ISSN 1997-9657
       

Л.Н. Руденок, О.Ф. Аршикова, О.В. Сараева. Университет начинается с детства

Полный текст

Руденок Лариса Николаевна – заведующая; 

Аршикова Ольга Федоровна – методист; 

Сараева Ольга Васильевна – учитель-логопед, детский сад №49, Национальный исследовательский Томский государственный университет (Томск, Россия)

Детский сад №49 города Томска является структурным подразделением Нацио­нального исследовательского Томского государственного университета, старейшего вуза за Уралом. К нам приходят дети ученых, молодых исследователей, преподавателей, студентов, аспирантов.

Коллектив сада задумался о том, как уже в условиях начальной ступени образования поддержать интерес детей к изучению явлений естественнонаучного спектра. Как должны быть организованы кооперативные и коммуникативные процессы учения, чтобы дети имели возможность получения качественного образования в естественнонаучной сфере, основанного на стратегии индивидуализации? Каким образом можно интегрировать в образовательный процесс детского сада открытые научно-образовательные ресурсы Томского государственного университета, в том числе факультетов и учебных институтов, научных лабораторий и исследовательских центров, а также сообщество родителей как важнейшего ресурса.

И возможно ли привлечение магистрантов и молодых ученых к разработке и реализации модульных программ по развитию у детей естественно-научных представлений?

Выбор именно естественнонаучного направления обусловлен рядом причин. Во-первых, бурная научно-техническая революция сопровождается быстрым развитием физики, химии, математики и астрономии, а также биологической науки во всём её многообразии. Поэтому естественнонаучное направление вновь занимает лидирующую позицию.

С другой стороны, все без исключения тематические направления естественнонаучного образования детей в той или иной степени содержат элементы познавательно-исследовательской деятельности, которая, по мнению Н.Н. Поддьякова, наряду с игрой является «истинной детской деятельностью».

Кроме того, естественнонаучные представления являются тем содержанием, которое в наибольшей степени способствует развитию детского мышления, способствует развитию детской любознательности, формированию целостной картины мира.

Когда мы пять лет назад обратили пристальное внимание на детское экспериментирование, изменение сущности образования детей дошкольного возраста в плане поддержки детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности, столкнулись с неумением педагогов реализовывать такой подход на практике. Традиционное проведение образовательной деятельности, которая еще несколько лет назад практически целиком планировалась взрослыми, не предусматривало инициативную, активную реализацию интересов, потребностей и возможностей детей, и уж тем более не спрашивалось мнение родителей о ее содержании и формах.

У нас был достаточный опыт ознакомления детей с окружающим как простого участия детей в наблюдениях, опытах и т.п. под руководством воспитателя, но не было опыта поддержки и разворачивания собственной инициативы ребенка в этой деятельности, сопровождения ребенка в процессе самообразования и саморазвития, особенно в условиях группы детского сада.

Поэтому нашей целью стал поиск эффективных путей СО-трудничества и СО-действия педагогов, детей и родителей в реализации естественнонаучного направления познавательно-исследовательской деятельности детей ДОО.

Для этого необходимо было решить следующие задачи:

1. Внедрение современных педагогических технологий, новых элементов содержания образования и воспитания.
2. Создание условий для повышения качества образовательного процесса и уровня профессиональной подготовки педагогов ДОО в данном направлении.
3. развитие сетевого сотрудничества в системе единого образовательного пространства «ДОО – вуз».
4. Создание предметно-развивающей среды в группах, способствующей развитию исследовательских способностей детей.
5. Повышение мотивации детей к изучению предметов естественно-научного цикла.
6. Проявление собственной субъектной позиции и инициативы.
7. Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности при решении задач естественнонаучного спектра.
8. Развитие интереса к сфере инноваций и высоких технологий.
9. Формирование умений самостоятельно взаимодействовать с изучаемыми объектами.
10. Развитие речи, коммуникативных способностей, умений взаимодействовать со сверстниками и воспитателем.

