ISSN 1997-9657
       

Кунгурова В.А., Кислова Т.А. Использование инновационных учебно-наглядных материалов для работы с дошкольниками по вопросам обеспечения безопасности детей на дороге

Полный текст

Кунгурова Вера Альбертовна – заместитель заведующего по УВР;
Кислова Татьяна Александровна – воспитатель, МБДОУ ЦРР-ДС № 43 (п. Вольгинский, Петушинский район, Владимирская область)

1. Актуальность и перспективность темы

ХХI век – век информатизации образовательной среды современных дошкольных организаций. Этот процесс объективный и неизбежный. Сегодня, в век информационных технологий, образовательная деятельность не должна стоять на месте. Наши дети ждут от педагогов высокотехнологичных приёмов обучения, в противном случае образовательный процесс становится им неинтересен, а, следовательно, и нерезультативен. Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют закреплению пройденного материала. Они преподносятся детям в увлекательной, занимательной форме, с участием героев мультфильмов. Дети получают не только удовольствие, но и обучаются.

2. Новизна

В нашем МБДОУ имеется интерактивная доска и кабинет, в котором можно как со всей группой, так и индивидуально проводить обучающие занятия по всем разделам программы, и в том числе по ПДД. Инновационной составляющей организации образовательного процесса по вопросу безопасности дорожного движения является использование компьютерных технологий как в разработке тематических материалов, печатной и видеопродукции педагогами, так и использование информационно-компьютерных технологий для организации учебной и досуговой деятельности детей и родителей.

3. Содержание работы

В современном мире человеку необходим доступ к различным источникам информации, поиск, обработка и восприятие этой информации. И поскольку книга перестала быть единственным источником информации, то в нашем дошкольном учреждении мы создаем медиатеку для дошкольников, направленную на профилактику ДДТТ. Медиатека содержит подборку мультфильмов и мультимедийных презентаций для детей. Использование анимации, слайдовых презентаций, фильмов позволяет вызвать активный познавательный интерес у детей к изучаемым явлениям. Способы визуальной поддержки материала позволяют добиться длительной концентрации внимания воспитанников, а также одновременного воздействия сразу на несколько органов чувств ребёнка, что способствует более прочному закреплению получаемых знаний. Мультипликация – это вид современного искусства, который обладает высоким потенциалом нравственно-эмоционального воздействия на дошкольников, оказывает развивающее воздействие на разные стороны развития ребенка, воспринимая художественный текст, ребенок не только подражает герою, но и сопереживает ему, проходит вместе с ним через разные опасности и испытания. Через сравнения себя с героями мультфильма ребенок имеет возможность позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим.

В нашем МБДОУ мы создали медиатеку обучающих игровых мультимедийные пособий:

«Дорожная азбука»

Обучающая игровая передача «Дорожная азбука». Увлекательно и доступно о важнейших правилах дорожного движения детям расскажет инспектор Пешеходов.

Аркадий Паровозов спешит на помощь

«Аркадий Паровозов спешит на помощь» – это новый анимационный сериал от детского телеканала «Карусель». Он представляет собой ряд историй – забавных и одновременно весьма поучительных, которые то и дело происходят с двумя озорными непоседами – Сашей и Машей.

Уроки Тётушки Совы

В игровой форме ребенку предлагается с помощью мультфильмов познакомиться с основами безопасного поведения на дороге, во дворе, на улице. Тётушка Сова и её помощники на протяжении 12 серий «Азбуки безопасности на дороге», рассказывают и наглядно показывают ребенку разные ситуации, помогают сделать правильные выводы.

Уроки ПДД для детей

Рисунки для сюжетов серии мультфильмов выполнены учащимися школ Московской области. Изготовлено 10 мультфильмов по 30 секунд. Авторы идеи и проекта: Екатерина и Андрей Митешины.

По заказу ГИБДД МО мы осуществляем следующую деятельность:

• Создание видеороликов.

Творческой группой педагогов ДОУ начата работа по созданию серии видеороликов по правилам дорожного движения с участием детей детского сада. Создается она в качестве эффективной современной помощи при обучении правилам дорожного движения.

• Использование интерактивных игр и пазлов по ПДД.

Исследования результатов обучения показывают, что одной из самых эффективных форм обучения правилам дорожного движения являются компьютерные игры. Однако такие игры чаще всего применяются уже при обучении в школе. Мы же используем компьютерные игры, адаптированные для дошкольников.

Азбука правил дорожного движения

Познавательная игра для детей по правилам дорожного движения.

Детская презентация содержит кроссворд, загадки о дорожных знаках, стихи, а также дополнительную информацию о светофоре.

Детям знать положено правила дорожные

Цель: учить детей различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Для кого дорожный знак

Цель: учить различать дорожные знаки, познакомить детей с запрещающими, предупреждающими, предписывающими, информационно-указательными знаками и знаками сервиса, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Интерактивный тренажер «Дорожные знаки»

Задачи:

  • формирование представления о соответствии дорожных знаков;
  • развитие внимания, речи, самостоятельности, наблюдательности, умения ориентироваться в различных ситуациях;
  • развитие ИКТ-компетенции у детей.


Помоги Незнайке на улицах города

Цель игры: Формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения.

Правила игры: решать проблемные ситуации, которые возникают в ходе игры, щелкать мышкой по указанию в комментариях.

Интерактивная игра «ПДД – тест для родителей»

Цель игры: выяснить, соблюдают ли родители правила дорожного движения, достаточен ли объем их знаний.

Правила игры: при ответе на вопросы необходимо нажимать на красный, жёлтый или зелёный кружок. Если ответ неверный, кружок исчезает, при правильном ответе – увеличивается. Для перехода слайдов дети жмут на свободное место на слайде.

• Интерактивные пазлы по ПДД (10 вариантов)

Дети учатся работать с разным игровым материалом, в том числе и с интерактивными приложениями – пазлами.

• Использование презентаций

Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД.

4. Результативность

Оценивая результаты работы по обновлению и созданию инновационных наглядно-учебных пособий, направленной на профилактику ДДТТ, мы проследили достижения для всех субъектов образовательного процесса:

  • повышается мотивация педагогов к использованию ИКТ;
  • обеспечивается поддержка всех этапов образовательного процесса – получение информации, практические занятия;
  • меняется роль воспитанника в образовательном процессе. Переход воспитанника от пассивного восприятия представленной информации к активному участию в образовательном процессе;
  • создается мотивация процесса обучения на более высоком уровне.
  • увеличивается активность родителей к обеспечению безопасности дорожного движения;
  • родители принимают участие в творческих проектах, конкурсах для детей дошкольного возраста различного уровня.

5. Адресная направленность опыта

Опыт адресован руководителям дошкольных образовательных учреждений, педагогическим работникам, содержит перечень мультимедийных пособий, направленных на профилактику ДДТТ.

Литература

  1. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. – М., 2011.
  2. Методические рекомендации по изучению ПДД. – Владимир, 2001.
  3. Минкевич Л. Правила дорожного движения и безопасного поведения // Ребенок в детском саду. – 2008. – №4.
  4. Серия «Безопасное колесо». Из опыта работы МБДОУ ДС №29. – Гусь-Хрустальный, 2016.

Интернет-ресурсы:

  1. Безопасность для всех. http://www.doroga.renault.ru
  2. Игровой сайт «Нам дорогу». http://namdorogu.ru
  3. Правила дорожного движения. http://pravdd.ru/ru/kids/comix
  4. ПДД-мастер. http://pddmaster.ru/pdd
  5. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. http://www.pdd.sch496.ru
  6. https://www.jigsawplanet.com
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.