ISSN 1997-9657
       

Круглый стол «Школьное и дошкольное образование: возможна ли взаимооценка?»

№4 2019 Круглый стол «Школьное  и дошкольное образование: возможна ли взаимооценка?»
Аннотация

В РАНХиГС состоялась XVI Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития образования. Как оценить эффективность образовательных институций: детских садов, школ и вузов».В рамках конференции состоялся круглый стол «Школьное и дошкольное образование: возможна ли взаимооценка?»

Полный текст

Модераторами круглого стола стали Эвелина Алиева, заместитель директора ФИРО РАНХиГС, Ольга Радионова, директор центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС и Наталья Тарасова, директор центра социализации
и персонализации образования детей.

На круглом столе обсуждались следующие вопросы:

• Что является сущностью понятия «взаимооценка» и на что она может быть направлена: что оценивается?

• Каковы ожидаемые результаты взаимооценивания дошкольных образовательных организаций и школы?

• Кто кого оценивает?

В ходе беседы за «круглым столом» были отмечены не только изменения, произошедшие в системе дошкольного образования после введения ФГОС ДОО и ФГОС НОО, но и отношение к этим изменениям со стороны педагогического и родительского сообщества в целом, представлен опыт субъектов РФ по взаимодействию детских садов и школ по взаимооцениванию.

Ирина Абанкина, директор Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», кандидат экономических наук, профессор,рассказала о правовых основаниях и финансово-экономических механизмах оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи. Она отметила позитивные тенденции развития дошкольного образования: высокий охват детей, внедрение стандартов качества образовательных программ, присмотр и уход, обозначив при этом и настораживающие проблемы: с, не учитывающие индивидуальные особенности детей, низкая вовлеченность родителей в раннее развитие и дошкольное образование, сохранение неравенства в зависимости от места проживания семей, недостаток инфраструктуры в селах и малых городах.

В качестве способов решения обозначенных проблем Ирина Абанкина предложила:

• ввести услуги реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье в Общероссийский классификатор услуг, определив содержание каждой из услуг и требования к исполнителям;

• разработать методические рекомендации по расчёту базовых нормативных затрат указанных услуг (работ);

• определить нормативы финансового обеспечения каждой их указанных услуг (работ) в соответствии с обязательствами Федерального проекта;

• определить объемы государственного (муниципального) заказа (задания) на оказание услуг и выполнение работ, организовать конкурсы на среди организаций негосударственного сектора на оказание этих услуг (выполнения работ).

Директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, кандидат педагогических наук, профессор, Татьяна Волосовец подняла проблему оценки детских садов и рассказала о практике мониторинга ДОО, познакомила с критериями оценки и рассказала, какие детские сады получили высокие баллы.

Наталья Тарасова, директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук, доцент, рассмотрела проблему взаимооценки. Она затронула вопросы обеспечения преемственности дошкольного и начального образования, выделила 5 групп программ, в которых образовательные программы дошкольного образования являются основополагающей базой, соответствующей учебной программе начальных классов.

Ольга Карабанова, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой возрастной психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, подробно остановилась на преемственности ступеней образования как критерии оценки качества работы образовательной организации. Она обозначила цели и ценностные ориентиры дошкольного образования, рассказала о единстве принципов дошкольного и начального образования, единстве структуры стандартов ДО и НО.

Для создания системы оценки эффективности образовательного процесса предстоит решить следующие задачи:

• осуществить модернизацию программ профессиональной подготовки педагогов для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования;

• для обеспечения высокого качества образования, повышения квалификации педагогов дошкольного и начального образования и внедрения инновационных психолого-педагогических технологий в практику создать ресурсный учебно-методический центр на базе Федерального ресурсного центра Психологической службы в системе образования;

• разработать систему оценки и мониторинга условий, обеспечивающих преемственности дошкольного и начального образования;

• развернуть работу по созданию психологической службы в дошкольных учреждениях и сети доступных психологических консультаций для родителей по проблемам воспитания, обучения и развития детей, в том числе для одаренных детей и детей с ОВЗ с целью контроля хода психического развития и социализации детей.

Ольга Радионова, директор Научно-исследовательского центра стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС, кандидат педагогических наук, и Эвелина Алиева, заместитель директора ФИРО РАНХиГС, представили результаты деятельности экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС, связанные с созданием и внедрением в практику работы образовательных организаций системы развивающего оценивания. Представлен алгоритм использования системы развивающего оценивания, как щадящего оценивания, не травмирующего психику ребенка измерением в баллах всех приложенных им усилий в достижении поставленной цели и направленной на позитивное социально-коммуникативное развитие старших дошкольников и младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС ДО и НОО.

По итогам анализа родительских форумов обозначены некоторые тенденции в общении современных родителей и детей, позволяющие выстраивать различные «образы педагога». Были затронуты вопросы о возможных развивающих эффектах и рисках взаимооценки деятельности детей и педагогов, готовности воспитателей и учителей принять оценку, данную воспитанниками и обучающимися.

Руководитель экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС Татьяна Пескишева познакомила участников круглого стола с опытом организации инклюзивного образования в детском саду. Были обозначены основные направления взаимодействия детского сада и школы при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Особое внимание было уделено созданию доступной среды для детей с ОВЗ, включающей применение специального оборудования для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тифлотехнического оборудования, тактильных коммуникаторов, сенсорного и иного оборудования.

Представлена информация о подготовке кадров и медицинском обслуживании, а также о деятельности регионального консультационного центра инклюзивного образования, открытого на базе данного детского сада.

Раскрытию механизмов обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования на муниципальном уровне было посвящено выступление представителей еще одной экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС – Виктории Файрушиной, Эммы Решниковой и Ирины Чупруновой. В выступлении были рассмотрены основные результаты мониторинга профессионального уровня педагогов и воспитателей, выявления степени удовлетворенности родителей качеством образования в детском саду и школе, работающей по преемственности. Особое внимание уделено повышению родительской активности через использование разных форм и методов взаимодействия с родителями, а также разработке карты преемственности выпускника детского сада.

Ирина Борисова познакомила присутствующих с результатами работы по организации преемственности школьного и дошкольного образования на основе проектного подхода в условиях образовательного комплекса. Обозначены трудности и возможности процесса преобразования школы в многоуровневый образовательный комплекс. Раскрыты особенности проектной технологии, как универсального инструмента выстраивания общего вектора усилий всех участников процесса на достижение общей цели на примере реализации проекта по формированию духовно-нравственного здоровья обучающихся через освоение традиций народной культуры и искусства.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.