В образовательную деятельность были внедрены современные образовательные технологии и методы:

• Технология проектирования, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых: технологии «Проектная деятельность в детском саду» и «Детский совет».
• Технология развивающего обучения, направленная на освоение не частных способов действия, умений и навыков, а принципов действия.
• Технология проблемного обучения, позволяющая выработать у ребенка умения и навыки самостоятельного поиска способов и средств решения проблемных задач: проектно-проблемные.
• Образовательная технология «Ситуация».
• Технология исследовательской деятельности.
• Метод наглядного моделирования, направленный на развитие пространственного воображения.
• Метод поисковой деятельности. Он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
• Технология музейной педагогики.
• Цифровые технологии используются в детском саду как новый способ передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка.

Данные педагогические технологии и методы стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой, что, как следствие, ведет за собой сохранность физического и психического здоровья. В результате чего у детей повышается познавательная активность, заинтересованность, любознательность.

Конечно, чтобы вышеперечисленные технологии стали частью педагогической компетентности педагогов, была проделана большая работа по повышению уровня их теоретических и практических знаний. Педагоги участвовали в семинарах-практикумах, образовательных квестах, консультациях, научно-практических конференциях, мастер-классах, проходили курсы повышения квалификации, изучали соответствующую литературу в целях самообразования.

Помогли обучающие вебинары и семинары для инновационных площадок Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования», издательства «Национальное образование», Национального института качества образования и Международной педагогической академии дошкольного образования. А также методические семинары Международного центра исследований развития человека ТГУ (Центр оценки развивающих программ и популяризации знаний о детском развитии) и сотрудничество с ООО «Развивающие игры Воскобовича» (Санкт-Петербург).

В результате наших поисков была сформулирована идея создания единого конвергентного образовательного пространства «ДОО – вуз», в основу которой были заложены фундаментальные принципы со-действия и со-творчества детей со взрослыми, которые позволяют выстроить субъект-субъектные отношения при реализации естественнонаучного направления.

Внедрение конвергентного подхода в образовании позволяет объединить различные образовательные сферы, развить и расширить ключевые компетенции детей, услышать «голос ребенка».

Конвергентное образование дошкольников предполагает развитие у них конвергентного мышления, направленного на умение решать проблему на основе логических алгоритмов через способность к анализу и синтезу, являясь принципиально важным в процессе исследовательской деятельности на этапах анализа и оценки ситуации, выработки суждений и умозаключений, оценки найденной информации и рефлексии.

Преимущества в содержании конвергентного образования:

• обучение через деятельность;
• повышение естественнонаучной компетентности воспитанников;
• личностно-ориентированный подход;
• развитие интеллектуальных способностей;
• развитие креативности;
• переориентация образовательной деятельности от познавательной
к проектно-конструктивной;
• игровые технологии – ключевой фактор развития конвергентного мышления
и творческого воображения;
• модель познания – проект, конст­руирование;
• создание ситуации успеха;
• развитие мобильной личности, способной к самостоятельному поиску знаний, принятию решений.

Конвергентное обучение включает совместно выбранную детьми на детском совете тему в межпредметный контекст различных естественных наук, что является актуальным в современном мире, где интенсивно развиваются представления о множественной, многоуровневой, «сетевой», полисистемной детерминации.

Мы отказались от жесткого перспективно-тематического планирования на учебный год в пользу гибкой системы детских проектов. Выбор темы проекта зависит от возраста детей. Например, во 2-й младшей группе большинство тем предлагается взрослыми, однако содержание проекта и его длительность напрямую зависят от интересов конкретного детского коллектива, от тех инициатив, которые высказывают дети данной группы. То есть проект длится до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к выбранной тематике и взрослым удается поддерживать его и пополнять развивающую среду материалами, которые помогают разрабатывать тему, поддерживая ее новыми идеями и ресурсами. А в подготовительной группе детская инициатива в выборе темы занимает уже порядка 80–90 процентов. Метод проектов позволяет нам синтезировать свободную деятельность детей и целенаправленное обучение, когда познавательные потребности детей и педагогические воздействия взрослых находят единую точку приложения.

Проектная деятельность позволила нам вывести естественнонаучное направление из плоскости разрозненных экспериментов, опытов, наблюдений в объемный многогранный процесс системного изучения ребёнком окружающей действительности.

Работа над проектом включает ряд взаимосвязанных этапов:

Этапы работы над проектом:

1) постановка цели, выбор темы исследования;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики проекта;
4) организация развивающей, познавательной предметной среды;
5) определение направлений поисковой
и практической деятельности;
6) организация совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности;
7) работа над частями проекта, коррекция;
8) коллективная реализация проекта,
9) итоговое мероприятие.

