ISSN 1997-9657
       

Нина Костенко: «Индивидуальная работа с каждым ребенком – это то преимущество, которое может дать частный сектор»

№13 2019 Нина Костенко: «Индивидуальная работа с каждым ребенком – это то преимущество, которое может дать частный сектор»
Аннотация

В нашей стране негосударственный сектор дошкольного образования развивается очень медленно, несмотря на то что потенциал у частных учреждений большой. Почему так происходит и каковы перспективы его развития, мы поговорили с Ниной Викторовной Костенко, исполнительным директором Центра инноваций социальной сферы и руководителем комиссии Общественной палаты Новгородской области по экономическому развитию, социальной политике и экологии. С Ниной Викторовной мы познакомились на международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

Полный текст

Нина Викторовна, как вам конфе­ренция?

– Впечатления о конференции только положительные, очень интересная и содержательная программа. Для себя отметила практики участников, которые планирую детально изучить, связаться с коллегами и наладить взаимодействие по обмену опытом.

Наш центр развивает социальное предпринимательство и делает акценты не на государственном секторе, а на частном, и вовлечении негосударственных организаций в эту сферу деятельности.

Как в Новгородской области развивается дошкольное образование и какую роль в этом играет негосударственный сектор?

– Если говорить в целом, ситуация в Новгородской области неплохая, у нас если и есть очереди, то только в тот или иной микрорайон. Обеспеченность местами составляет порядка 80%, и это задача решаемая.

А вот что касается возникновения или включения в эту сферу деятельности негосударственных организаций, то это очень важное направление развития дошкольного образования, потому что негосударственные учреждения предоставляют услуги с новым качеством, с новым сервисом, имеют определенные особенности. В развитии негосударственного сектора возникает много проблем, но мне кажется, что и по всей России это происходит непросто. Когда из года в год, из десятилетия в десятилетие мы привыкли получать услуги в бюджетных организациях, мы знали, что государство нам это гарантирует, и вдруг возникает кто-то, кто готов конкурировать с бюджетными учреждениями. Конечно, это очень важно – развивать конкуренцию, и тем самым повышать качество образовательных услуг.

Как родители относятся к негосударственному сектору в дошкольном образовании?

– Судя по нашим исследованиям, в Новгородской области родители относятся к частным учреждениям положительно. Качество образования там не хуже, а скорее, лучше. Несколько дороже – да. Но это и понятно, потому что условия для негосударственных и бюджетных организаций разные. Хотя и говорят, что там подушевое финансирование и тарифы или расценки одинаковые, но при этом не учитывают, что бюджетные учреждения поддерживаются дополнительно – и с точки зрения аренды, содержания зданий (сооружений) и администрирования этих учреждений. А частные организации дополнительно могут поддерживаться государством только в том случае, если они предлагают какие-то суперкачественные услуги или те услуги, которые государство в принципе не может предоставить. А если они обеспечивают тот же спектр услуг, я не думаю, что они будут активно поддерживаться.

Какие услуги, которых нет в государственных учреждениях, могут предложить частные учреждения?

– Здесь речь скорее может идти о новом качестве услуг. Не только присмотр и уход, но и какое-то дополнительное образование. Например, работа с детьми, которые имеют проблемы со здоровьем. Развитие одаренности – это тоже очень важно. И когда родители понимают, что с их ребенком качественно занимаются, почти персонально, и развивают в нем тот или иной дар, они готовы за это платить.

В Новгороде много негосударственных образовательных учреждений?

– Лицензированных организаций порядка семи, но есть нелицензированные, которые занимаются присмотром и уходом, то есть тем, что не требует лицензирования, оказывают дополнительные услуги.

Государство их как-то поддерживает?

– Государство поддерживает только те организации, которые имеют лицензию. Мы называем это социальным предпринимательством, когда они решают какую-то задачу местного сообщества, в том числе и с оказанием платных услуг. Они могут оказывать часть бесплатных услуг для нуждающихся людей и тех, кто может заплатить лишь частично. У них нет цели накапливания прибыли и ее распределения между учредителями. Главная их цель – решение социальных проблем и повышение качества жизни.

Можно ли сравнивать качество предоставляемых услуг государственных и негосударственных организаций?

– Я думаю, что в частных качество все-таки повыше, иначе родители не повели бы туда своих детей и не стали платить, а дождались очереди в государственный детский сад.

С вашей точки зрения, какие шаги нужно предпринимать для развития негосударственного сектора?

– Я убеждена, что поддерживать негосударственные образовательные учреждения необходимо. Давайте посмотрим на мировые практики. Мы привыкли, что у нас за все отвечает государство, мы не принимаем решение.

А у человека должно быть право выбора. Когда у него есть такое право, он выбирает то, что может себе позволить, – либо лучшее, либо то, что доступно. Нас слишком много, и все мы разные. Индивидуальная работа с каждым ребенком – это то преимущество, которое может дать частный сектор. И это конкуренция, которая поднимает, в том числе, и качество дошкольного образования. Полностью государственные учреждения не уйдут, и это тоже важно. Но рядом дополнительно должны работать те организации, которые создают какие-то новые уровни. Потому что развитие идет активное. Меняется качество не только образования, меняется качество жизни, вообще представление о нашей жизни. Хорошо, если мы не уходим в другую, виртуальную реальность. Есть еще и эта проблема. Мне кажется, что в современном обществе должно быть право выбора.

Какие меры необходимы со стороны государства для развития частных дошкольных учреждений?

– Важны и политические, и образовательно-правовые решения для поддержки этого бизнеса. Приняты поправки к закону по поддержке предпринимательства, но к сожалению, в нем не говорится, какие же преимущества будут иметь предприниматели, которые решают социальные проблемы. Я думаю, что прежде всего должен формироваться госзаказ. Это же потребность. Мы будем знать, сколько и каких услуг нам надо. И тогда это все будет не просто так передаваться в учреждение, а выставляться на конкурсы, в которых смогут принимать участие любые участники рынка, будь то бюджетные или небюджетные организации. Самое главное – мы должны понимать, что нужно людям, то есть исходить от человека и от его потребностей. Как только законодательство повернется в сторону частного сектора, он начнет активно развиваться.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.