ISSN 1997-9657
       

Л.Н. Руденок, О.Ф. Аршикова, М.А. Мальцева. Развитие естественно-научного и инженерно-технического направлений познавательной деятельности детей ДОО через применение цифровых технологий, интегрированных в предметно-пространственную образовательную среду

Полный текст

Руденок Лариса Николаевна – заведующая детским садом №49 ТГУ, larisarudenok@mail.ru 

Аршикова Ольга Фёдоровна – старший воспитатель детского сада №49 ТГУ

Мальцева Мария Александровна – старший преподаватель ФИС ТУСУР

В данной статье представлена модель развития естественно-научного и инженерно-технического направлений познавательной деятельности воспитанников детского сада №49 Томского государ­ственного университета через применение цифровых технологий. Дается описание четырех уровней модели, приведены примеры образовательных событий, которыми данные уровни могут быть наполнены, а также принципы, обеспечивающие эффективность данной модели. Показаны условия, необходимые для успешного внедрения данной модели в практику.

Ключевые слова: цифровизация, дошкольное образование, конструирование, образовательная модель, естественно-научное и инженерно-техническое направление.

Динамичность и инновационность технологий определяют не только жизненный уклад населения развитых и развивающихся стран, но и инициируют формирование будущего, создавая новые вызовы для промышленности, экономики, сферы образования. В условиях необходимости обеспечения глобальной конкурентоспособности Российской Федерации принципиально важным становится развитие таких образовательных технологий и форм, которые бы позволяли обеспечивать поддержку и развитие нового поколения, способного активировать наступление четвертой промышленной революции, развитие креативной экономики. Однако технологии информатизации и пришедшей ей на смену цифровизации зачастую воспринимаются педагогическим сообществом в качестве угрозы, в связи с чем достаточно осторожно используются в традиционном дошкольном образовании в качестве ресурса для развития естественно-научного и инженерно-технического направлений, а также формирования цифровых компетенций (digital-skills), которые в ближайшем будущем на ряду с soft, hard и self-skills станут базовыми для любого человека. Стоит отметить, что авторские коллективы (учёные, практики, представители коммерческого сектора) достаточно активно изучают проблемы и перспективы цифровизации образования, а также внедряют информационные и цифровые технологии в общее, дополнительное и высшее профессиональное образование, разрабатывают программы и приложения для расширения образовательных возможностей детей, развития образовательной среды – В.А. Сербин, Н.Н. Зильберман, А.В. Моро­зов, Н.П. Шаталова, Е.Б. Стариченко, Е.В. Устю­жанина, А.В. Фещенко, И.Н. Розина и др. Однако вопросам мягкого внедрения современных цифровых технологий в предметно-пространственную образовательную среду дошкольного образовательного учреждения пока уделяется недостаточное внимание.

Детский сад №49, являясь структурным подразделением Национального исследовательского Томского государственного университета, всегда достаточно мобильно реагировал на изменения, происходящие в науке и современном образовании, высшей школе, поэтому активно внедрял инновации в образовательный процесс. В разное время в своей деятельности мы определяли различные приоритетные направления: проектная деятельность, театрализация, эмоциональный интеллект, исследовательская деятельность, когнитивное развитие, экологическая культура, здоровьесбережение, музейная педагогика, реагируя на изменяющиеся условия мира, сохраняя при этом, традиционные ценности детства. Понимая важность и актуальность изучения перспектив цифровизации дошкольного образования, мы разработали модель включения цифровых технологий в образовательно-воспитательный процесс детского сада Томского государственного университета, в том числе для развития естественно-научного и инженерно-технического направлений познавательной деятельности детей.

Разработанная нами модель позволяет, с одной стороны, познакомить детей со сферой цифровизации, в соответствии с возрастом обучить их навыкам, которые должны быть доступны для современного человека, с другой, дать возможность реализовать инициативу и интерес в области современных технологий, естественно-научного и инженерно-технического направлений. Успешная реализация данной модели невозможна без внедрения современных педагогических технологий с элементами цифровых компетенций, а также реализации принципов возрастной сообразности, индивидуализации и персонификации образования, вариативности предметно-пространственной образовательной среды и образовательных возможностей. Графически наша модель представляет собой перевернутую пирамиду, форма которой также достаточно часто используется в бизнес-практике и маркетинге, и подразумевает мягкий и постепенный переход ребенка от уровня к уровню в зависимости от его заинтересованности (рис. 1).

