ISSN 1997-9657
       

М.Н. Мондоева. Развитие личности ребёнка дошкольного возраста на основе народных традиций

Аннотация

Лучшие черты менталитета нации развиваются во многом благодаря сохранению традиционной народной культуры. Применение народной педагогики это целостный, систематический процесс приобщения к традициям и обычаям народа, к фольклору, развитие и понимание у детей интереса к духовным сокровищам народов. Авторы статьи предлагают программу по национальной культуре для детского сада МБДОУ ЦРР Детский сад №33 «Теремок» ГО «город Якутск» Республика Саха Якутия.

Полный текст

Лучшие черты менталитета нации развиваются во многом благодаря сохранению традиционной народной культуры. Выдающийся этнопедагог, профессор Г.Н. Волков, путь возрождения народов видит в возрождении традиционной, демократической культуры воспитания. Современная система образования требует всемерного возрождения национальных традиций, что возможно только на базе народной педагогики, традиционной педагогической культуры.

Применение народной педагогики – это целостный, систематический процесс приобщения к традициям и обычаям народа, к фольклору, развитие у детей интереса к духовным сокровищам народов. Освоение этой области – часть всестороннего развития личности маленького человека. Воспитание патриотизма, нравственных качеств, всестороннее развитие ребёнка начинается с привития любви к малой родине, ознакомления с культурным наследием и современным искусством края, в котором он живет.

С этой целью составлена и одобрена кафедрой педагогики дошкольного воспитания пединститута ЯГУ программа по национальной культуре в нашем детском саду, где предлагаются апробированные методические и организационные приёмы педагогической работы по приобщению детей к национальной культуре.

Цель программы: развитие личности ребёнка и воспитание его на народных традициях, формирование начальных основ патриотизма и гражданственности у детей дошкольного возраста.

Задачи:

• Пробудить в ребёнке любовь к родному краю и городу, интерес к истории их возникновения и развития. Воспитывать любознательность, уважения к людям труда, интерес к родной природе, творческое созидательное отношение к природе.

• Приобщать дошкольников к культуре, искусству, традициям и обычаям якутского народа. Накопление социального опыта жизни в своём городе и республике, усвоение общепринятых норм поведения, взаимоотношений. Заложить важнейшие черты национального характера – трудолюбие, порядочность, сочувствие, доброту, гостеприимство, выносливость.

• Через разнообразные виды деятельности развивать первичные приёмы мышления – способность к наблюдению, сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей, интеграции полученной информации.

Программа по якутской национальной культуре «К истокам земли Олонхо» основана на возбуждении генетической памяти ребёнка, занятия проводится в нестандартной форме, строятся с учётом возрастных особенностей детей, их желаний, интересов. В ходе совместной деятельности используется разнообразный фольклорный материал: сказки и загадки, пословицы, стихотворения, песни, прослушиваются элементы музыкальных произведений.

В условиях возрождения национальной культуры народа Саха идёт процесс возрождения национальных игр и состязаний. Большое внимание уделяется играм и развлечениям. Через национальные игры ребёнок знакомится с повадками животных и птиц. И во время повседневной жизни и на непосредственном образовательной деятельности по физической культуре стараемся привить интерес к национальным видам спорта, к событиям физкультурной и спортивной жизни республики.

Каждый вид совместной деятельности с детьми имеет определённые познавательные, воспитательные, развивающие задачи. Основная цель – произвести эмоциональное впечатление, зародить интерес к самобытной якутской культуре. Приоритетными формами организации обучения и воспитания в рамках программы являются организованная образовательная деятельность по ознакомлению с якутскими играми, экскурсии, беседы, дидактические игры, тематические выставки, театральные постановки. Успешная реализация программы обеспечивается привлечением родителей к участию в работе по ознакомлению с якутской культурой.

Программа строится от простого к сложному, включает 6 основных принципов:
1. Круг года (о временах года).
2. Материальная культура (жилища, одежда, пища).
3. Обычаи, традиции.
4. Традиционные занятия.
5. Фольклор.
6. Народные праздники и игры.

В год проводится 34 занятия, по одному занятию в неделю.

Контроль усвоенных знаний и практических умений детей проводится как в процессе специальной непосредственной образовательной деятельности два раза в год: вводная (сентябрь-октябрь), итоговая (май), так и в процессе повседневных организованно образовательной деятельности.

Содержание работы в старших группах (5-6 лет)

Край, в котором мы живем
• Познакомить с картой Якутии, показать какую огромную территорию занимает наша республика.
• Познакомить с историей возникновения города (когда, где и кем основан), его достопримечательности.
• Пробудить интерес к истории своего города, уточнить знания детей об округе города, в котором они живут.
• Познакомить с основным укладом жизни, с промыслом коренных народов (коневодство, животноводство, рыболовство, охота, оленеводство).