Как запускается проект? Тему образовательного проекта дети выбирают на детском совете. Интересы детей разнообразны и возможно выдвижение сразу нескольких тем. Задача педагогов не в том, чтобы самим выбрать (назначить) одну из предложенных тем, а в том, чтобы помочь ребятам сделать согласованный выбор самостоятельно. Надо отметить, что воспитатели, специалисты детского сада, родители имеют равное с детьми право вносить идеи, касающиеся тем, содержания и видов деятельности.

После того, как тема выбрана (например, дети подготовительной группы «Звездочка» решили изучить «Динозавров»), с помощью модели трех вопросов мы анализируем, что уже знаем по данной теме, что хотим узнать и как это можно сделать.

Затем разрабатывается план проекта – заполняется интеллект-карта или «Паутинка», в которой записываются идеи детей и взрослых о содержании работы в центрах активности с обязательной пометкой авторства (именно такой план затем хранится как документ). «Паутинка» вывешивается на доску выбора и может дополняться в течение всего времени реализации проекта.

Планируя работу вместе с детьми, мы получаем самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно выбранные дела и действия – не нужно придумывать мотивацию. Она уже есть, причем внутренняя. Этот план позволяет и детям, и педагогам охватить тему целиком, провести ее через все виды детской деятельности.

При таком подходе естественнонаучное направление не нужно искусственно внедрять в образовательную деятельность, оно естественным образом реализуется через внутреннюю потребность детей к экспериментированию, моделированию, исследованию, что наглядно видно в «Паутинке» (см. предложения детей).

Следующий компонент, обеспечивающий действия по проекту – подготовка и постоянное пополнение предметно-развивающей среды (ресурсное обеспечение проекта).

Педагоги составляют ресурсную карту в параллель к «Паутинке», где определяется конкретное предметное наполнение каждого центра активности.

Для реализации всего объема работы в саду была создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, интересов и потребностей детей. Так, в возрасте 2–3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно-символического материала. В 3–4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно-символический материал начинает занимать большее место.

Воспитателями для детского экспериментирования, развития познавательной активности детей в каждой группе были созданы центры науки (экспериментирования) – «Лаборатория «Узнавай-ка», детская лаборатория «Открытие» и другие, которые постоянно пополняются новыми информационными и наглядными пособиями.

Материалы данной зоны распределяются по различным направлениям, таким как: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина» и пр.

Основным оборудованием в центре науки являются:

• приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.;
• технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
• разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
• красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
• медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные – ложки, резиновые груши и др.;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

А часть материала меняется в зависимости от темы группового проекта.

Отдельное место отводится для постоянной выставки, где размещается интерактивный мини-музей, представленный различными индивидуальными или групповыми коллекциями, экспонатами, редкими предметами (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.).

Вот так выглядела экспозиция центра науки для проекта «Динозавры»:

В каждой группе педагогами созданы картотеки экспериментов, разработаны алгоритмы проведения опытов (карточки), с помощью которых дети самостоятельно по своей инициативе могут организовывать исследовательскую деятельность на базе имеющегося материала.

Вместе с детьми придумана знаковая символика для обозначения предметов, действий и их последовательность, разработаны разрешающие и запрещающие знаки, опорные схемы, которые помогают ребёнку выбирать деятельность и следовать этому выбору.

Большой вклад в насыщение предметно-пространственной среды вносят семьи воспитанников. Для каждого проекта родители предоставляют в постоянное или временное пользование необходимые материалы – это могут быть модели, энциклопедии, измерительные приборы, коллекции и даже объекты для наблюдений.

Дозированно применяются и цифровые технологии.

В настоящее время издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста с технологиями дополненной реальности. Просторы интернета полны видеороликов на любую интересующую тему. Педагоги самостоятельно создают мультимедийные презентации для интерактивных досок.

Дети с радостью исследуют мир с помощью интерактивной песочницы.

А в этом году в детском саду появился уникальный инновационный образовательный комплекс Цифровая STEAM-лаборатория «Академия Наураши», один из образовательных модулей которой представляет собой Мультимедийную лабораторию «Изучаем окружающий мир с помощью датчиков». В состав набора входит мультидатчик для проведения экспериментов по исследованию окружающей среды, а также дополнительное оборудование для проведения экспериментов.

