ISSN 1997-9657
       

И.Н.Красникова, Н.Н.Неклеса. Возьмемся за руки, друзья, или Как не пропасть в «инклюзии»

Полный текст

В соответствии с Программой развития наш детский сад перешел на внедрение инклюзивных практик. Первое изменение коснулось структуры групп. Группы общеразвивающей направленности стали группами комбинированной направленности, в общеобразовательные группы были переведены в соответствии с возрастом воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (дети с задержкой психического развития, дети с речевыми нарушениями).

В детском саду на данный момент функционируют 12 дошкольных групп: 5 групп комбинированной направленности, 4 группы компенсирующей направленности (2 группы – для детей с задержкой психического развития, 1 группа – для детей с тяжелыми нарушениями речи, 1 группа – для детей со сложным дефектом), 2 группы кратковременного пребывания общеразвивающей направленности для детей раннего возраста (от 1 года до 2-х лет).

Общее количество детей с ограниченными возможностями здоровья – 72 ребенка, из них 16 детей-инвалидов. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья в группе составляет не более 30% от общего числа воспитанников группы. Так, в подготовительной группе из 24 воспитанников получают образование 5 детей с тяжелыми нарушениями речи и 1 ребенок с задержкой психического развития, в старшей группе и в средней группе из 27 воспитанников – по 2 ребенка с задержкой психического развития и по 3 ребенка с тяжелыми нарушениями речи, а в двух младших группах – по 1 ребенку-инвалиду (синдром Дауна и ребенок с расщелиной нёба).

Для реализации инклюзивного подхода нами создан алгоритм работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями (законными представителями). Организация психолого-педагогической работы с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и консультационное сопровождение их родителей (законных представителей) осуществляется согласно локальному акту Детского сада «Порядок организации коррекционно-развивающего сопровождения».

На основании рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии, а также при наличии индивидуальной программы реабилитации и абилитации детей-инвалидов родители (законные представители) пишут заявление на получение дошкольного образования и заявление об организации образовательного процесса по адаптированной образовательной программе дошкольного образования. Приказом заведующего за каждым воспитанником с ограниченными возможностями здоровья закрепляются необходимые специалисты (воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель), ответственные за выполнение рекомендаций территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

В первые две недели со дня поступления ребенка в группу комбинированной направленности педагоги проводят психолого-педагогическую диагностику речи и развития психических процессов и организуют педагогические наблюдения за поведением ребенка. Результаты начальной психолого-педагогической диагностики и наблюдений обсуждаются в присутствии родителей на заседании психолого-педагогического консилиума детского сада, где определяются «сильные» стороны ребенка, а именно какие способности и навыки наиболее развиты у воспитанника. Именно на них можно опираться, помогая ребенку добиваться более высоких результатов. Также участниками консилиума обозначаются и проблемы.

На основании диагностических данных, которые проводит педагог-психолог, учитель-дефектолог и учитель-логопед, и педагогических наблюдений для каждого воспитанника с ограниченными возможностями здоровья составляется адаптированная образовательная программа дошкольного образования (для детей с задержкой психического развития либо для детей с тяжелыми нарушениями речи). В проектировании содержания программы родители ребенка принимают непосредственное и активное участие, совместно с педагогами они обсуждают условия, при которых следует ожидать положительный результат. Значимость заинтересованности родителей в успехе подчеркивается и содержанием раздела «Реализация программного материала родителями». Согласие с содержанием адаптированной образовательной программы дошкольного образования и условиями ее реализации оформляется дополнительным соглашением к договору об оказании образовательных услуг.

Для проведения коррекционной работы в соответствии с поставленными целями и задачами каждый специалист на основании адаптированной образовательной программы дошкольного образования организует деятельность с ребенком с ограниченными возможностями здоровья с учетом его индивидуальных особенностей. Реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования осуществляется по расписанию в совместной с педагогом деятельности индивидуальной, групповой или фронтальной форме в зависимости от поставленной задачи.

Для успешной реализации адаптированной индивидуальной образовательной программы дошкольного образования педагоги детского сада используют современные формы организации детской деятельности, при которых учитываются индивидуальные особенности здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Это – подвижные игры с правилами, дидактические игры, игровые упражнения, игровые ситуации, игры с речевым сопровождением, пальчиковые игры, театрализованные игры, реализация проектов, опытно-экспериментальная деятельность, выставки, экскурсии, решение проблемных ситуаций, коллекционирование, моделирование, интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады), конструирование составление и отгадывание загадок, логоритмика.

