ISSN 1997-9657
       

Н.А. Осипова, Л.Н. Будаева. Развиваем координационные способности в двигательной деятельности с мячом

Полный текст

Осипова Наталья Александровна, инструктор по физической культуре, 

Будаева Любовь Николаевна, воспитатель, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Загадка», г. Новый Уренгой, ЯНАО

Координационные способности определяют ведущую функцию моторного развития детей старшего дошкольного возраста. Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Развитая координация помогает двигаться ловко и уверенно; предполагаются не только слаженные телодвижения, но и согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга. В статье предлагаются варианты двигательной деятельности с мячом для развития координационных способностей у детей 5–7 лет, имеющих общее недоразвитие речи. Рассматриваются специальные условия, положительно влияющие на развитие координационных способностей при активизации речедвигательного анализатора.

Проблемы плохой координации у старших дошкольников с отклонениями в развитии речи обусловлены соматической ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций. Дети этой категории отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательных заданий по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность при выполнении задания, застревание в одной позе. Наибольшие трудности у детей выявляются при выполнении движений по словесной инструкции [3]. Недостатки речи детей тесно связаны с нарушением развития мелкой моторики, в частности мышц кисти, поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» должны занимать значительное место.

Обозначенная проблема требует особого подхода со стороны воспитывающих взрослых (педагогов и родителей), заключающегося в систематизации практикоориентированных мероприятий, основанных на индивидуально-дифференцированном подходе.

Л.С. Выготский определял возрастные особенности как наиболее типичные для детей того или иного возраста, указывающие на общее направление развития на том или ином этапе жизни [2].

Важным средством развития моторной функции служат упражнения и подвижные игры с мячом, поскольку именно предметно-манипулятивная деятельность лежит, главным образом, в основе развития двигательных функций рук.

Цель опыта: организация двигательной деятельности с мячом для развития координационных способностей.

Задачи

1. Проанализировать уровень развития координационных способностей у детей 5–7 лет, посещающих группу компенсирующей направленности.
2. Разработать и реализовать комплекс подвижных игр и упражнений с мячом, направленных на развитие координационных способностей, пригодных для систематического использования (в том числе в самостоятельной деятельности детей).
3. Провести просветительскую работу с родителями (законными представителями) о значении развития координационных способностей в период подготовки детей к обучению в школе.

Новизна опыта заключается в использовании специальных условий, положительно влияющих на развитие координационных способностей при активизации речедвигательного анализатора.

Методы и приемы, используемые в процессе реализации опыта работы:

• словесные: инструкции, указания, пояснения;
• практические: наблюдение за двигательной деятельностью детей (в том числе на физкультурных занятиях, в повседневной жизни);
• двигательные задания, подвижные (спортивные) игры.

Используемые технологии:

• игровые: подвижные игры, игровые задания и упражнения;
• здоровьесберегающие: рациональная организация образовательного процесса, дозирование нагрузки, соответствующей возрасту детей;
• обеспечение безопасности в процессе физкультурно-игровой деятельности;
• обеспечение личностно-ориентированного подхода;
• здоровьеформирующие: формирование и укрепление психофизического здоровья детей.

В работе были учтены принципы дидактики: постепенность, систематичность, и последовательность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, принципа развивающего и воспитывающего обучения, связь с жизнью.

Этапы работы

Диагностический этап – выявление уровня развития координационных способностей. Отметим, что у 73% детей из числа наблюдаемых был обнаружен низкий уровень развития координационных способностей.

Практический этап – создание эффективных условий:

1. Игровые упражнения и подвижные игры с мячом, способствующие развитию координации движений, пригодные для использования в системе занятий по физической культуре, а также в повседневной жизни детей (картотека).

2. Речитативы для включения в двигательную деятельность с использованием мяча (картотека).

3. Методическое просвещение родителей: «Развиваем координационные способности с помощью игр с мячом» (консультация), «Мяч – эффективное средство для развития детей с ОНР», «Игры с мячом для развития речи» (памятка).

Аналитический этап – диагностические мероприятия.

Рефлексивный этап – транслирование педагогического опыта на разных уровнях сложности.

Выводы
1. Старший дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования у детей координационных способностей, реализуемых в физкультурно-игровой и самостоятельной деятельности.
2. Наиболее эффективными средствами развития координационных способностей, в том числе ручной умелости, являются подвижные игры и упражнения с мячом.
3. Эффективность условий способствует формированию правильной координации движений.

Практические материалы

• Фрагменты проведения физкультурного занятия: https://www.instagram.com/tv/CHe4idYpMjQ/?utm_source=ig_web_copy_link
• Фрагменты проведения утренней гимнастики: https://www.instagram.com/tv/CHfBN4SBIe_/?utm_source=ig_web_copy_link
• Технологическая карта НОД по физической культуре для воспитанников коррекционной группы «С мячами играем – здоровье укрепляем»: https://open-lesson.net/7961/

Литература

  1. Безруких М.М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка): Учеб. пособие / М.М.Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А.Фарбер. – М.: Академия, 2002. – 416 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под редакцией В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
  3. Кириллова Ю.А. Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с общим недоразвитием речи с 3 до 7. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ПРЕСС», 2013. – 128 с.
  4. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов / Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев, Н.Е. Латышева [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2004. – 463 с.: ил. – ISBN 5-85009-888-7.
  5. Николаева Н.И. Школа мяча: Учебно-методическое пособие для педагогов и специалистов дошкольных образовательных учреждений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
  6. Овчинникова Т.С., Черная О.В., Баряева Л.Б. Игры, занятия и упражнения с мячами. – М.: Просвещение, 2010.
  7. Теория и методика физической культуры дошкольников: Учеб. пособие для студентов академий, университетов, институтов физической культуры и факультетов физической культуры педагогических вузов / Под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Понамарева. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 656 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.