ISSN 1997-9657
       

Надежда Смелова: «Важно, чтобы ребенку в каждом российском детском саду было комфортно»

№3 2018 Надежда Смелова: «Важно, чтобы ребенку в каждом российском детском саду было комфортно»
Аннотация

Мы живем в век компьютерных технологий. У современных детей есть множество возможностей для развития речи: умные книги, компьютерные программы, развивающие игры. Однако все большее количество детей испытывают сложности с развитием речи: дети начинают позже говорить, у них возникают сложности с произношением, построением даже простых фраз, у тех, кто говорит, бедный словарный запас. Почему так происходит, как справиться с такими проблемами и научить ребенка говорить и выражать свои мысли? Об этом мы поговорили с Надеждой Смеловой, учителем-логопедом дошкольного отделения ГБОУ школа №1251 имени генерала Шарля де Голля.

Фрагмент статьи

– Надежда, как вы считаете, изменилась ли речь детей в последние годы?

– Изменилась и не в лучшую сторону. К сожалению, огромное количество детей имеют нарушения речевого развития. Если раньше я приходила в группу из 25 детей, и для 10–15 из них нужны были занятия с логопедом, то сегодня такие дети почти все.

Дети стали хуже усваивать обычные, общие движения: прыжки, бег, подпрыгивания, перелезания. То есть дети стали физически менее скоординированными.

С чем, на ваш взгляд, это связано?

– Технический прогресс не стоит на месте, люди стали лучше жить. Но это не всегда идет на пользу детям. Сейчас 70% детей привозят в детский сад на машине родители, даже несмотря на шаговую доступность. Дети стали очень мало двигаться, а как известно, в организме человека все взаимосвязано, без развития крупной моторики не будет ни мелкой, ни артикуляционной моторики. Вдобавок к этому родители мало времени уделяют общению с детьми – накормил-напоил, мультик включил и занимается своими делами. Родители не обращают внимание детей на окружающий мир, на то, что происходит вокруг. Они не называют предметы, что отвертка – это отвертка, стол – это стол. Взрослые считают, что дети сами должны догадаться. Я много лет на всех родительских собраниях настоятельно прошу родителей разговаривать со своими детьми, просто разговаривать.

– Как строится работа логопеда в детском саду?

– Вся система коррекционной работы, которая была потрясающе отработана в Советском Союзе, сейчас в большинстве своем развалена. Раньше были детские сады для детей с общим недоразвитием речи, с задержкой психиче­ского развития, умственной отсталостью, слабовидящих, слабослышащих и т.д., сейчас их практически не осталось.

Мы ориентируемся на Запад, не скажу, что это плохо, но инклюзию нельзя просто взять и перенести с американской почвы на русскую. Должны быть определенные условия. А у нас, к сожалению, произошло именно это – дети с тяжелыми нарушениями речи приходят в массовый детский сад. Но если в логопедической группе были ежедневные фронтальные и индивидуальные занятия с логопедом, во второй половине дня воспитатель отрабатывал с детьми задания логопеда, а логопедическая группа состояла из 10–15 детей, то сейчас группа массового детского сада – это 30 человек. Воспитатель, естественно, не имеет ни образования, ни нужных знаний, чтобы отрабатывать задания логопеда. К сожалению, дети, у которых тяжелые нарушения речи, получают только занятия с логопедом и психологом.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.