Мухитдинов А.Н., Макарочкина Г.Г., Осинцева П.П. Робототехника в современном ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству

Полный текст

Мухитдинов Артур Нуриевич – заместитель начальника Управления образования Снежинского городского округа, Челябинская область

Макарочкина Галина Геннадьевна – заведующая МАДОУ ЦРР-ДС №30 Снежинского округа, Челябинская область

Осинцева Полина Петровна – заместитель заведующей по УВР МАДОУ ЦРР-ДС №30 Снежинского округа, Челябинская область

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Снежинского городского округа «Центр развития ребёнка – детский сад №30» с 2018 года является ресурсным центром по подготовке и проведению регионального этапа всероссийских соревнований по робототехнике «ИКаРёнок» (Инженерные Кадры России).

Одной из сегодняшних проблем в России является: недостаточная обеспеченность инженерными кадрами и низкий статус инженерного образования, поэтому президент России В.В. Путин отметил необходимость популяризации профессии инженера. Востребованность данных профессий актуальна и для нашего города.

С целью ранней профориентации, мотивации детей к техническому творчеству и инженерной деятельности, выявления и развития таланта в каждом ребенке в нашей стране создаются новые детские центры, технопарки и кванториумы.

В настоящий момент всё большую значимость и актуальность приобретает в детском саду образовательная робототехника. Робототехника – это не некий абстрактный объект из категории «высочайших» технологий, доступный для понимания и освоения лишь избранным. Напротив, это – универсальный инструмент для общего образования. Она подходит для всех возрастов – от дошкольников до студентов. А использование робототехнического оборудования в рамках непосредственной образовательной деятельности в ДОУ– это и обучение, и техническое творчество одновременно, что способствует воспитанию активных, увлеченных своим делом детей, обладающих инженерно-конструкторским мышлением.

Образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Такое понимание робототехники позволяет выстроить модель преемственного обучения для всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов. Подобная преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач подготовки инженерных кадров. Ведь по данным педагогов и социологов, ребенок, который не познакомился с основами конструкторской деятельности до 7–8 лет – в большинстве случаев не свяжет свою будущую профессию с техникой. Основа любого творчества – детская непосредственность. Взрослые знают, как нельзя, как правильно. С такими установками нет творчества. Для нас важно начинать занятия в том возрасте, в котором ребенку еще не успели объяснить, почему так нельзя. Дети ощущают потребность творить гораздо острее взрослых и важно поощрять эту потребность. Психологам и педагогам давно известно, что техническое творчество детей улучшает пространственное мышление и очень помогает в дальнейшем при освоении геометрии и инженерного дела.

Перспективность применения роботехники обусловлена её универсальностью, высокими образовательными возможностями, обеспечивающими организацию максимально продуктивной творческой деятельности детей:

  • это педагогическая технология, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка;
  • основой образовательной деятельности с использованием роботехники является игра – ведущий вид детской деятельности, что позволяет учиться играя и обучаться в игре;
  • объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников;
  • это средство развивающего обучения, оно позволяет поднять на более высокий уровень развития познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Вместе с тем, при своей перспективности и актуальности внедрение в образовательный процесс робототехники вызвал ряд противоречий:

  • между необходимостью внедрения в дошкольном образовательном учреждении робототехники и отсутствием материально-технической базы, недостаточностью оснащения программируемыми конструкторами;
  • между высоким спросом родителей на развитие конструктивной деятельности и технического творчества через роботехнику и недостаточной подготовленностью педагогических кадров для ведения процесса обучения и развития по данной технологии.

Учитывая все вышеназванные тенденции развития образования, выявленные противоречия, четвёртый год успешно реализуется проект «ИКаРёнок».

Цель проекта: приобщение детей дошкольного возраста совместно с родителями к техническому творчеству в рамках повышения престижности технических профессий ФГУП РФЯЦ ВНИИТФ имени академика Е.И. Забабахина; формирование сообщества педагогов и детей, занимающихся инновационной деятельностью, расширения сетевого взаимодействия образовательных организаций (вовлечение в техническое сообщество).

