ISSN 1997-9657
       

И.М. Дзоблаева. Тимбилдинг или командообразование как философия управления персоналом ДОО

№19 2020 И.М. Дзоблаева. Тимбилдинг или командообразование как философия управления персоналом ДОО
Полный текст

Дзоблаева Инга Маирбековна – заместитель директора по дошкольному образованию, воспитатель, ГБОУ «Центр образования «Интеллект» (Россия, Республика Северная Осетия – Алания, г. Владикавказ), intellekt@edu15.ru

Корпоративная культура педагогического коллектива обеспечивает внешнюю адаптацию, формирует определенный имидж образовательного учреждения. По корпоративной культуре можно понять, что принято и что не одобряется в образовательной организации, как поступать человеку в той или иной ситуации. Центр образования «Интеллект» разработал набор правил и предписаний, управляющих повседневным повелением сотрудников на рабочем месте, осуществляя деятельность в соответствии с теми ценностями, которые имеют существенное значение для ее сотрудников. Данная модель управления развитием корпоративной культуры состоит из двух блоков.

В составе «Центра образования «Интеллект» функционируют общеобразовательная школа и два дошкольных образовательных учреждения. Педагогический состав – 146 чел., из них 79 педагогов дошкольного отделения.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Интеллект» расположен в 7-м микрорайоне г. Владикавказа РСО-Алании. Центр образования имеет три корпуса: общеобразовательная школа и два корпуса дошкольного отделения. Учредитель: Министерство образования и науки РСО-Алания. Год основания: 01.04.1985.

У нас собран квалифицированный персонал. Мы очень бережно относимся к своим коллегам и к тому авторитету, который приобретаем в сообществе профессионалов в результате нашей образовательной практики.

В ЦО «Интеллект» работают специалисты, которые организуют образовательный процесс.


Вопрос командообразования возник в 2019 году, когда центр начал расширяться. В состав центра вошли общеобразовательная школа, в которой открылись 12 классов и 11 дошкольных групп. Возникла необходимость в подборе новых кадров. Пришли новые педагоги, и появилась проблема, как организовать команду.

 

Идейный организатор нашей команды, руководитель Центра образования Белла Николаевна Галаова, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ (в должности руководителя – 35 лет). Она ориентирует коллектив педагогов на командную работу и всегда поддерживает решение вопросов коллегиально. Именно она на первых этапах определила нашу цель и сориентировала нас на объединение и выработку общих целей, задач и перспектив для команды единомышленников, т. е. педагогов ЦО «Интеллект».

В 2019 году мы получили статус Центра образования. В наш педагогический коллектив влились новые педагоги, так как мы организовали 11 новых дошкольных групп. Перед нами стала задача включить новых педагогов в наше профессиональное сообщество. Нам было важно продолжить создание команды со своей корпоративной культурой.

Под корпоративной культурой мы понимаем взаимодействие всех участников образовательного процесса, объединенных общими ценностями, традициями, обычаями и ориентированных на единую цель.

При создании команды нам было важно обеспечить доброжелательное, комфортное, образовательное пространство для каждого участника.

Предпосылками к созданию команды стали традиции, которые были заведены давно… еще в прогимназии «Интеллект» К таким традициям мы относим взаимодействие наших педагогов с другими образовательными коллективами, как в нашем городе, так и в России, и за пределами.

Мы сотрудничаем с Казахстаном. Наши педагоги познакомились с традициями, обычаями и бытом казахского народа. Результатом стала организация мини-музея, где воспитанники ЦО знакомятся с традициями, обычаями и предметами быта казахского народа.

С 2010 года мы сотрудничаем с Эрмитажным детским садом №101, г. Санкт-Петербург. Наши педагоги познакомились с автор­ской программой Н.Б. Кутьиной «Ребёнок 21века» с целью развития социальной компетентности воспитанников и их родителей.

Применяя элементы этой программы, мы организовали в детском саду творческие мастерские (для педагогов).

Творческие мастерские:
• «Волшебный сундучок нана».
• «Удивительная Англия».
• «Заполярье».
• «Мастерская детства».
• «Кубаночка».

Разработали систему проведения занятий по ознакомлению детей с искусством разных народов.

Темы:
1. «Традиции народа, лучшие национальные черты».
2. «Жизнь, ставшая легендой: Задалеская Нана».
3. «Быт и уклад народов Крайнего Севера».
4. «Дон родной – край казачий».
5. «Изучая английский, изучаем мир».

Идеи данной программы легли в основу «Фестиваля народов мира».

Наши педагоги активно включаются в разные курсы повышения квалификации, как в нашем городе, так и за его пределами.

В результате сегодня благодаря этим курсам у нас организованы кружки, открытые мероприятия, образовательная среда.

Творческая группа педагогов ЦО в апреле 2018 года посетила всероссийскую педагогическую конференцию «Образование 21 века: Компетенция будущего», г. Анапа.

На этой конференции наши педагоги познакомились с перспективной программой «Тропинки». После посещения конференции педагоги поделились опытом с коллегами.

