ISSN 1997-9657
         

Нейропсихологический подход к развивающим дидактическим играм с дошкольниками

№15 2021 Нейропсихологический подход  к развивающим дидактическим играм  с дошкольниками
Полный текст

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом для развития
и формирования личности. Поскольку ведущий тип деятельности ребёнка-дошкольника – игра, то речь сегодня пойдёт о развивающих дидактических играх и о том, какие проблемы современных детей они помогут решить.

Игра имеет важное значение в воспитании и развитии детей. Через игру дети знакомятся с миром, учатся взаимодействовать с окружающими, готовятся к будущему. От того, в какие игры играют дети, как организована развивающая предметно-пространственная среда, зависит развитие высших психических функций ребёнка.

Почему мы говорим о нейропсихологии в контексте предметно-развивающей среды? Именно нейропсихология помогает объективно ответить на вопрос, что поможет ребёнку в обучении, в познавательной деятельности, в социализации и т.д. Использование нейропсихологических технологий при создании игр во многом способствует успешному решению проблем, с которыми часто сталкиваются современные педагоги и родители.

О нейропсихологическом подходе к развивающим дидактическим играм мы поговорим с Куликовой Еленой Николаевной, главным редактором издательства «Айрис-пресс», нейропсихологом, методистом Центра педагогического мастерства (г. Москва).

– Что для Вас, как практикующего педагога, игра? Какова её роль?

– Для меня игра – составная часть педагогических технологий. Через игры дети активно воспринимают и усваивают новые знания. На своих занятиях я стараюсь преподносить материал по большей части в игровой форме, ведь как психолог я понимаю, что такая форма обучения не только мотивирует ребёнка, но и создаёт положительный эмоциональный настрой. А так как внимание в дошкольном возрасте поддерживается прежде всего интересом, необходимо, чтобы любое занятие давало позитивный эмоциональный отклик. Иначе новые знания не будут восприняты детьми, а мы с вами не достигнем по­ставленных учебных задач.

Поскольку наше издательство уже более 25 лет трудится в образовательной сфере, то для меня игра – это прежде всего развивающая, обучающая игра, игра, соответствующая возрастным особенностям ребёнка, его возможностям, его интересам, игра как разговор ребёнка со взрослым или со сверстниками, игра, позволяющая познавать мир самостоятельно.

– На какие современные особенности игры следует обратить особое внимание педагогам и родителям?

– Я бы сказала, что надо обращать внимание не на особенности игры, а на особенности сегодняшних детей. С каждым годом растёт количество неговорящих или плохо говорящих детей, это хорошо видно по младшей группе детского сада. В свете этой проблемы на что должны обращать внимание педагоги? Мы для себя ответили на этот вопрос так: все игры, которые выпускает наше издательство для детей до 4 лет, должны содержать встроенные методики по запуску и активизации речи ребёнка. Очень сложная на самом деле задача. Нам пришлось плотно поработать над ней вместе с коллегами-нейропсихологами.

Но у нас получилось «вшить» методики в игру, да так, чтобы не усложнить её, не «загрузить» родителей, чтобы активизация речи реализовывалась легко, естественно, в игре.

Например, для запуска и активизации речи мы сделали необычные «Кубики-шумелки», которые помогают развить все компоненты речи ребёнка – звуковую культуру речи, активный словарь, связную речь. Это интересный вариант игровой методики развития акустического восприятия. В наборах четыре или шесть кубиков. В каждом кубике находится наполнитель, который издаёт какой-то характерный звук: звонкий или глухой, стучащий или шуршащий. Играя с малышом в кубики-шумелки, мы одновременно активизируем и зрительный анализатор и умение определять звуковые оттенки, спрятанные в кубиках.

К каждому набору прилагается подробная инструкция и методические советы взрослым.

Конечно, работа над речью не ограничивается возрастом до 4 лет. Например, используя игру с картами «Рассказы по картинкам» для детей дошкольного и младшего школьного возраста, мы учим правильно произносить слова, составлять сначала предложения, а позже – рассказы, делая акцент на эмоциях персонажей, что развивает не только речь ребёнка, но и его эмоциональное восприятие.

– На какие ещё проблемы развития современных детей обращают внимание нейропсихологи?

