Наниева Е.С., Хугаева В.Г. «Доска выбора» как эффективная форма работы по развитию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста

Полный текст

Наниева Елена Суликоевна, Хугаева Вилена Георгиевна, воспитатели, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Интеллект», г. Москва, intellekt-85@mail.ru

Самостоятельность развивается в основных видах деятельности, свойственных для дошкольника, как познавательная и игровая деятельности, деятельность общения, элементарная трудовая деятельность.

Поэтому на первый план перед нами выдвигается задача организации такого педагогического процесса, в процессе воспитания и обучения которого дети должны научиться самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

Мы уверены, что предметно-развивающая среда должна быть разнообразна по своему содержанию.

 

Наша РППС построена в соответствии с ФГОС ДО и возрастными особенностями детей. Она организована таким образом, чтобы дети могли самостоятельно исследовать окружающие предметы. Максимально используется все пространство группы, которое разделено на определенные центры активности:

  1. Центр экспериментирования.
  2. Центр конструирования.
  3. Центр игры.
  4. Театральный центр.
  5. Центр детского творчества.
  6. Центр дидактических игр.
  7. Центр сенсорного развития.
  8. Литературный центр.

Все центры оснащены игровым и развивающим материалом в соответствии с возрастом детей.

В соответствии с современными стандартами мы организовали РППС так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем?, где?, как?, во что играть?...

Существует очень много форм работы по поддержке детской инициативы и самостоятельности, одной из них является «Доска выбора».

И мы решили оформить уголок с доской выбора в формате «говорящей стены», который поможет детям и педагогам планировать как образовательную, так и игровую деятельность. Акцент ведется на социально-коммуникативное развитие и саморегуляцию.

Цель – формирование у детей умения делать самостоятельный и осознанный выбор.

Наша задача – сформировать у детей умение выбирать вид деятельности, планировать и самим анализировать её.

«Доска выбора» – доска, на которой обозначены центры активности в рисунках или символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми (в среднем возрасте – фотографии детей).

«Доска выбора» используется в работе с детьми как среднего, так и старшего дошкольного возраста.

Перед тем как начать работу с «Доской выбора», дети собираются на паласе и обсуждают с воспитателем таки вопросы: «Во что ты сегодня хочешь поиграть?», «Какой материал тебе для этого понадобится?», «С кем ты хотел этим заниматься?», то есть вопросы, которые помогут детям определить свой выбор.

В старшей и подготовительной к школе группе уже не нужны детальные обсуждения, дети просто выбирают то, чем хотят заниматься. Если желающих пойти в один центр больше, чем обозначено на «Доске выбора», дети договариваются между собой, кто-то должен уступить.

После беседы воспитатель определяет время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью (например, 20 минут) и договаривается с детьми о том, что они заканчивают игру сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика или музыка). По окончании работы дети снова собираются в круг для анализа результата своей деятельности, и воспитатель спрашивает: «Что ты делал? И что ты об этом думаешь?», «Доволен ли ты результатом своей работы?», «Получилось ли у тебя то, что ты задумал?».

Для ответа у ребенка есть набор значков, с помощью которых он отвечает(например, смайлики).

После анализа оценки результатов дети могут перейти в другой центр, поместив в нем свою фотографию.

 

Использование «Доски выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и самостоятельно делать выбор, экономить время, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя комфортно.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.