В три возрастные группы внедрили одно из направлений данной программы – элементарное математическое развитие. И организовали кружок дополнительного образования «Игровая математика». Этот кружок стал инициативой в освоении цифрового пространства детей дошкольного возраста.

 

За активное участие детей, посещавших кружковую работу в конкурсе «Первые шаги в науку» получили новое оборудование для «Класса Робототехники». Сегодня мы организовали кружковую работу и апробируем программу «Техноград». Успехи наших детей в освоении робототехники отмечает технопарк «Кванториум 15», который после дошкольного отделения принимает детей ЦО «Интеллект».

Коллектив включился с Федеральный проект «Бережливый детский сад». Уже сегодня мы создали бережливую среду, перестроили предметно-развивающую среду в группах, что дало возможность экономить время. В работу по бережливому детскому саду активно включились не только педагоги, но и родители.

1) Педагоги при использовании инструментов бережливого производства организовали образовательное пространство, что дало возможность экономить время, продемонстрировали изменения предметно-пространственной среды.

2) Использование алгоритмов, лейблов, маршрутизации помогают детям самостоятельно планировать свою деятельность;

3) Родители легко ориентируются как внутри учреждения, так и на территории.

Традицией ЦО «Интеллект» является реализация инновационных проектов. Мы активно участвуем в разных инновационных проектах, один из которых – инновационный проект РАО «Опыт и проблемы в вопросах преемственности детского сада и школы». В результате было создано разновозрастное сообщество сверстников, апробированы технологии социализации: «Клубный час», «Дети – волонтёрство», Ситуация месяца», «Телефон доверия».

Сегодня мы включились в апробацию инновационного проекта по программе «От рождения до школы». И уже активно используем новые образовательные технологии.

 

В результате проекта сейчас совместно с родителями были изготовлены маркеры игрового пространства, «говорящие стены», центры активности, которые отвечают требованиям программы, осенью проведены нетрадиционные родительские собрания, инициаторами которых стали сами родители.

Таким образом, у команды педагогов ЦО «Интеллект» одной из традиций является активное знакомство с современными и инновационными технологиями пространства дошкольного детства и внедрение их в образовательный процесс детского сада.

К этим традициям мы подключаем и новых педагогов, которые вливаются в нашу команду, и мы продолжаем работу над командообразованием. Создание команды единомышленников мы строим в нескольких направлениях. Каждое направление имеет несколько ступеней.

Первое направление – подготовка к работе в команде (знакомство с педагогом, наблюдение за педагогом и выявление ресурсов и рисков для образовательного процесса). Второе направление– вхождение в команду (наставничество), третье направление – работа в команде.

1.Первое направление состоит из двух ступеней:

а) Необычное знакомство «Разрешите представиться…» («Включения» в работу коллектива.)

Знакомство педагога с педагогами, с коллективом ЦО. Подготовка и представления своего портфолио перед педагогами коллектива. У нас хорошо развита система интерактивных технологий, и мы используем презентации, сайты, демонстрируем наработки, свои достижения. Например:

Открытое мероприятие «Удивительный воздух» (Познавательное развитие). (И.П. Танделова)

Мастер-класс «Обычаи и традиции осетин (А.С. Наниева)

Мастер-класс «Дары Фрёбеля (Л.А. Цхо­вребова)

В результате такого представления наши педагоги не только знакомятся с новыми коллегами, но и видят его достижения и ресурсы, которые могут быть рационально использованы в реализации общих целей и задач.

б) Старшим воспитателем проводится наблюдение за педагогической деятельностью нового педагога и выявление его ресурсов и рисков для образовательного процесса. В результате мы обсуждаем с новым педагогом, как он будет реализовывать свои достижения, разрабатывать дополнительную программу, как планирует организовать работу с родителями.

2. Второе направление включает ступень «Наставничество».

Для наставничества у нас в республике созданы разные условия.

1. С 2010года в республике функционирует учебный центр «СтартАп», который является лидером в сфере дополнительного образования, куда входят дети от дошкольного возраста до профессиональных сообществ.

В этом году Центр проводил конкурс педагогического мастерства «КЛАССный учитель», направленный на повышение социального статуса педагогической профессии, пополнение и сохранение педагогического состава. Участники конкурса – молодые педагоги до 35 лет, с любым стажем работы. Наставнику прикрепляют команду из10–16 человек (молодые педагоги ЦО и педагоги из других образовательных организаций объединены в команды). Наставник готовит педагогов, которые далее представляют открытое мероприятие с детьми совместно, работая в команде.

 

Этот федеральный проект помогает молодым педагогам начинать свою работу при поддержке команды. После конкурса мы пришли к выводу, что надо не просто назначать наставников, а разрабатывать проект подготовки педагога, который сможет участвовать
в мероприятиях.

2. Поэтому мы организовали на базе ЦО «Клуб Педагогических находок». Стажисты, имеющие опыт работы, один раз в месяц встречаются с молодыми педагогами и делятся находками и достижениями. На сегодняшний день мы выстраиваем работу в новом формате «творческого тандема» (наставник + молодой специалист). В результате молодой специалист сам выбирает наставника, который берет на себя обязательства, может помочь в разных направлениях образовательного процесса и работает с ним в течение полугода. Может быть больше или меньше, всё зависит от подготовки педагога. Наставник отвечает за подготовку к самостоятельному вхождению в образовательный процесс молодого специалиста. И вместе с наставником представляет свой результат.

