ISSN 1997-9657
       

М.В. Мамсурова. Педагогические возможности взаимодействия ДОО и старшего поколения семей воспитанников

№14 2020 М.В. Мамсурова.  Педагогические возможности взаимодействия ДОО и старшего поколения семей воспитанников
Полный текст

Мамсурова Марина Валериевна – заведующая МБДОУ №96 г. Владикавказа

В статье раскрываются вопросы установления доброжелательных отношений между детским садом и семьей, описываются наиболее эффективные формы педагогического взаимодействия родителей и старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста в процессе сотрудничества с дошкольным образовательным учреждением.

Ключевые слова: дошкольник, семья, представители старшего поколения, взаимодействие, педагогические возможности.

«Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни».

Василий Песков

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и дошкольного учреждения.

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским садом является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Учитывая, что новизна отношений с семьей должна определяться понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «сопереживание», «соучастие», «сотворчество» в рамках нашего дошкольного учреждения есть опыт работы по взаимодействию со старшим поколением семьи: бабушками и дедушками воспитанников.

 

Когда мы говорим о воспитании детей, то главную роль, естественно, отводим родителям – мамам и папам. Но ведь немаловажную роль в становлении и развитии личности ребенка играют и другие близкие родственники – бабушки и дедушки. Независимо от того, живут они вместе с семьей или нет, их влияние на детей нельзя упускать из виду. Старшее поколение всегда отличалось способностью дать детям какую-то долю своего эмоционального богатства, что не успевают иногда сделать родители ребенка или из-за недостатка времени, или из-за своей незрелости.

Тема, которую мы выбрали являлась актуальной в ОП детского сада всегда. Менялись только позиции педагогов и родителей. Педагоги организовывали разные формы работы с родителями, в ходе которых представляли опыт работы детского сада, а сегодня больший акцент мы уделяем – сотрудничеству взрослых.

Ценностью нашего менталитета, особенностью нашего региона является то, что у нас еще остается связь поколений. Сегодня у нас до сих пор имеет место обычай, когда молодую девушку приводят в семью мужа, и она там живет в большой семье. Тем самым молодые не настолько отчуждены от старшего поколения, а наоборот проживают совместно одной семьей.

 

К данному сотрудничеству детского сада со старшим поколением мы пришли уже давно и на наших многочисленных, разнообразных совместных мероприятиях с семьей присутствуют бабушки и дедушки, им интересны внуки и они, именно они, стремятся поддержать молодую семью, быть полезными.

Потенциал этого взаимодействия нами изучался ранее. Мы узнали, чем старшее поколение занимается с внуками вне стен детского сада.

В результате мы обратили внимание, что наши бабушки и дедушки могут организовать и провести с детьми детского сада различные мастер-классы, в которых дедушка научит играть в шахматы и шашки, а бабушка приготовить сыр и многому другому (35%). Очень радует, что на этих мастер– классах присутствовали дети из школ, так как в наш детский сад ходят уже не первое поколение детей – это 72% семей и помогали бабушкам и дедушкам в проведении этих мероприятий.

В нашем детском саду действуют такие формы взаимодействия со старшим поколением семьи, как «Творческие гостиные», клуб «Мы вместе». А результатом такого сотрудничества с бабушками и дедушками – появление новой традиции: по пятницам бабушки и дедушки приходят в детский сад и организуют разнообразные встречи с воспитанниками в форме мастер-классов, семинаров-практикумов, игровых пятниц.

Учитывая все плюсы работы в данном направлении, мы увидели и минусы, а именно, недостаточность в рамках информационно-образовательной поддержки представителей старшего поколения семьи. А проблема в том, что у них нет педагогической компетентности, они не знают возрастных особенностей детей и педагогам приходится проводить мероприятия для бабушек и дедушек для того, чтобы повысить их ответственность. А из-за отсутствия у них позиции «партнерство» и наличия «учительской» позиции педагогам необходимо делиться опытом, как можно взаимодействовать с ребенком.

 

И нами было проведено анкетирование, для выявления наиболее продуктивных форм работы с представителями старшего поколения.

Так у нашего учреждения возникла необходимость в создании Университета для представителей старшего поколения как формы их обучения. Это форма психолого-педагогического просвещения бабушек и дедушек, которая вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов семьи.