На верхнем уровне нашей модели мы предусмотрели максимально естественное вовлечение воспитанников детского сада в естественно-научное и инженерно-техническое направление через цифровизацию, где через проектную деятельность ребенок в течение всего года будет получать базовые представления о цифровизации. В качестве предметно-пространственной образовательной среды для организации проектной деятельности выступают центры детской деятельности, расположенные в группах дет­ского сада, а также специальное помещение с оборудованием и конструкторами «Центр «I-робот», где воспитатель также организует занятия для детей, расширяя образовательное пространство.

Так в рамках изучения темы «Явления природы» дети могут в течение всего времени реализации проекта заниматься в одном из девяти центров детской деятельности, изучая, например, облака, а в рамках «Центра «I-робот» дети могут сконстурировать кучевые, перистые и другие виды облаков из различных видов конструктора. Многообразие конструкторов в центре «I-робот» позволяет обеспечить свободу выбора в конструктивной деятельности, а также стимулируют порождение замысла и его воплощение.

Однако стоит отметить, что свободное конструирование имеет и ряд ограничений: нечеткость и неустойчивость замысла, поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею, нечеткость представлений о последовательности действий и сложности в планировании, неумение предварительно анализировать задачу. Без преодоления обозначенных сложностей, детское конструирование может протекать на низком уровне. В связи с чем, очень важно развивать и создавать педагогические технологии, необходимые для работы с различными видами современных конструкторов. Деятельность данного уровня организована в течение всего учебного года и охватывает всех воспитанников. Так как наша модель предполагает наличие выбора ребенком определенной деятельности, он может на некоторое время остановиться и не переходить на следующую ступень, если у него нет интереса к цифровым технологиям и развитию в естественно-научной и инженерно-технической сфере.

Следующий (второй) уровень нашей модели подразумевает вовлечение только тех детей, которые проявили заинтересованность в естественно-научном и инженерно-техническом направлении. На данном уровне ребенок, участвуя во всех образовательных событиях первого уровня, погружается в обозначенную тему и использование цифровых технологий.

Одной технологией работы на этом уровне, иллюстрирующей принцип вариативности и индивидуализации данной модели, является клубный час. В рамках данного события коллектив детского сада и родители разрабатывают собственные занятия и предлагают темы мастер-классов для детей, ребёнок же самостоятельно выбирает интересный ему клуб, где может детальнее разобраться в теме цифровых технологий, робототехники или других областях естественно-научного направления.

На третьем уровне модели ребенок самостоятельно или при поддержке взрослого разрабатывает и реализует индивидуальный проект, после чего презентует его результаты для детей младшего возраста или сверстников, а также, выходя в городское сообщество – на научных мероприятиях, выставках, конференциях.

Последний уровень нашей модели подразумевает расширение образовательных возможностей ребенка и создание для него ситуации успеха, когда в рамках программ Центра развития современных компетенций детей и молодёжи Томского государственного университета, Кванториума и других субъектов городского образовательного пространства он сможет получить новые знания, навыки, создать собственный проект или продукт, а также получить обратную связь от внешних наставников.

Для обеспечения эффективной реализации созданной нами модели важно обеспечить наполнение цифровых и научных лабораторий, наличие современного компьютерного и программного обеспечения, актуальную методическую базу, а также методическую поддержку и обучение педагогов, повышение их компетентности и мотивации к осуществлению данной деятельности.

Список литературы

1. Волосовец Т.В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.В. Волосовец, В.А. Маркова, С.А. Аверин. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2019. – 112 с.
2. Волосовец Т.В Парциальная образовательная программа дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» / Т.В. Волосовец, Ю.В. Карпова, С.А. Тимофеева. – Самара: Вектор, 2018. – 79 с.
3. Зильберман Н.Н. Возможности приложений дополненной реальности в образовании / Н.Н. Зильберман, В.А. Сербин // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – С. 333–337.
4. Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1981. – 159 с.
5. Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики»: конструирование в детском саду» – М.: Цветной мир, 2017. – 200 с.
6. Никулина Т.В. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление / Т.В. Никулина, Е.Б. Старченко // Педагогическое образование в России. – 2018. – С. 107–113.
7. Поваляев О.А. Парциальная образовательная программа дошкольного образования «Наустим – цифровая интерактивная развивающая среда для познавательного развития и инженерно-технического творчество дошкольников» / О. А. Поваляев, Н. А. Иванова, Е. В. Сарафанова, С. И. Мусиенко. – М.: Научные развлечения – 2019. – 179 с.
8. Устюжанина Е.В. Цифровизация образовательной среды: возможности и угрозы // Новое в образовании. – 2018. – С. 3–12.
9. T. Nesloney Augmented Reality Brings New Dimensions to Learning. [Электронный ресурс]. –
URL: https://www.edutopia.org/blog/augmented-reality-new-dimensions-learning-drew-minock (дата обращения: 19.06.2020)

 

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.