3. Третье направление – работа в команде. Оно состоит из: курсов повышения квалификации, инновационной деятельности, совместных мероприятий (походы, экскурсии, тренинги, деловые игры), профессиональных конкурсов.

Третье направление позволяет молодым специалистам объединяться со своим наставником, а наставник вводит специалиста в команду ЦО «Интеллект».

Работа в команде предполагает участие в курсах повышения квалификации. И после каждого курса участник составляет творческий отчет и делится опытом с коллегами ЦО, создает образовательную ситуацию, её апробирует и если она успешна, представляет для других образовательных организаций нашего города. Об успешности позволяет судить обсуждение данного опыта с коллегами на педсоветах, семинарах.

 

Сегодня, каждый педагог готов к самообразованию за счёт внедрения в образование различных инноваций. Среди информационных ресурсов мы используем: вебинары, курсы дистанционного обучения, телеконференции.

Яркий пример среди молодых педагогов – это Хабаева Альбина Юрьевна, которая выступила с инициативой создания мультакадемии, прошла дистанционные курсы повышения квалификации по анимационной педагогике при МГПУ. Свой опыт представила на одном из обучающих семинаров. В результате ей в помощь подключились педагоги всех групп. Все вместе мы создали мультакадемию «Снежный барс». Дети из разных возрастных групп (а также дети с ОВЗ) в совместной творческой деятельности создали собственные медиапродукты (6 мультфильмов) Родители активно включились в процесс создания персонажей и декораций, а также в озвучивание героев.

 

Еще одной из ступенек командообразования являются наши совместные мероприятия (походы, тренинги, чаепития). Всё это способствует объединению и включению педагогов разных возрастов в команду. Одной из традиций стал спортивный тимбилдинг. Его организует и проводит воспитатель по физической культуре Комарова Светлана Анатольевна. Такие мероприятия проходят один раз в квартал, ходим в походы, организуем экскурсии.

Темы спортивного тимбилдинга:

1.«Мы за здоровый образ жизни» (Сентябрь).

2.«Подвижный тимбилдинг» (Ноябрь).

3.«Малые зимние олимпийские игры» (Январь).

4.«Только вперед! Ни шагу назад!» (Март).

Педагоги провели данные мероприятия с детьми:

1. «Малые зимние Олимпийские игры»… (с участием пап).

2. Поход в Дзивгискую крепость и Цыфмыти с детьми подготовительной группы и родителями. Гидом выступил дядя воспитанницы Михаил Гасиев.

3. «Здоровый педагог – здоровый ребенок» (Май).

Профессиональный труд педагога-воспитателя отличается значительными нагрузками на психоэмоциональную сферу. В ЦО «Интеллект» один раз в квартал традиционно педагог-психолог Алборова Маргарита Александровна проводит цикл занятий по психологической разгрузке, занятия с элементами тренинга, семинары-практикумы, игры для педагогов по выявлению и профилактике эмоционального выгорания, и создания атмосферы поиска, радости, интереса и сотворчества!

Такие нетрадиционные образовательные встречи помогают объединиться в команду, быть открытыми в общении, учиться взаимодействовать и помогать друг другу. Реализуя инновационный проект программы «От рождения до школы», педагоги отрабатывали технологии «Утренний и Вечерний круг», где обсуждали совместные экскурсии, походы, тренинги, семинары и т.д. и учились высказывать идеи и предложения, свое видение предстоящих мероприятий. Затем эти навыки и умения перенесли в работу с детьми.

 

Результатом нашей команды является активное участие педагогов в разных профессиjнальных конкурсах. 

Данные достижения педагогов позволяют нам организовать успешный образовательный процесс. Сегодня основной задачей нашей команды становится принятие позиции партнерства детей и взрослых педагогами и родителями. В этом направлении нам помогают наши ступеньки вхождения в команду. При подготовке к участию в конкурсах мы объединяем команду педагогов, которые помогают нам, и команду детей, которые представляют свой опыт и достижения. И команда педагогов учит азам и детей. Эти результаты позволяют нашим воспитанникам быть успешными (рейтинговая карта воспитанников ЦО).


Ежегодно воспитанники ЦО традиционно участвуют и представляют свои работы в конкурсах «Первые шаги в науку!» (республиканский) «Книжная гостинная» (при подержке Минкультуры РСО-Алании), «Леонардо» (всероссийский).

Даже в режиме дистанционного обучения наши воспитанники принимали участие в конкурсе «Астра» (всероссийский), ССИТ, «Леопард глазами детей» (сочинский национальный парк).

Поддерживая философию ЦО, мы вывели формулу УСПЕХА…

УСПЕХ = ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА (каждого педагога) + организация совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Когда дух работы в команде свободный и доброжелательный, это дает великую энергию, которая передается каждому!

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.