Как показывает практика, у детей с ограниченными возможностями здоровья недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, что создает барьеры в межличностном взаимодей­ствии. Коллективом детского сада прикладываются огромные усилия для того, чтобы в нашем учреждении воспитанники с ограниченными возможностями здоровья принимали непосредственное участие в утренниках, праздниках, в постановке спектаклей, конкурсах, соревнованиях. Эти дети наравне со сверстниками учат стихотворения, участвуют в танцевальных постановках и в спортивных соревнованиях, отвечают на вопросы, играют роли в спектаклях. Ведётся большая работа по организации экскурсий в пространстве города. Педагоги активно инициируют участие воспитанников в конкурсных мероприятиях различного уровня. Это не только конкурсы творческих работ, но и интеллектуальные олимпиады, конкурсы чтецов и театрального искусства. Это даёт возможность раскрыть потенциал и быть успешным каждому ребенку, в том числе и ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

При организации совместных видов деятельности детей с нормой и детей с ограниченными возможностями здоровья, у детей с нормой, с одной стороны, формируется толерантное отношение к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья, с другой стороны, дети учатся эффективно взаимодействовать, быть социально востребованным в обществе.

Эффективность реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования анализируется два раза в год (в декабре и мае) в присутствии родителей (законных представителей) на психолого-педагогическом консилиуме детского сада. Педагоги с родителями отмечают достижения, дают оценку вклада каждого специалиста в достижение общего результата и, при необходимости, вносят коррективы в содержание программы. Родители отмечают большую заинтересованность педагогов в успехах детей.

С 2017 года по рекомендации территориальной психолого-медико-педагогической комиссии детям с ограниченными возможностями здоровья только с ярко выраженными нарушениями развития рекомендовано обучение по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования (в зависимости от дефекта) в группах компенсирующей направленности нашего учреждения.

В остальных случаях дети с ограниченными возможностями здоровья посещают группы общеразвивающей направленности в детском саду по закрепленной территории. В связи с этим многие дошкольные организации города испытывают затруднения при организации инклюзивного подхода в образовании.

С сентября 2015 года на основании приказа управления образования муниципального образования городского округа «Усинск» на базе детского сада функционирует муниципальная опорно-методическая площадка по теме «Инклюзивное образование – равные возможности для всех детей». Основная задача – передать накопленный опыт дошкольным образовательным организациям района с целью создания инклюзивного образовательного пространства на территории муниципального образования городского округа «Усинск».

В 2015–2016 учебном году муниципальная опорно-методическая площадка работала над темой «Создание психолого-педагогических условий для инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации».

С целью оказания адресной методической помощи мы в каждую дошкольную образовательную организацию города направили приглашение на посещение методических мероприятий по обозначенной теме. В результате был сформирован и в дальнейшем сохранен состав уча­стников-единомышленников. 15 педагогов из всех дошкольных образовательных учреждений города приняли участие в работе опорно-методической площадки.

В 2015–2016 учебном году состоялось три заседания. Все заседания содержали практическую и теоретическую части. В практической части были представлены педагогические мероприятия с воспитанниками с учётом принципов инклюзивного образования. При проведении самоанализа педагогических мероприятий педагоги делали акцент на соответствии выбранного содержания, формы работы и возраста детей; описывали целесообразность выбранных форм, приемов, методов работы, педагогических технологий для поддержания интереса воспитанников; показывали умение предоставлять детям возможность выбора материалов, партнеров, форм и средств работы, вариантов представления результатов; делали анализ учета и поддержки активности и инициативности детей, умение использовать развивающую предметно-пространственную среду для реализации цели мероприятия; организацию совместной деятельности (взаимодействия, сотрудничества) детей группы; учет зоны ближайшего развития детей, формирование новых способов деятельности, культурных практик.

В теоретической части заседаний рассматривались вопросы, связанные с организацией системной работы с родителями и педагогами по вопросам инклюзивного образования; с реализацией комплексного подхода к организации образовательного процесса, с индивидуализацией образования и др.

На каждом заседании слушателям были представлены методические продукты педагогов нашего учреждения (например, памятка «Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья к условиям детского сада», газета нашего детского сада «Психологический вестник», где размещается информация об особенностях работы с детьми с ОВЗ и др.).

Работа опорно-методической площадки не ограничивалась только заседаниями.

В декабре 2015 года, в рамках празднования Международного Дня инвалидов, с целью активизации социальной, творческой, познавательной, инициативы детей, среди воспитанников дошкольных образовательных организаций города был проведен городской фестиваль «Созвездие». Творческие группы воспитанников изготавливали плакат и презентацию своей работы под девизом «Я хотел бы счастья тебе!» В фестивале приняли участие 46 воспитанников из 10 дошкольных образовательных организаций. Все участники с теплом отозвались о мероприятии.

