ISSN 1997-9657
       

Куринских И.В., Никифорова Е.В. Доброжелательная среда в образовательной деятельности с детьми раннего возраста

Полный текст

Куринских Инна Владимировна – заведующая,

Никифорова Елена Викторовна – педагог-психолог, МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №19 «Светлячок» (Губкин, Белгородская область)

Детский сад «Светлячок» с 1969 года, на протяжении 50 лет встречает и гостеприимно принимает в своих стенах дошкольников!

В настоящее время в учреждении функционирует 7 групп, которые посещают 139 детей.

Мы представим опыт создания некоторых вариантов «доброжелательной» среды для детей раннего возраста в период адаптации.

Наш детский сад активно включился в процесс реализации регионального проекта по созданию доброжелательного пространства.

Проведенный в детском саду мониторинг организации развивающей предметно-пространственной среды позволил сделать вывод о том, что, среда в группах достаточно насыщенна и многообразна, однако она требует преобразования. По нашему мнению, доброжелательная среда должна быть более эмоциональной и более личностной, нацеленной на интересы и потребности ребенка, в которой хотелось бы находиться, играть, развиваться.

Ребенок раннего возраста особенно впечатлителен, эмоционален, открыт для освоения социальных и культурных ценностей, для общения со взрослым и детьми. Но, когда ребенок впервые приходит в детский сад все может кардинально измениться!

 

Чтобы избежать этих негативных изменений и сделать адаптацию ребенка к детскому саду более легкой, используем универсальную дидактическую куклу «Лёлечка». В период адаптации к детскому саду, когда ребенок впервые вступает в контакт с социумом, он остро нуждается в заботе, ласке, внимании со стороны взрослого.

 

Именно кукла – заменитель реального друга, который всё понимает. Потребность в такой игрушке возникает у большинства детей. Игры с ней дарят малышу яркие чувства и переживания.

Кукла «Лёлечка» мягкая, приятная на ощупь. Дети легко, с интересом переключаются на неё, и это отвлекает их от отрицательных эмоций, связанных с расставанием с родителями.

Чтобы отвлечь ребёнка, в кармашках сарафанчика мы кладем какой-нибудь сюрприз или игрушку, различные по форме, цвету, размеру предметы, предназначенные для развития мелкой моторики, а также сенсорного и речевого развития детей. Находя сюрпризы в карманах куклы, дети радуются.

С помощью этих предметов можно вовлечь ребенка в совместную практическую деятельность – собрать пирамидку, сложить кубики, картинки.

«Лёлечка» «играет», «поёт», «танцует» с малышами, сопровождает детей в течение всего дня.

Лёлечка – необычная двусторонняя кукла: с одной стороны, она хмурится (если что-то ей не нравится), если дети ссорятся, отнимают игрушку друг у друга. С другой стороны – улыбается (когда в группе порядок и дети не плачут), она служит «мирилкой», когда дети мирятся, просят прощение, обнимает детей, поет с ними, кружится в танце.

Игры с куклой «Лелечкой» позволили нам снизить временной период адаптации ребенка к детскому саду (с 2 месяцев до 3-4 недель), сгладить негативные эмоции, связанные с этим периодом. Кукла закладывает основы правильной коммуникации в детском коллективе, учит правилам разрешения конфликтных ситуаций. Не умоляя ее дидактических функций, приоритет мы все-таки отдаем ее использованию в социально-коммуникативном развитии детей и преодолении адаптационного периода.

После успешной адаптации, в период общения и игр с детьми ребенку периодиче­ски нужно место, в котором он может побыть наедине с любимой игрушкой, посмотреть со стороны на игры сверстников, защищенный от общей суеты и пристального внимания.


С этой целью в группе появился «уголок уединения». Наблюдая за поведением детей раннего возраста, мы заметили, что они не могут долго находиться в одиночестве, теряют интерес к предметам, находящимся в уголке.

 

И тогда мы решили его преобразовать в «уголок уюта», поместив в него именно те предметы, к которым малыши испытывают тёплые чувства, и с которыми им нравится играть. Уголки уюта очень популярны среди детей нашей группы. Когда интерес детей к уголку уюта угасает, мы помещаем туда новые предметы, однако некоторые вещи присутствуют постоянно: это даёт ребёнку ощущение стабильности. У детей опять появляется интерес к играм в уголке уюта, время их пребывания там увеличивается, зачастую они играют там вдвоем.

 

Пребывание и игры в «уголке уюта» позволяют детям расслабиться, сбросить излишнее напряжение, восстановить силы. Мы как педагоги можем наблюдать их первые дружеские взаимодействия и использовать детские предпочтения в организованной образовательной деятельности при объединении детей в малые группы, что повышает эмоциональный фон образовательной деятельности и положительно влияет на детскую успешность.

 

Наблюдая за деятельностью детей на прогулке, мы обнаружили неподдельный интерес детей к играм в песочнице. Дети увлеченно закапывают или раскапывают предметы, используя для данных манипуляций атрибуты (грабли, ложки, совки, палочки). Мы решили создать условия для интересной, занимательной игры в помещении группы. Так появилась идея создания сенсорных коробочек.

Сенсорные коробочки – это ёмкости различного размера, которые наполняют разнообразными предметами. Каждая коробочка оформляется в соответствии с каким-либо сенсорным принципом: цвет, форма, звук или фактура.

