Макарочкина Г.Г. Организация образовательного процесса в ДОО в соответствии с современными вызовами социокультурной ситуации

Полный текст

Макарочкина Галина Геннадьевна – заведующая МАДОУ ЦРР – ДС №30 Снежинского округа (Снежинск, Челябинская область)

В современных социально-экономических условиях развития получил распространение индивидуализм как ведущая позиция человека по отношению к обществу. Современные родители воспитывают ребёнка не для общества, а «для него самого». Главное, к чему они стремятся, – чтобы их дети были успешны, могли «чего-то добиться в жизни». Ребенок начинает рассматривать все явления жизни с позиций того, что ему нравится или не нравится, полезно или не нужно. Однако родители не учитывают, что индивидуализм мешает человеку научиться строить гармоничные отношения с окружающими людьми.

Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.

Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, они включены в игровую деятельность со сверстниками и часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе.

Родителей больше всего интересуют интеллектуальные возможности ребенка и значительно меньше – формирование душевных качеств, эмоциональной сферы, для которой именно дошкольный возраст является сензитивным периодом.

Современные дети, воспитывающиеся в такой социокультурной обстановке, говорят, что, став взрослыми, они хотят жить хорошо, богато. Не составляют исключение и наши дети. Что же они вкладывали в эти понятия? Современные дети, когда вырастут, хотят быть начальниками («Он много денег получает»), бизнесменом («Это очень-очень богатый человек»), директором банка («Он дает кредиты, дал деньги в кредит маме и папе»), менеджерами. Ответы детей – отражение нашего сегодняшнего представления о том, что значит «жить хорошо». Ведь 20 лет тому назад на этот же вопрос, кем они хотят быть, когда вырастут, дети отвечали иначе: когда вырастут, станут строителем, парикмахером, «как мама», учителем, ветеринаром, «как дедушка», врачом, воспитателем, «как вы, Людмила Валерьевна», «милиционером, «как папа»…

При этом они имели достаточно хорошее представление о том, какую будут выполнять работу: строить дома; делать красивые прически, «волосы подстригать»; учить детей, «чтобы они были умными, стали учеными»; лечить животных, «если они заболеют»: лечить людей; воспитывать детей, «читать им, учить их считать, животных любить и никого не обижать»; защищать людей от бандитов, «бандитов арестовывать и арестовывать тех, кто нарушает правила дорожного движения»… Само представление о взрослости в сознании детей было неразрывно связано именно с работой, которую они выполняли.

Таким образом, в современной социокультурной среде ребенок дошкольного возраста, к сожалению, пока не получает достаточно импульсов для формирования важнейших векторов своего развития, к которым можно отнести:

  • ориентацию на полезный для других людей труд;
  • ориентацию на стабильную семейную жизнь родителей;
  • представление о добре и зле;
  • уважение и доверие к старшим;
  • интерес к культуре и истории своего народа, любовь к своей стране.

В этой ситуации система образования, которая была и остается достаточно консервативным звеном общественной жизни, должна осознавать ответственность за формирование основ душевного здоровья у нового поколения.

Для решения этой задачи нами была выбрана технология проектов.

Выбор темы проекта происходит по созданной ситуации в группе (по предложению детей или родителей, либо по календарю памятных дат (мотив педагога). В работе мы используем методику трёх вопросов:

1. Что дети знают, по сути?

2. Что хотят узнать?

3. Что надо сделать, чтобы узнать? (найти в интернете, прочитать, попросить рассказать маму, папу, бабушку.)

Дети выбирают то, чем они смогут поделиться с друзьями, принимая тем самым на себя определенные обязательства. Активные дети станут опорой для воспитателя в момент «стартового» разговора по результатам утреннего сбора. У нас нет точного перспективного планирования, т.к. невозможно предугадать на год вперед потребности и заинтересованность детей. С точностью до дня не определишь, сколько будет длиться данный проект. Если детская заинтересованность будет сохраняться, то допустимо продление. Но итог должен быть обязательно! Он может быть разным по форме: проведение развлечения или праздника, выставка работ, составление коллажа, презентация, оформление альбома, создание коллекции, мини-музея. Важно, чтобы родители полностью владели информацией, что интересует ребенка, чем он хочет поделиться с другими детьми (загадать загадки, прочесть стихи, составить рассказ и др.).

Для решения этих задач мы создали развивающую среду в группах, организовали разнообразные центры, которые дети посещают как самостоятельно (после определения в утреннем круге), так и в соответствии с расписанием.

В детском саду есть хорошая лабораторная база, которая позволяет заниматься камеральными исследованиями.