Цифровая интерактивная развивающая среда обеспечивает построение образовательного процесса на принципах «обучение через игру» (квест-технологии), «обучение через открытие», «обучение через деятельность», «обучение как исследование», «вовлечение в процесс познания».

Далее проект реализуется в различных видах деятельности. Педагоги примерно распределяют, какие программные образовательные задачи будут решаться в совместной образовательной деятельности педагогов и детей (сюда относится организованная образовательная деятельность, образовательная технология «Ситуация» и образовательная деятельность в режимных моментах); что дети уже в силах сделать самостоятельно (индивидуально или в мини-группе) и этот выбор каждый ребенок осуществляет сам; какие задачи могут быть решены через образовательную деятельности в семье; а что возможно лишь во взаимодействии с семьями воспитанников.

На ежедневном утреннем круге дети с педагогом планируют дела на день. Взрослый сам или с привлечением детей напоминает о теме, о том, что уже сделано, что дети уже узнали, рассказывает о том, какие материалы он подготовил на этот день, и предлагает детям подумать и принять решение, где, с кем, чем, как они будут заняты. После того как ребята сделают свой выбор, «закипает работа».

Ребенок может заниматься самостоятельно, в мини-группе или подключиться к подгрупповой работе с педагогом. Главная задача – предоставление детям возможности проявлять инициативу и активность, приобретать ключевые компетентности, наращивать способность к осознанному, ответственному выбору, самореализации в выбранной деятельности.

При реализации естественнонаучного направления в совместной образовательной деятельности важным было сформировать у детей исследовательское поведение.

Работа была направлена на приобретение детьми специальных знаний, умений и навыков исследовательского поиска: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить собственные доклады; объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Самую большую сложность как для детей, так и для педагогов представляет умение выявлять проблемы, способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон. Трудности возникают и в грамотном подборе вопросов при рассмотрении какой-либо проблемной ситуации, а также на этапе выдвижения и предварительной оценки гипотезы.

Сложность каждого элемента исследовательского поиска наращивается постепенно. Важно придерживаться принципа от простого к сложному. Например, если сначала ребенок готовит небольшое, в несколько предложений, сообщение по теме, то затем это может быть выступление на детской конференции. Интересно следить за ростом в опытно-экспериментальной деятельности ребенка: от проведения простых опытов с помощью взрослого до организации собственного законченного эксперимента, который можно продемонстрировать детям своей группы или даже пригласить кого-нибудь в гости.

В такой многоуровневой деятельности найдется успешное занятие для любого ребенка, что важно для детей с особыми образовательными потребностями.

Полезной практикой для замкнутых, стеснительных детей стали показы опытов и проведение совместной деятельности с детьми более младших групп. Ощущение ответственности перед малышами приглушало страх публичного выступления, и дети на глазах раскрывались!

При реализации плана проекта для обеспечения всех детских инициатив и собственных предложений в рамках единого образовательного пространства «ДОО – вуз» педагоги обращаются и к научно-образовательным ресурсам нашей Alma-mater.

В рамках проектной деятельности по теме «Динозавры» дети посетили палеонтологический музей ТГУ, где специалисты экскурсионно-просветительского центра в доступной форме рассказали и показали историю жизни динозавров.

Конечно, посещение научных лабораторий, исследовательских центров кому-то покажется преждевременным для дошкольников, но здесь мы следуем утверждению Н.Н. Поддъякова, что детей должны окружать те вещи, события, явления, символы, которые превосходят возможность их сегодняшнего понимания, но «зароняют» впечатления, загадки, замыслы, размышления на годы вперёд, так называемые «дальние горизонты развития».

После того, как дети выполнят задуманное, проводится итоговый сбор, где участники делятся результатами своей работы и подводятся общие итоги. Время его проведения может варьироваться – либо сразу по окончании деятельности, либо перед обедом, либо в вечернее время, это зависит от конкретных обстоятельств.

Каждый групповой проект заканчивается подведением общих итогов. Формы представления проекта могут быть разными: продуктивная деятельность детей, экспозиция, выставка совместных поделок детей с родителями, открытое мероприятие, приглашение детей из других групп и представление наиболее интересных практик реализованного проекта и даже театрализованное представление.

