формировании экологической культуры дошкольников
Полный текст

Ильбахтина Татьяна Юрьевна – воспитатель, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 200 комбинированного вида» Московского района (Казань, Республики Татарстан)

Дошкольный период богат любопытством, добротой и нежностью. Дети с неподдельным восторгом наблюдают за бабочками, радуются распустившимся на весеннем солнце листьям и замечают всё, что встречают на своём пути. Однако нередко можно заметить ребенка, ломающего ветки, срывающего цветы и кидающего на землю мусор. Отчего в дошкольнике зарождается подобная жестокость? Чаще всего ребенок не понимает последствий своих поступков, для него обрывание веток кустарника – лишь ещё одно развлечение, такое же, как наблюдение за порханием бабочки. Воспитание с первых лет жизни личности, способной понимать и любить окружающий мир и природу – главная цель экологического воспитания в соответствии с ФГОС ДО.

Важно помочь детям исследовать мир живой и неживой природы, научить их чувствовать и сопереживать, ведь именно в дошкольниках живут маленькие исследователи, искренне желающие изучить весь мир. ТРИЗ-педагогика, её отдельные инструменты и методы способны систематизировать и обогатить знания дошкольников об экологии и дополнить эколого-образовательное пространство интересными идеями.

ТРИЗ (Теория Решения Исследовательских Задач) начала создаваться в 1950-х годах талантливым писателем, изобретателей и инженером Г.С. Альтшуллером. Изначальным предназначением этой науки было решение изобретательских задач в инженерии, однако постепенно её главные принципы стали применяться в педагогике и психологии. ТРИЗ-педагогика ставит перед собой цели формирования сильного и системного мышления.

Одним из важных составляющих экологического воспитания является уголок природы, в котором в течение всего учебного года располагается «Огород на подоконнике». Эта зона является тем местом, где дети видят зарождение новых побегов своими глазами, могут потрогать землю, ощутить хрупкость природы. При его оформлении дети не только сажают семена выбранных растений и ухаживают за ними, но и могут наблюдать весь цикл их развития. В этом дошкольникам помогают системные операторы – инструменты для тренировки мышления в ТРИЗ-педагогике. Условно их можно представить в виде нескольких мысленных экранов, которые проецируют прошлое, настоящее и будущее объекта.

Таблица 1. Пример системного оператора


В системном операторе «Надсистема» понимается прошлое выбранного объекта, в «Подсистеме» – его составные части, в «Системе» – сам объект и его развитие. При оформлении таких таблиц с рисунками и фотографиями около каждого посаженного растения дети видят изображение места обитания цветка, изучают его составные части, оформленные изображениями в таблице, представляют, каким он должен стать, а соответственно, более тщательно следят за всеми изменениями и возможными отклонениями в период его роста. Помимо подобных таблиц, в непосредственной близости с огородом располагаются календарь, фотографии и нарисованные детьми изображения изменений.

При создании эколого-образовательного пространства большое внимание уделяется подбору книг для центра литературы. Рассматривая иллюстрации, демонстрирующие смену времен года, характерные признаки и место обитания цветов и растений, читая рассказы о живой и неживой природе, дети развивают внимательность и наблюдательность, учатся систематизировать полученную информацию. В этом процессе помогают признаки и свойства объектов, систематизированные в ОТСМ ТРИЗ-педагогике.

Дошкольники видят предмет в свете 17 признаков, обогащая и расширяя свой чувственный опыт. Располагая картинку с изображением какого-либо растения или явления в начале таблицы со схематическим изображением признаков, дети запоминают важную информацию и учатся систематизированному рассказу о природном объекте. Каждый объект, расположенный в таблице, описывается по признакам: цвету, форме, запаху, вкусу, температуре, влажности, месту обитания и т.д.

Экологическое воспитание напрямую связано и с центрами науки и естествознания, песка и воды. В них дети круглогодично могут экспериментировать с природным материалом, песком, галькой и другими сыпучими материалами. Экспериментируя в центрах с водой, дети не только обогащают чувственный опыт, но и осознают важность сохранения её чистоты и быстроту загрязнения при ненадлежащем уходе. Подобные действия учат ребенка заботиться о чистоте рек и озер, осуществлять совместную уборку мусора с берегов водоемов родного края.

Центр настольных игр также служит формированию нравственного отношения к природе и окружающему миру. Игры, ориентированные на понимание причинно-следственных связей, основанные на технологии ТРИЗ, в игровой форме учат детей пониманию того, к чему может привести небережливое отношение к природе. В играх, основанных на причинно-следственных связях, дошкольники оперируют картинками причины и следствия различных природных сюжетов с изображениями сорванного цветка, разоренного муравейника или выброшенной батарейки с одной стороны и насекомых, оставшихся без питания и дома, загрязненной земли – с другой, соотносят их между собой и размышляют над возможной связью. Такая методика направляет детей в русло нравственности по отношению к природе, взаимосвязи мира насекомых, животных и растений и наличию последствий после каждого необдуманного действия.

Немаловажное значение для эколого-образовательного пространства представляют участки ДОУ. Расположение на участках кормушек, высадка цветов и кустарников, овощных культур, их ежедневный полив и уход формируют у дошкольников важные обязанности по отношению к живой природе. Особое внимание при этом уделяется методу эмпатии, широко используемому в ТРИЗ-педагогике. Метод эмпатии понимается как осознанное сопереживание и сострадание другому. С помощью данного метода дети играют, представляя себя птицей, цветком, овощной культурой, чувствуют на себе бережное и пренебрежительное отношение. Результатом применения метода эмпатии является появление у дошкольников внутренней мотивации для заботы о цветах на клумбе и овощах на грядках, птицах зимой и т.д. Высокий уровень заинтересованности в охране и сохранении окружающей среды позволяет превращать «зелёные зоны» в уголки постоянного творчества, добра, общения, обогащения и усовершенствования детьми, педагогом и родителями.

«Чтобы беречь Землю, природу, надо её полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить» А.Н. Сладков. Цитата российского ученого-ботаника и педагога точно передает важность экологического воспитания и создания эколого-предметного пространства в дошкольном учреждении. Используя инновационные методы обучения, систематизацию знаний, проводя основы экологии и нравственного отношения к природе красной нитью через основные центры активности, можно с ранних лет привить любовь и заботу о живых объектах, сохранить и улучшить окружающий мир.

Литература

  1. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание 5-е (инновационное), исп. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
  2. Гончарова А.С. Как воспитать творческую личность на основе ТРИЗ и ТРИЗ-педагогики. – М.: КТК «Галактика», 2020. – С. 80, 96–99.
  3. Кашкаров А.П. Развиваем нестандартное мышление. ТРИЗ для детей (Изд. 2-е, исправленное). – М.: СОЛОН-Пресс, 2020. – С. 16–18.
  4. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 10, 14–18 (Серия «Программа развития»).
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.