 

В работе с детьми раннего возраста отдаем предпочтение сенсорным коробочкам большого размера. Это позволяет нескольким детям играть, не мешая друг другу, а также способствует развитию совместного игрового взаимодействия со сверстниками.

Появившиеся в группе сенсорные коробочки, наполненные песком или манкой, вызвали у детей огромный интерес. Для формирования сенсорных эталонов у детей использовали наполнитель определенного цвета, играя с таким материалом, ребенок быстро запоминает нужный цвет. Дети с удовольствием пересыпали наполнитель в коробочках, в процессе чего зарождались простейшие виды игр-экспериментов: выявляли свойства сухого и мокрого песка, предлагали ребенку просеять через сито манку.

А чтобы было еще интереснее, прятали в наполнителе предметы разного размера и формы, «поселяли» различных игрушечных героев. С помощью такой игры дети легче усваивали понятия «большой» и «маленький», а также познакомились с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).

 

Интерес детей к сенсорным коробочкам подтолкнул нас к расширению ассортимента коробочек, а именно использованию разнообразных наполнителей: желе, вода, крупа, природный и бросовый материал, массажные мячи. Восторг у детей вызывали сенсорные коробочки наполненные водой, с помощью ложек и сита дети доставали плавающие и тонущие предметы.

В результате использования сенсорных коробочек нам удалось сформировать у малышей предпосылки к самостоятельности и инициативе, познавательный интерес ребенка, усвоить сенсорные эталоны, расширить тактильные ощущения, способность удерживать внимание на определенном предмете в течение продолжительного времени.

Продемонстрировать наглядно и донести до родителей важную информацию о способностях ребенка на определенном этапе развития позволяет «Постер» личностных и творческих детских достижений. Если мама с рождения до поступления ребенка в детский сад, замечала любой прогресс в развитии ребенка, то теперь, когда ребенок находится в детском саду большую часть времени, родители не всегда замечают тех маленьких успехов, которых добился ребенок, например: научился самостоятельно держать ложку, одевать кофту, рисовать солнце и т.д. Чтобы родители могли отследить индивидуальный темп развития ребенка и гибко реагировать на изменившуюся ситуацию, мы пополняем содержимое постеров.

«Постер» – это своеобразный мини-плакат на котором размещаем подписанные фото с достижениями ребенка. Для того чтобы обеспечить сменяемость информации и фотографий на постере, мы используем кармашки, в которые вставляем фото, картинки и текст. Фото меняются каждые две недели. Однако если ребенок достиг личного успеха не в указанный временной период, это тоже отражается на фото. Также на постере можно поместить фотографии успехов, которых дети добились дома. Постер – это прекрасное средство, дающее возможность родителям и педагогам вместе радоваться даже самым маленьким успехам детей.

Еще одной особенностью доброжелательных технологий является в нашем детском саду создание доброжелательной среды вне групповых помещений.

Дети раннего возраста привыкают к определенным камерным пространствам, в нашем случае это групповое помещение. Каждый выход в «свет» (окружающее внегрупповое пространство) является определенной психологической нагрузкой для ребенка.

Для того чтобы вызвать положительные эмоции, интерес у детей раннего возраста при выходе из группы, мы создали зоны эмоционального комфорта, обустроив пространство для сенсорного и речевого развития наших малышей, разместив развивающие бизиборды.

Дети сами выбирают элемент, с которым хотят поиграть. Закрывают и открывают замки, передвигают костяшки на счетах, прокручивают разноцветные шестеренки. Игра с бизибордами удовлетворяет любопытство ребенка, желание исследовать окружающий мир.

Создавая комфортные условия для совместного чтения с родителями, обустроили в рекреации детского сада литературную гостиную, где есть раздел «Маленький читатель». Здесь собрана библиотека произведений детских писателей, произведений устного народного творчества.

 

Читатели нашей библиотеки могут взять понравившуюся книгу домой для семейного чтения или принести интересную книгу, с которой ребенок уже знаком и из которой он уже «вырос», пополнив тем самым библиотеку. Также подобрана электронная картотека (с QR-кодами) детских литературных произведений. Родители, воспользовавшись специальным приложением, считывающим QR-код, могут прослушать вместе с ребенком аудиосказку, прочитать электронную версию книги.

Семья – наш главный партнер и союзник в воспитании детей. Именно поэтому для семей с детьми раннего возраста мы разработали серию тематических фотовыставок: «Моя семья», «Мир вокруг нас», «Мир игры».

Проводя регулярно анализ своей работы, мы пришли к выводу, что эмоционально-настраивающая среда группы и детского сада побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние.

 

Внедрение доброжелательных технологий в образовательную деятельность с детьми раннего возраста позволило нам организовать успешное прохождение детьми адаптационного периода (80% (20 чел.) детей с легкой степенью адаптации), стабилизировать эмоциональное состояние детей и снизить уровень тревожности (с 32% (8 чел.) до 16% (4 чел.), привлечь внимание родителей к адаптационному периоду.

Мы продолжаем работать над созданием доброжелательной среды, в которой много разных образовательных, доброжелательных технологий, ориентированных на возрастные и образовательные потребности детей раннего возраста.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.