Бывает и так, что некоторых, особенно увлекающихся исследованиями ребят, тема не отпускает, и они помимо деятельности в группе разворачивают собственные естественнонаучные проекты, которые затем представляют на различных открытых конкурсах детских исследовательских работ.

Конечно, ни один проект не мог быть полноценно реализован без привлечения в образовательный процесс интеллектуального потенциала родителей и использования различных форм равноправного творческого взаимодей­ствия детского сада в системе «дети – педагоги – родители».

Родители активно вовлекаются в процесс поиска информации, организации экспериментов, наблюдений, опытов и т.п. Они помогают в реализации и оформлении детских исследований. Участвуют в долгосрочном проекте «А у нас сегодня гость», когда папа или мама (бабушка, дедушка…) приходят в группу, чтобы поделиться своими знаниями о каком-либо явлении или увлекательно рассказать о своей профессии, хобби.

В этом году в связи с эпидемиологической ситуацией и невозможностью присутствия родителей в помещениях сада появилась новая форма общения «Семейные посиделки в научной лаборатории «Загадки вокруг нас», где родители с детьми могут поделиться с другими семьями своими исследованиями в онлайн-формате.

Со своей стороны, для повышения психолого-педагогической осведомленности родителей о естественнонаучном образовании дошкольников в саду проводятся как традиционные формы работы: подборки практических рекомендаций, фотовыставки, консультации, мастер-классы, семинары-практикумы и тренинги, так и необычные, например, родительское собрание, на котором родители оказались в роли детей и смогли побывать на «детском совете», пофантазировать над темой проекта, проявить инициативность в центрах активности.

Участие родителей в праздниках, творческих встречах, смотрах, конкурсах и выставках, проводимых в детском саду, ТГУ, городе, способствовало не только всестороннему развитию детей, но и формированию активной позиции родителей (законных представителей) воспитанников.

По результатам анкетирования 97% родителей удовлетворены качеством предоставляемых услуг и 100% готовы рекомендовать дет­ский сад другим.

Для молодых ученых ТГУ в детском саду совместно с Профсоюзным комитетом и Экскурсионно-просветительским центром ТГУ создана специальная площадка – ежегодный университетский конкурс по разработке и реализации программ дополнительного образования для детей «В ТГУ с пелёнок». Победители конкурса проводят ежемесячные интерактивные занятия с ребятами.

В рамках проекта была проведена приуроченная ко Дню науки научная конференция «Юный исследователь» 2020 года в режиме онлайн.

Ко Дню науки для детей старших и подготовительных групп был организован приход гостей – молодых учёных ТГУ: биолога, физика, химика и информатика, которые провели для детей кругосветку и показали ряд опытов и экспериментов на темы: «Клетки, вирусы и лейкоциты», «Механика. Оптика. Молекулярная физика», «Вторичная переработка. Биомасса», «История вычислительной техники».

Дети, родители и педагоги нашего детского сада уже несколько лет принимают участие во всероссийской акции «Ночь музеев», где представляют собственную интерактивную площадку на базе ТГУ. Содержанием ее являются результаты детских естественнонаучных проектов.

Как показала практика, приобретенный детьми опыт поисковой, экспериментальной деятельности помог дошкольникам в успешном развитии своих ключевых компетентностей.

Дети к старшему дошкольному возрасту овладевают умением самостоятельно экспериментировать (многие могут самостоятельно выделять проблему, поставить цель, подобрать различные материалы, сделать вывод).

Исследовательская деятельность естественно-научной направленности стала одним из условий развития детской любознательности, познавательных интересов ребенка.

У детей прослеживается рост интереса к компонентам живой и неживой природы, расширился кругозор, дети стали более наблюдательны, инициативны, самостоятельны, заметно улучшилась связная речь, более логичными стали рассуждения и умозаключения детей.

Выстроенная уникальная конвергентная образовательная среда «ДОО – вуз» помогает нам формировать у детей основы диалектического, логического, креативного мышления; первичные знания и представления, опыт практической деятельности в естественнонаучной сфере; метапредметные навыки.

Дети нашего детского сада действительно могут сказать, что «Университет начинается
с детства!».


Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.