ISSN 1997-9657
       

М.А. Горелова. Конспект комплексного коррекционно-развивающего занятия для детей с функциональными расстройствами зрения старшего дошкольного возраста «Дары Осени»

Полный текст

Горелова Марина Александровна – учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад «Детство» №185, Свердловская область, г. Нижний Тагил, E-mail: m.gorelova2013@yandex.ru

Ключевые слова: дети с функциональными расстройствами зрения, развитие зрительного восприятия, ориентировка на листе, развитие зрительного внимания, зрительно-моторная координация, межполушарное взаимодействие.

Коррекционно-развивающее занятие – одна из форм общения взрослого и детей, в ходе которой решаются различные задачи по формированию способов познания мира дошкольников и коррекции их недостатков.

При планировании комплексного коррекционно-развивающего занятия для детей с ФРЗ важно ставить перед собой задачи, которые позволят в той или иной степени работать над всеми основными направлениями работы тифлопедагога в ДОО (развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве, социально-бытовая ориентировка, развитие осязания и мелкой моторики).

Задачи:

• Закрепить знания дошкольников по теме «Овощи и фрукты».

• Учить зрительно различать и называть группы предметов с однородными признаками по форме, цвету; группировать по цвету; узнавать целое по части; соотносить с реальным предметом; соотносить объёмное тело с эталоном формы.

• Учить определять и словесно обозначать пространственное расположение предметов на листе в клетку.

• Развивать зрительное внимание.

• Развивать зрительно-моторную координацию, межполушарное взаимодействие.

Оборудование: муляжи овощей и фруктов, объёмные фигуры (конус, шар, эллипсоид), цветные мешочки, поле для игры «Найди овощ», рабочие листы «Обведи по точкам», карандаши.

Ход занятия

– Сегодня мы с вами поговорим о «Дарах Осени». Ребята, а вы знаете что такое «дары»?
– Правильно. Дары – это подарки, а, как известно, осень – время сбора урожая, поэтому «Дары Осени» – это различные овощи и фрукты.

Педагог выносит поднос, на котором лежат овощи и фрукты.

– Давайте рассмотрим их поближе.

Описание овощей с опорой на натуральный объект и наводящие вопросы

– Что это? (Это кукуруза) Какого цвета кукуруза? (Кукуруза жёлтого цвета) Какой формы этот овощ? (Кукуруза имеет форму конуса) Какой на ощупь овощ? (Кукуруза шершавая на ощупь).

По аналогии рассматривают апельсин и чеснок, затем педагог показывает огурец оранжевого цвета.

– Что это? (Это огурец) Как вы догадались? (по форме, по бугоркам) Какого цвета этот овощ? (Этот огурец оранжевый) Какого цвета должен быть огурец? (Огурец должен быть зелёного цвета).

– Мне кажется, Осень решила поиграть с нами и прислала нам как настоящие, так и «заколдованные» овощи и фрукты.

Соотнесение с реальным предметом, группировка по цвету

– Сможем ли мы отличить настоящие овощи и фрукты от «заколдованных»? Справимся? Давайте все «заколдованные» овощи и фрукты разложим по мешочкам соответствующего цвета.

Игра «Чего не бывает»

– Молодцы! Ну вот наконец на нашем подносе остались только настоящие, полезные овощи и фрукты!

– Посмотрите, кто прискакал полакомиться нашими овощами! Зайчик!

Зрительная гимнастика

Зайчик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива, (посмотреть вверх)
А внизу растет крапива, (посмотреть вниз)
Слева – свекла, справа – брюква, (движения глазами влево-вправо)
Слева – тыква, справа – клюква,
Снизу – свежая трава, (посмотреть вниз)
Сверху – сочная ботва. (посмотреть вверх)
Закружилась голова,
Кружится в глазах листва, (круговые движения глазами)
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. (закрыть глаза).
(И. Лопухина)


Узнавание целого по части, ориентировка на листе бумаги в клетку

– Поможем зайчонку выбрать овощи? Но для начала давайте вспомним, где у вас правая ручка? Поднимите её вверх. Левая ручка? Дотроньтесь правой рукой до левого уха, левой рукой до живота. Отлично!

– Теперь поставьте свой пальчик на клетку с точкой. Я буду называть направление движения, а вы внимательно слушайте и двигайтесь вместе со мной по клеточкам. 

1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вниз и 1 клетка влево. К какому овощу вы пришли? (лук) Где на листе бумаги нарисован лук? (Лук нарисован в левом нижнем углу).

– Опять пальчик ставим на точку в центре листа. 2 клетки вправо, 2 клетки вверх. (помидор). Где находится помидор? (Помидор находится в правом верхнем углу).

– Молодцы, ребята! Зайчонок остался доволен!

Развитие зрительного внимания

Посмотрите внимательно на овощи (на подносе лежит 4 овоща). Назовите их. Я сейчас что-то изменю, а вы отгадайте, что изменилось. 

Зажмуриваем глаза.
Один, два, три, четыре, пять,
Можно глазки открывать
Поморгали, поморгали,
Поморгали и сказали:
Что изменилось?

Педагог меняет овощи местами, меняет один овощ на другой, добавляет лишний овощ.


Развитие зрительно-моторной координации, межполушарное взаимодействие

– Мы немного отдохнули, а теперь пусть поработают наши ручки.

Обведи по точкам правой рукой, левой, двумя руками одновременно (взгляд должен быть направлен в центр листа).

Подведение итогов

Источник

Социальная сеть работников образования nsportal.ru. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/02/05/zritelnaya-gimnastika

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.