– Одна из базовых проблем – недостаточная сформированность пространственных представлений. К сожалению, с ней мы сталкиваемся у 7-8 детей из 10. Ребёнок путает «право», «лево», не воспринимает целостно картинку, связанность её элементов, не в состоянии оценить или сравнить размер того или иного элемента, соотнести представление какого-либо предмета с его силуэтом, контуром или просто плоским рисунком. Это приводит, например, к таким трудностям обучения: ребёнок не ориентируется на листе бумаги, не соблюдает границы полей, линий, клеток; не видит, из каких элементов состоит буква, «зеркалит» буквы, цифры; не соотносит размеры элементов рисунка или цифр и букв, пропускает буквы, переставляет их в словах или каждую букву пишет отдельно без соединительных элементов, меняет буквы местами при чтении, не может двигаться по числовому ряду и, соответственно, имеет проблемы с освоением счёта…

Важность правильно сформированных пространственных представлений невозможно переоценить, поэтому мы обращаем особое внимание на включение в наши пособия специальных заданий на развитие топологического, метрического, координатного и проективного мышления ребёнка, то есть всех важных компонентов пространственного мышления. Причём начинаем это делать постепенно, с раннего возраста, поэтапно формируя необходимые навыки.

Кроме того, мы разработали ряд пособий, которые специально ориентированы на всестороннее развитие пространственного мышления, – это пирамидка с системой задач, пазлы с методикой сборки с оборота, пластиковое лото, IQ-кубики «Силуэты», «Орнаменты», «Контуры». При этом все эти пособия развивают не только пространственное мышление, но и логику, комбинаторные способности, мелкую моторику и речь.

Ещё одна из часто встречающихся проблем – это недостаточно сформированное межполушарное взаимодействие. К школе оно должно быть хорошо сформировано как на горизонтальном уровне (координация движения рук, ног, глаз), так и на вертикальном (например, координация глаза, уха и руки). Дефицитарность межполушарного взаимодействия ведёт к таким учебным проблемам, как: ребёнок пишет то левой рукой, то правой, в тетради у него грязь, сплошные исправления, плохой почерк, не успевает писать под диктовку, делает много ошибок при списывании, не может изобразить условия задачи в виде схемы.

Лучшие пособия для тренировки межполушарного взаимодействия – это «Прописи для двух рук», игры с прищепками и шнурком, а для отработки вертикальной координации
у нас есть специальная система заданий в наборе с пирамидкой.

– Что нужно учитывать родителям и педагогам при выборе игрушек и игр? Какие в идеале должны быть игрушки у ребёнка?

– В первую очередь, конечно, это безопасность и качество исполнения игрушки. Понятно, что разобраться в тонкостях производства игрушки родителям сложно, но хотя бы проверить, что у игрушки краска не отлетает, нет сильного запаха, нет острых элементов, всегда можно.

Во-вторых, я бы обращала внимание на образовательный потенциал игры или игрушки. Это хорошо прописано во ФГОС дошкольного образования. Ценность развивающей предметно-пространственной среды определяется прежде всего её образовательным потенциалом, количеством заданий или задач, которые с её помощью можно решить. Грамотно разработанные игры выстроены от цели к результату, содержат методические рекомендации и систему заданий.

Приведу пример для пояснения своей мысли. Возьмём «Кубики с буквами» – один из самых популярных детских товаров. Если набор не сопровождается инструкцией для родителей и карточками с заданиями для детей, то его образовательный потенциал будет низким. У родителей будет масса вопросов: когда и как начинать изучение букв, на что обращать внимание, как научить складывать слова и слоги из букв, какие задания давать ребёнку и т.д. Родитель не обязан быть специалистом в букваристике, поэтому, если нет рекомендаций по работе с пособием для взрослых, покупка такого набора приведёт к тому, что ребёнок пару раз соберёт своё имя из букв, а потом кубики будут валяться под ногами. Хотя сами кубики как игрушка имеют очень высокий образовательный потенциал. Мне кажется, что, если бы родители, покупая игрушку, задумывались, чему и как она учит, для чего, собственно, они её покупают, возможно, деток с особенностями развития было бы меньше.

– И последний вопрос: Вы хотели бы что-то посоветовать или пожелать Вашим коллегам-педагогам?

– Я не считаю себя вправе советовать что-то коллегам. Мы все взрослые люди, у каждого из нас есть знания, педагогический опыт, свои наработки… Мы все делимся своим опытом только с одной целью – помочь друг другу подобрать нужные «ключи» к решению наших педагогических проблем, чтобы воспитать, научить и дать детям то, что поможет им в жизни.

Уважаемые коллеги! Хочу пожелать Вам успехов в работе, профессионального роста, мудрости и терпения!

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.