Природа родного края
• Познакомить с явлениями природы, сезонными изменениями в природе. Упражнять
в узнавании деревьев, ягод, растущих в Якутии. Детям понятие, что зима в Якутии самая холодная и длинное время года и делится на три периода: первозимье, коренная зима и перелом зима.
• Закреплять и расширять представления о птицах, обитающих в республике.
• Познакомить с животными тайги. С животными и птицами занесённые в Красную книгу охраны природы. Уточнить знание детей о жизни обитателей леса в зимнее врем, дать понятие, что животные приспосабливаются к трудной зимовке (изменение цвета шерстяного покрова, утепление жилищ)
• Познакомить с самой большой и красивой рекой нашей республики – Лена. Дать детям понятие, что река кормит и поит, используется как транспортное средство.
• Познакомить с богатством республики: реки, лес, пушные животные, рыба, полезные ископаемые.

Культура, традиция и быт якутов.
• Познакомить с жизненным укладом якутов в прошлом. С предметами быта, утварью, жилищем.
• Познакомить с основным укладом жизни, с промыслом коренных народов (коневодство, животноводство, рыболовство, охота, оленеводство).
• Познакомить с якутской национальной одеждой, любимыми цветами якутских мастериц ис женскими украшениями.
• Дать понятие, о якутских самодельных играх и игрушках из дерева и бересты. Познакомить с любимыми играми детей в прошлом.
• Познакомить с якутским национальным праздником «Ысыах».

Устное народное творчество. Фольклор – это устное народное творчество, его видами –
сказкой, пословицами, загадками, осуохаем, стихами, песнями, якутским эпосом – олонхо. Познакомить детей с якутским музыкальным инструментом – хомус.

Подвижные и спортивные игры предков. Познакомить с содержанием и правилами якутских народных подвижных и спортивных игр. Воспитывать желание играть в якутские национальные игры. Научить соблюдать правила игры, развивать ловкость, меткость, мелкую моторику рук. Развивать выдержку, умение контролировать свои поступки и поведение воспитывать усидчивость.

Якутский язык. Добиваться понимания якутской речи: бытовой словарь (название игрушек, одежды, членов семьи, посуды, мебели, части тела, животных); счёт; названия времен года. Ознакомить с лексикой повседневного общения («волшебные слова»)

К концу года дети должны:

Знать:
• Название республики (Республика Саха (Якутия).
• Название столицы Якутии (г. Якутск).
• Имя основателя города Якутск (Петр Бекетов).
• Название центральной улицы столицы (проспект Ленина); название округа, улицы в котором живут.
• Название самой большой реки Якутии (река Лена).
• Назвать чем богата земля якутская (пушнина, лес, рыба, реки, полезные ископаемые).
• Название растущих на территории республики деревьев, ягод (береза, лиственница, ель, сосна; брусника, малина, земляника, красная и черная смородина).
• Названия животных -белый медведь, северный олень, ондатра; птиц – снегирь, лебедь, белый гусь, стерх.
• Якутские народные подвижные и спортивные игры: прыжки «куобах», перетягивание палки, «упрямые бычки», «соколиный бой», «олени и оленеводы», «охотники и утки»; настольная игра «хабылык».
• Название якутского музыкального инструмента (хомус)
• Назвать якутскую утварь (чорон, кытыйа)
• Название якутского праздника, якутского хоровода (Ысыах, оьуохай)
• От 2–3 якутских пословиц, 3–5 якутских загадок.

Уметь:
• Узнавать герб и флаг республики.
• Узнавать по фотографиям и называть достопримечательности и общественные здания города Якутска (площадь Ленина и Орджоникидзе, русский и якутский театр, аэропорт г.Якутска, ледовый дворец «Эллэй Боотур», спорткомплекс «Стерх»).
• Ориентироваться в ближайшем к дет­скому саду улицах (Кузьмина, Курнатовского, Пилотов).

Содержание работы в подготовительной группе (6-7 лет)

Край, в котором мы живем.
• Познакомить символом республики (флаг, герб, гимн), об их значении.
• Дать первоначальное представление о Республике Саха как части России. Научить определять на карте территорию Якутии, показать какую огромную территорию занимает наша республика.
• Продолжать знакомство с историей города, что с приходом казаков-первопроходцев изменился уклад жизни якутов-якуты, научились строить избы, заниматься огородничеством и начали оседать в одном месте.
• Познакомить с основным укладом жизни, промыслом коренных народов (коневодство, животноводство, рыболовство, охота, оленеводство).
• Уточнить знание о достопримечательностях родного города.