В рамках работы муниципальной опорно-методической площадки оказывалась консультативная помощь по телефону сельским дошкольным образовательным организациям по вопросам организации инклюзивного подхода в дошкольном образовании.

В 2016-2017 учебном году муниципальная опорно-методическая площадка продолжала работу над темой «Инклюзивное образование – равные возможности для всех детей». В ходе работы были рассмотрены вопросы: «Ситуация успеха – важнейшее условие инклюзивного образования» (в совместной работе педагоги систематизировали приёмы и методы создания ситуации успеха для детей, а также создали педагогический «банк данных ситуаций успеха»); «Значение межполушарного взаимодействия для развития дошкольников» (в процессе деловой игры была обозначена важность межполушарного взаимодействия для развития дошкольников); «Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду» (участникам важно было продумать алгоритм коррекционно-развивающего сопровождения воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в детском саду).

Теоретическая часть в обязательном порядке подкреплялась практической составляющей. Участники опорно-методической площадки были вовлечены в организацию образовательной деятельности с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья под руководством педагогов детского сада. После каждого эпизода такой деятельности был проведен анализ с учетом принципов федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и инклюзивного образования.

План работы опорно-методической площадки содержал, во-первых, методические мероприятия, которые перевели участников из разряда «слушателей» опорно-методической площадки в разряд активных участников посредством организации таких форм как обучающий семинар-тренинг, деловая игра, мастер-класс. Во-вторых, в дополнение к запланированным на базе нашего детского сада трём заседаниям проводились «мобильные» заседания опорно-методической площадки по запросу администрации дошкольных образовательных организаций уже на базе этих детских садов. На этих заседаниях рассматривались вопросы, которые актуальны для этого детского сада и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают этот сад. Искались оптимальные пути развития этого ребенка. Таким образом, охват педагогов педагогическим просвещением по вопросу инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации увеличился в несколько раз.

Вышеперечисленные формы работы способствовали психологической и профессионально-педагогической подготовке педагогов к организации образовательного процесса на основе индивидуализированной технологии, повышению уровня инклюзивной культуры и инклюзивной практики.

Ежегодный фестиваль к Всемирному дню инвалидов, проводимый на базе детского сада, получил статус муниципального.

По заявкам дошкольных образовательных организаций г. Усинска были проведены методические мероприятия по инклюзивной практике на базе данных детских садов (семинар-тренинг «Принципы организации инклюзивной практики», деловая игра «Изменение позиции педагога в условиях внедрения инклюзивного образования» и др.).

Опыт работы педагогов детского сада по организации инклюзивного образования был оценён специалистами кафедры дошкольного образования ГОУДПО «Коми республиканский институт развития образования» и, в результате, на базе учреждения были проведены мероприятия для слушателей республиканских курсов по модулю дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Инновационный опыт работы детских садов – победителей, призеров Всероссийских, республиканских конкурсов»: 39 педагогов из различных городов Республики Коми познакомились
с опытом работы нашего детского сада по организации инклюзивного подхода в дошкольном образовании.

Значительным в работе муниципальной опорно-методической площадки считаем организацию открытых педагогических мероприятий с учетом принципов инклюзивного образования и открытый доступ (размещение на сайте детского сада) к методическим разработкам педагогов детского сада для педагогов дошкольных образовательных организаций города.

Ежемесячно на сайте детского сада размещаются методические материалы по теме «Инклюзивное образование – равные возможности для всех детей» (конспекты образовательной деятельности, методические разработки, рекомендации для родителей) педагогов. Благодарственные отзывы педагогов, частое обращение за консультациями по организации психолого-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья показывают востребованность опыта педагогов детского сада на уровне города.

Опыт работы педагогического коллектива по организации инклюзивного образования обобщается и распространяется не только в рамках работы муниципальной опорно-методической площадки. Методические продукты, в которых описан опыт работы по этому направлению, педагоги детского сада представляют на конкурсах различного уровня.

Многолетний опыт и позитивные достижения в плане комплексного развития личности детей с разными стартовыми возможностями, традиции нашего учреждения в области инклюзивной модели организации педагогического процесса позволяют в полной мере делиться опытом работы с другими образовательными организациями. И главным в этой работе было изменение позиции взрослых (педагогов и родителей воспитанников) по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья.


* Все гиперссылки активные и переводят на сайт детского сада в рубрику с аналогичным названием.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.