ISSN 1997-9657
       

Лариса Тутова: «Детский сад и семья – это единое пространство детства»

№14 2019 Лариса Тутова: «Детский сад и семья – это единое пространство детства»
Аннотация

В Москве прошел VI Всероссийский форум-конференция «Воспитатели Рос­сии»: «Современная семья – компетентное родительство». Рассказать об этом мероприятии мы попросили Ларису Николаевну Тутову, заместителя председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию и науке, руководителя ВОО «Воспитатели России». 

Полный текст

– На своей площадке мы собираем региональные отделения «Воспитателей России», которые представляют руководители и воспитатели дошкольных образовательных организаций, руководители исполнительной и законодательной власти в сфере дошкольного образования.

Это прекрасная возможность пообщаться, услышать мнение авторитетных экспертов, задать интересующие вопросы, поставить перед руководителями организаций, представителями власти проблемы, которые есть в нашей сфере, рассказать о тех решениях, которые приняты на данном этапе по ключевым и сложным вопросам.

Когда такое профессиональное сообщество собирается вместе на площадке – это прекрасная возможность сверить часы, понять, куда мы движемся и просто пообщаться.

Хотим поделиться радостной новостью, очень важной для нас, – мы стали победителями Президентского гранта. Наша организация занимается таким важным вопросом как повышение статуса работников дошкольного образования, выполняет просветительскую миссию и для воспитателей, и для родителей. Тема сегодняшнего форума-конференции касается родительства. Мы говорим, что детский сад и семья – это единое пространство детства, родители должны быть активными участниками образовательного процесса. На форуме-конференции мы знакомим педагогов с лучшими практиками вовлечения родителей в деятельность дошкольной образовательной организации, рассказываем о здоровьесбережении детей и как родители в этом участвуют.

В дошкольной сфере большое количество острых вопросов, почему темой конференции стала именно тема компетентного родительства?

– Проблема компетентности родителей очень важна, от них в большой степени зависит качество дошкольного образования. Если родители будут со-участниками воспитательного процесса, будут активно включаться в ту деятельность, которая происходит в садике, то дома ребенок не будет чувствовать барьера, разрыва между тем, что происходило в детском саду, когда к нему относились как к личности, давали возможность высказать свое мнение, и тем, с чем он сталкивается в семье. Приходя домой, ребенок должен в таком же ключе продолжать общение с родителями, чтобы не было такой ситуации, когда родитель говорит: «Отстань! Мне надо почитать газету, посмотреть телевизор или покопаться в интернете». Надо стремиться к тому, чтобы было единое образовательное пространство. Для этого нужно тактично, тонко, корректно объяснять родителям, что они такие же воспитатели, только не в детском саду, а дома.

Лариса Николаевна, вы сказали, что одна из задач организации – повышение престижа профессии воспитателя. Что для этого делается?

– Начиная с 2010 года, когда заработал проект партии «Единая Россия» «Детские сады – детям» и государство повернулось лицом к дошкольному образованию, на мой взгляд, этот вопрос решается по нарастающей, потому что дошкольное образование стало ступенью, уровнем образования. У нас появились стандарты дошкольного образования, и мы все понимаем, что именно уровень дошкольного образования очень важен для будущего развития каждого ребенка.

Мы сейчас уделяем большое внимание повышению квалификации и переподготовке работников дошкольного образования, проводим много конкурсов для педагогов и воспитателей. В рамках организации «Воспитатели России» уже не первый год проводится конкурс «Воспитатель России». Педагоги, демонстрируя свой опыт, делясь секретами мастерства, получают общественное признание. Являясь победителем или лауреатом конкурса, педагог возвращается в свой коллектив и иначе выглядит в глазах родителей, коллег, это придает ему некую уверенность в своей деятельности.

А как решает организация «Воспитатели России» такие актуальные вопросы, как высокая нагрузка на воспитателя, перегруженность группы, невысокая заработная плата?

– Эти вопросы, конечно, обсуждаются, мы все их понимаем. Если говорить о заработной плате, в начале лета в Госдуме проходили парламентские слушания, касающиеся основного общего образования. Были представители и организации «Воспитатели России», экспертного совета по дошкольному образованию. Мы задавали вопросы, затрагивающие дошкольную сферу. В постановление по результатам слушаний мы в обязательном порядке внесли все ключевые и сложные вопросы. В частности, тот вопрос, который касается заработной платы. Мы говорим, что у нас должна быть новая система оплаты труда педагога, поэтому мы буквально через запятую поставили и воспитателя дошкольной образовательной организации. Сейчас это постановление передано в Министерство просвещения, и мы ждем, когда эти изменения будут приняты.

Речь идет о том, что у нас в каждом регионе есть такое понятие, как средняя заработная плата по экономике. И мы долгое время шли к этому показателю, при этом педагогам приходилось работать большое количество времени, это была не ставка, а несколько ставок, на каждого педагога выпадала большая дополнительная нагрузка и только за счет этого удавалось выходить на нужный показатель. Мы хотим, чтобы средняя зарплата по экономике приравнивалась не к этой перегруженной ставками зарплате, а к учительской ставке. И именно из этого она рассчитывалась, база должна составлять 70% от средней зарплаты по экономике, а 30% – это стимулирующая оплата.

Воспитатель, педагог работает на то, чтобы повышать свой профессиональный уровень. Нагрузка на воспитателя тоже прописана, это задача, которая стоит перед министерством, – снизить нагрузку, чтобы группы в детском саду не были так переполнены. Мы параллельно решаем две задачи – доступность и качество. Пока, к сожалению, уделяя внимание проблеме доступности, мы где-то поступаемся качеством, что, конечно, недопустимо.

Беседовала Лариса Бурмистрова

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.