Цель Университета – установление системы взаимодействия «воспитатель – старшее поколение семьи – ребенок – сотрудничество». «Университет для представителей старшего поколения реализуется по принципу добровольности, личной заинтересованности и взаимоуважения.

Нами была разработана программа Университета, с описанием таких форм, как семинары, семинары– практикумы, круглые столы и др.

Программа включает в себя:

Краткосрочные курсы (16 часов), на которых бабушки и дедушки знакомятся и передают свой опыт по темам «Искусство хвалить», «Если ребенок не ладит с братом и сестрой», «О капризах и упрямстве».

Длительные курсы (36 часов), когда нужно изучить конкретную тему, например, «Возрастные и психологические особенности детей раннего и дошкольного возраста».

В силу всем нам известных обстоятельств, сейчас мы практикуем дистанционную форму работы с семьями. Так, например, воспитатели провели онлайн мастер-класс для бабушек и дедушек на тему «Опыты и эксперименты в домашних условиях», «Мой первый проект». Не скажем, что было легко, нет конечно, мы столкнулись с рядом трудностей. Но радует, пусть небольшой, но уже для нас весомый результат – мы уже получаем видео-открытки от представителей старшего поколения, где они демонстрируют, как они с внуками проводят опыты и эксперименты в домашних условиях.

Эту форму работы мы планируем развивать и дальше – так, например, на сайте ДОУ открыть раздел «Университет», где будут размещаться материалы вебинаров, виртуальных занятий, памятки, рекомендации, информационные буклеты и т.д.

Конечно, мы будем использовать все вышеперечисленные формы сотрудничества со старшим поколением. А с целью повышения компетенций взрослых в образовании детей дошкольного возраста Университет для старшего поколения.

 

Мы планируем, что в ходе функционирования Университета представители старшего поколения семьи будут знакомиться с образовательной деятельностью детского сада, тем самым, быть компетентными в плане поддержки ребенка. А результатом будет организация непосредственного взаимодействия.

Также мы планируем, что в роли преподавателей Университета будут выступать не только педагоги, но и представители старшего поколения. И в результате педагоги и представители старшего поколения семьи будут соучастниками образовательного процесса.

В университете организуются лекции, дискуссии, круглые столы, беседы по вопросам подрастающего поколения, где бабушки и дедушки делятся опытом воспитания, семейными традициями. Кроме этого учителями СОШ №40 г.Владикавказ организуются занятия «Учимся вместе!» на которых у бабушек и дедушек повышается их компетентность в вопросах готовности детей к школьному обучению, создавая тем самым условия, способствующие успешной социализации, адаптации ребенка к новой, школьной среде.

Данный «Университет» стал для нас частью нашей жизни, объединяя в единый воспитательно-образовательный процесс, который необходим, прежде всего для развития детей.

Мы предполагаем, что совместная инновационная деятельность позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и представителей старшего поколения семьи.

А при создании соответствующих педагогических условий, можно подобрать наиболее эффективные формы взаимодействия дошкольной организации с представителями старшего поколения семьи.

Литература

1.Белова М.А., Воспитание уважительного отношения к традициям семьи у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения / М.А.Белова – Ишим: Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова, 2008. – 67 с.

2. Богданова И.В., О возрождении традиций семейного воспитания / И.В. Богданова // Начальная школа плюс до и после.– 2009.– №3. – С. 18-20.

3. Венецкая О.Е., Таначева В. Проблемы и практика в условиях социального партнерства в условиях введения ФГОС ДО в сельском детском саду.// Дошкольное воспитание 10/15 С.4-10.

4. Галущинская Ю.О. Воспитание ценностного отношения к старшему поколению у дошкольников. – Шадринск: ШГПИ, 2013.

5. Глебова С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия (текст)/ С.В.Глебова// Практическое пособие для методистов, воспитателей, родителей. – Воронеж:ТЦ «Учитель», 2015

6. Мамсурова М.В., Вульф М.Э., Венецкая О.Е. Проблемы и практика сотрудничества детского сада и школы в вопросах воспитания и образования детей младшего возраста, материалы VI Международной научно – практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (электронный сборник материалов) 10-13 мая 2017 г.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.