Задачи:

  • развитие у дошкольников интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского технического творчества;
  • формирование у дошкольников навыков участия в конкурсах, развитие навыков работы в группе;
  • выявление одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями к конструктивной деятельности;
  • формирование активной родительской позиции в части поддержки и развития технического творчества детей на основе продуктивного сотрудничества ДОУ и семьи;
  • формирование сообщества педагогов, занимающихся развитием технического творчества и инженерных навыков дошкольников, создание единого пространства общения и обмена опытом;
  • создание условий для мотивации педагогических работников на повышение квалификации по направлению «техническое творчество».

Основное содержание проекта

Проект является тематическим. Тема сезона 2018–2019 учебного года была «Сохраняя традиции Великой России», сезона 2019–2020 года – «Город мастеров».

Участие команды воспитанников ДОУ в Проекте предполагает выполнение четырех соревновательных заданий.

Конкурсные испытания проходят в очно-заочной форме.

Конкурсное испытание №1

Представление и защита творческого проекта «Производство и профессии будущего» (Поэтапная видеопрезентация творческого проекта).

Видеопрезентации творческого проекта высылаются в оргкомитет за 7 дней до начала соревнований и оцениваются заочно. Продолжительность видеопрезентации не должна превышать 5 минут. Очно на соревновании команды выставляют «товар лицом», представляют судьям и гостям творческие проекты, отвечают на вопросы.

Конкурсное испытание №2

«Инженерная книга» (заочно).

«Инженерная книга» – подробное описание проекта и этапов работы над ним.

Конкурсное испытание №3

«Мы – изобретатели!» – командное выполнение заданий, направленных на развитие изобретательности, творческого воображения, конструктивных навыков, внимания, памяти, логического мышления, умения работать в команде.

Командное выполнение заданий состоит из двух конкурсных испытаний.

  • Задание №1 «Матрица»
  • Задание №2 «Мемо-кубики»

Мемо-кубики – это дидактическая игра, в занимательной форме помогает развивать познавательные процессы: внимание, память, мышление, фантазию, способствует творческому конструированию.

Конкурсное испытание №4 (совместно с родителями) «Физика в игрушках»

Командное выполнение заданий, направленных на развитие конструктивных навыков, воображения, творческого мышления, умения работать в команде. Проектное задание Тайна КУБИБИКА «Картон мобиль». Соревновательное задание: изготовить (собрать) действующий макет из творческого материала подвижного механизма «Картон мобиль», способного без вмешательства членов команды и посторонних людей, после объявленного судьёй старта, проехать по полигону и попасть в установленные (размеченные) ворота.

Работу команд оценивает жюри Проекта, которое формируется оргкомитетом из числа специалистов ФГУП РФЯЦ ВНИИТФ, Управления образования, СФТИ НИЯУ МИФИ, образовательных учреждений города.

Основанием для награждения победителей Проекта служит решение жюри, оформленное итоговым протоколом.

Итоги подводятся в командном зачете. Результаты участников складываются из баллов, полученных за 4 соревновательных задания.

Абсолютным победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов по всем конкурсным испытаниям. Победители и призеры награждаются дипломами и памятными призами. Всем остальным командам-участникам вручаются грамоты за участие и поощрительные призы. Абсолютный победитель представляет город Снежинск на региональных соревнованиях.

Перспективы дальнейшего развития проекта

  1. Сделать проект «ИКаРёнок» традиционным и ежегодным.
  2. Количественно расширять целевую аудиторию, распространяя опыт проекта через различные информационные ресурсы.
  3. Реализовать преемственность дошкольного и начального общего образования по направлению робототехника. Привлечение к участию в мероприятиях учащихся 1–4 классов.
  4. Привлечь к сотрудничеству спонсоров, новых социальных партнеров, интеллектуальные ресурсы градообразующего предприятия ФГУП «РФЯЦ – ВНИИТФ», спортивно-технического отдела Дворца творчества.
  5. Стимулировать участие команд дошкольных образовательных учреждений в областных мероприятиях по робототехнике.

Качество дошкольного образования, с учётом специфики дошкольного возраста, заключается не в получении детьми большого объёма знаний, а в овладении способами работы со знаниями, формировании необходимых личностных качеств и обеспечении их полноценного развития. В связи с этим основные тенденции в сфере обеспечения качества дошкольного образования сводятся к организации образовательной деятельности с использованием современных технологий развития ребёнка.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.