Ищенко О.И., Медко М.А. Воспитание дошкольников на основе традиционных духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации

Полный текст

Ищенко Ольга Ивановна, Медко Марина Алексеевна – воспитатели, МКДОУ «Садовский детский сад» (с. Садовое, Сарпинский р-он, Республика Калмыкия)

«Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи … Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если будем озабоченны воспитанием душ, а не только передачей знаний…»

Д. Лихачев

Дошкольное детство – важный этап в становлении морального облика человека.

В эти годы у детей закладываются основы нравственности, формируются первоначальные эстетические представления. Начинает появляться интерес к явлениям общественной жизни. Дети обращаются с вопросами к педагогам, родителям, стремятся больше узнать
о своей Родине, крае, месте, где они живут.

Организовать воспитание молодого поколения без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. Тогда возникает вопрос – на основе каких ценностей нам все же следует воспитывать подрастающее поколение, относясь уважительно и толерантно ко всем религиям?

Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народом, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет. Поэтому необходима организация работы по духовно-нравственному воспитанию детей в семье, детском саду, школе, тем более, что современные молодые родители в большинстве своем не знают национальных традиций духовного воспитания, хотя положительно относятся к их возрождению. А образовательное учреждение, при определенных условиях, как раз и может возродить основы традиционного духовного воспитания детей. Для того чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания, необходимы определенные условия:

  1. Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса.
  2. Обеспечение программно-методической и художественной литературой.
  3. Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу.

Предметно-развивающую среду надо создавать соответственно возрасту детей. Это библиотека, где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками.

Вести театральную деятельность необходимо с внедрением духовно-нравственных начал, указывая на то, где зло, а где добро. В каждой группе рекомендуется организовать уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры. Можно проводить экскурсии в музей старины, оборудованный в ДОУ (собраны сохранившиеся старинные бытовые предметы, печь, деревянные лавки и столы, самотканые половики).

Приоритеты:

  1. Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
  2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.
  3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
  4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству. Необходимо вопросы духовно-нравственного воспитания включать в занятия по образовательной программе, в перспективный и календарный планы (в виде интегрированных занятий или во время бесед с детьми в повседневной жизни).

Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью – «Ярмарка»; зимой – «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной – «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Старшие дошкольники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с памятными датами, событиями в общественной жизни. Важным элементом в нашей работе остается сказкотерапия.

Слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья. Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают педагоги. Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

С родителями рекомендуется проводить:

  • родительские собрания на духовно-нравственные темы;
  • анкетирование и тестирование с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;
  • совместные праздники, спектакли;
  • изготовление декораций к праздникам (пополнение театральной студии новыми куклами, реквизитом и т.д.);
  • круглые столы с педагогами ДОУ;
  • консультации;
  • выставки духовной, педагогической, коррекционной литературы и пособий для родителей;
  • обмен опытом по духовному воспитанию в семье;
  • выставки семейных работ к праздникам;
  • индивидуальное собеседование.

Цель работы ДОУ с родителями – просветительная, т.е. знакомство родителей с православной культурой и историей, пробуждение к ней интереса. Необходимо вопросы духовно-нравственного воспитания ставить на общих родительских собраниях, большее внимание уделять средствам наглядной информации: стендам, ширмам, папкам-передвижкам.

Итак, работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не заканчивается. Надеюсь, что добрые семена взрастут в детских душах, и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.

Именно дошкольный возраст нельзя игнорировать для становления представлений
о добре и зле, нравственных эталонах и моральных нормах поведения и взаимоотношений, формирования патриотических чувств. Душа маленького ребенка – это как бы воск, еще не имеющий определенной формы, а к 6–8 годам он уже «затвердевает», и к этому возрасту у ребенка формируется характер, в том числе и определенные привычки, изменить которые в школьном возрасте бывает нелегко, а совершенно заменить другими почти невозможно. n

Список литературы

  1. Антонов Ю.Е. Как научить детей любить Родину. – М.: АРКТИ, 2006.
  2. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры. – М.: Покров, 2004.
  3. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. – М.: АРКТИ, 2006.
  4. Концепция духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в Российской Федерации // Документы еженедельника «Воскресная школа». – М., 2000.
  5. Макаренко А.С. Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1988.
  6.  Микляева Н. В. Социально-нравственное воспитание дошкольников. – М.: Сфера, 2013. – 176 с.
  7.  «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
  8.  Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  9. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников.
  10. Шварко Л.И., Давыдова О.И. Воздействие семьи на духовно-нравственное развитие детей // Управление ДОУ. – 2008. – №3.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.