Природа родного края.
• Познакомить с явлениями природы, сезонными изменениями в природе. Упражнять в узнавании деревьев, ягод, растущих в Якутии. Детям понятие, что зима
в Якутии самая холодная и длинное время года и делится на три периода: первозимье, коренная зима и перелом зима. Что Полюс холода находится в Якутии
• Продолжать знакомить с реками Якутии – Вилюй, Алдан, Оленек, Индигирка, Колыма, Яна. Воспитывать бережное отношение к природе и соблюдать правила поведения. Познакомить с достопримечательными местами на реке Лена – Ленские столбы, остров столб.
• Познакомить с богатством республики: реки, лес, пушные животные, рыба, полезные ископаемые (какую пользу приносят людям)
• Закрепить знания детей о зимних явлениях в природе: холодно, часто бывают сильные морозы, земля покрыта снегом, водоемы льдом.
• Дать первоначальное представления о Красной Книге, о некоторых птицах, животных (белый медведь, рысь, снежный баран, северный олень, морж, стерх, лебедь, беркут, розовая чайка, гренландский кит, нарвал), занесенных в Красную книгу Якутии.
• Дать понятие, что изменения в живой природе связаны с потеплением и проявлением необходимых условий для жизни. Закрепить правила поведения в лесу.

Культура, традиция и быт якутов.
• Продолжать знакомить с образом жизни якутов, с утварью (мутовка, ыагыйа); с жилищем (убранством балагана)
• Самое священное животное – лошадь, убранством лошади; коновязь, с украшением на коновязи.
• Продолжать знакомить с национальной одеждой с их названием, с женскими украшениями.
• Дать понятие, о якутских самодельных играх и игрушках из дерева и бересты. Познакомить с любимыми играми детей в прошлом.
• Продолжать знакомить с якутским праздником Ысыах, о поклонении якутского народа Духам, с якутским хороводным танцем – оьуохай.

Устное народное творчество.
• Продолжать знакомить с фольклором – это устное народное творчество, его видами – сказкой, пословицами, загадками, осуохаем, стихами, песнями, якутским эпосом – олонхо.
• Познакомить детей с якутским музыкальным инструментом – хомус, купсуур, адьага.

Подвижные и спортивные игры предков. Формировать у детей понятие, что народные игры взаимосвязаны с укладом жизни предков, воспитывать интерес к народным играм. Продолжать развивать координационные способности, выдержку, умение контролировать свои поступки и поведение, через обучение настольным играм воспитывать усидчивость развивать внимательность и мелкую моторику рук.

Якутский язык. Добиваться понимания якутской речи: бытовой словарь (название игрушек, одежды, членов семьи, посуды, мебели, животных); счёт; названия времен года. Знакомство с якутскими звуками «е» «у» «h» «5» «н» «дь» «нь». Ознакомить с лексикой повседневного общения («волшебные слова»); составлять предложения из 2-4 слов с помощью союза «и», местоимения «я».

К концу года дети должны:

Знать:
• Название родного города и реки, на который он расположен (г. Якутск, расположен на берегу реки Лена).
• Имя первопроходца (Петр Бекетов).
• Назвать символы республики и их значение.
• Назвать площадей г.Якутска (площадь им. Ленина, площадь им. Орджоникидзе, площадь Дружбы, площадь Победы, Комсомольская Площадь).
• Название городов (Якутск, Мирный, Вилюйск, Алдан, Нерюнгри, Томмот, Удачный, Покровск) и рек (Лена, Алдан, Оленек, Индигирка, Яна, Колыма, Вилюйск), море Лаптевых, Северо- восточное море.
• Содержание и правил якутских спортивных и подвижных игр («Подъем тощей коровы», «Напиться из проруби», перетягивание палки, прыжки «куобах», «кылыы», скачки, «волк и жеребята», «пенек», «купсууру купсуй»).
• Название птиц и животных, занесенных в Красную книгу (белый медведь, рысь, снежный баран, северный олень, морж, стерх, лебедь, беркут, розовая чайка, гренландский кит, нарвал, орлан белохвостый).
• Название якутского эпоса (олонхо, олонхосут).
• Назвать чем богата Якутия (лес, рыба, пушнина, реки, полезные ископаемые (уголь, нефть, газ, золото, алмаз, серебро, железная руда, поваренная соль…).
• Назвать предметы быта, утвари якутов (чорон, кытыйа, ыагыйа, мутовка, балаган, сэргэ, салама).
• Знать слова хоровода оьуохай «В детском саду». Песню Н. Макаровой «Чэ, иккиэн оонньуохха». Стихи Л. Попова.

Уметь:
• Узнавать герб и флаг РС(Я).
• Узнавать по фотографиям и называть достопримечательности и общественные здания г. Якутска.
• Находить на карте РС(Я).
• Составлять простые предложения с помощью союза, местоимения.
• Должны уметь считать до 10.
• Должны уметь назвать на якутском языке времена года (4 слова), цвета (4–6), названия животных (4–6 слов), названия деревьев (2-4слов), семья (6 слов), посуда (4–6 слов), мебель (4–6 слов), «волшебные слова» (4 слова).
• Правильно произносить якутские звуки: «е» «у» «h» «5» «н» «дь» «нь».

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

генетическая память, народные традиции, народная педагогика