Основу её составляют естественнонаучные коллекции: гербарные образцы, минералы и горные породы, насекомые, перья и гнёзда птиц, шишки, плоды и семена, биоповреждения и следы, старинные предметы труда и быта и многое другое. Всё это направлено на то, чтобы дети мечтали не только о профессиях бизнесмена или менеджера, но и понимали, что есть много других интересных профессий.

Регулярные выставки, посещение музеев, виртуальные экскурсии, подкреплённые идеями и инициативой наших воспитанников, дали старт многолетнему детскому проекту «Фестиваль коллекционеров».

Проблема была озвучена несколькими дошкольниками, их рассказы начинались примерно так: «Я каждый год путешествую по разным местам с семьёй и накопил целую коллекцию магнитов из разных городов…» или «Моя бабушка научила делать меня обрядовые куколки, это так интересно…», а также «Мой папа с детства собирает модели машин, потом продолжал старший брат, а теперь я…». Любой такой посыл детей заканчивался проблемой: «Где я могу показать и рассказать о своей коллекции?» (дети очень желают рассказать друг другу и взрослым, то, что они узнали).

Так возникла идея собрать всех юных коллекционеров вместе. Предварительную подготовку организовали в детском учреждении педагог-эколог и воспитатели групп, проводя беседы, ролевые игры, виртуальные путешествия, изучая основы составления коллекций и правила проведения экскурсий. Первый практический этап проходит дома, в семье, где ребёнок собирает личную коллекцию, делает это вместе с родственниками или изучает уже имеющуюся, часто прошедшую через несколько поколений. Обязательное условие для выступающих – это рассказ о профессиях, трудовых действиях, которые совершают люди при формировании той или иной коллекции.

На втором этапе участники фестиваля представляют коллекции в кабинете экологии. Собрания экспонатов и тематика могут быть разнообразными: нумизматика и минералогия, модели автомобилей и зданий, лего-конструкции и фигурки животных разных стран, ракушки и колокольчики и многое другое. Дети очень бережно и аккуратно относятся к своим коллекциям.

Итоговый этап фестиваля проходит в музыкальном зале в торжественной обстановке. Коллекционеры представляют лучшие семейные собрания перед детьми из других групп по тематическому принципу. Например, о минералах, монетах и доисторических животных рассказывают воспитанники, имеющие такие коллекции. Дошкольники дополняют сообщения друг друга, при этом узнают что-то неизвестное для себя и приобретают новых увлечённых друзей.

В паузах между представлением коллекций проходят тематические конкурсы: «Неизвестный музейный предмет», «Собери свою коллекцию», «Музыкальная коллекция движений». Все ребята могут участвовать в этих необычных интеллектуальных и занимательных соревнованиях. Конечным продуктом является показ и представление своей коллекции.

Фестиваль «Юный коллекционер» неизменно вызывает живой отклик и интерес у наших воспитанников, их семей, и практически у всех сотрудников дошкольного учреждения. Данный проект помимо научных, познавательных знаний помог детям познакомиться с разнообразными профессиями, такими как механик, швея, археолог, океанолог, биолог, инженер-эколог и многие другие.

Проект «Удивительный космос» был организован нами при участии Космического общества Челябинской области.

Мечта вчерашних мальчишек – стать космонавтом – не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, супергерои и инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Профессия космонавта отважная и героическая. Сегодня актуально, в плане социализации, воспитать в детях, особенно в мальчиках, интерес к этой профессии (и сейчас мы с вами знаем, что на космической орбите снимается первый фильм).

В данном проекте приняли участие 32 ребенка, был снят фильм (который отправили в Российское космическое общество на Байконур). Дети рассказывали о жизни космонавтов, о том, как они пришли в данную профессию. Выступление одной воспитанницы произвело впечатление на летчика-космонавта Валентину Терешкову, которая выслала открытку со своим автографом, другой девочке выслали приглашение в музей Юрия Гагарина на его родине, в Смоленской области.

Много разных и удивительных открытий, исследований и проектов можно создать, если не только слушать, но и слышать, не просто смотреть, но и видеть и поддерживать детскую инициативу.

Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности.

Моя позиция по отношению к каждому ребенку полностью совпадает с такими словами неизвестного мне автора:

«У тебя есть то, чего нет больше ни у кого, – это ты.
Твой голос, твой ум, твоя история, твое видение.
Поэтому пиши, рисуй, строй, играй, танцуй, живи так, как можешь лишь ты».

Если кто-то меня поддерживает, думает так же, как я, то ему будут полезны мои рекомендации.

Я считаю, что данный опыт работы может быть использован любым педагогом, который не боится перемен, ищет пути для раскрытия индивидуальности своих воспитанников, тем самым обеспечивая им успешное обучение в начальной школе и в дальнейшей жизни.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.