ISSN 1997-9657
       

Н.В. Башмакова. Развиваемся вместе. Создание инновационной проектной площадки кафедры ЮНЕСКО Международной педагогической академии дошкольного образования в МБДОУ д/с №13 г. Сарапул, Удмуртская республика

Полный текст

Башмакова Наталья Вениаминовна – старший воспитатель, МБДОУ д/с №13 (Сарапул, Удмуртская республика), detsad13sarapul@mail.ru

В статье говорится о небольшом провинциальном детском садике, коллектив этого сада не стоит на месте, а совершенствуется и развивается в «ногу со временем». В детском саду созданы проекты по взаимодействию с семьями воспитанников и социальными партнерами города, например, городской календарь «Сарапул глазами детей»; журнал для детей и заботливых родителей «Капитошка»; экологический проект «Мой цветущий детский сад», в рамках которого проводилось благоустройство памятника лётчику-герою ВОВ М. Зевахину в Сарапуле. Педагогическим коллективом детского сада было принято решение стать инновационной проектной площадкой кафедры ЮНЕСКО МПАДО. И продолжать создавать новые проекты, например, «Путеводитель по музейному кварталу» при сотрудничестве с социальными партнерами; совместно с родителями «Дневник-путеводитель» для каждого ребенка, опираясь на задачи инновационной программы «От рождения до школы».

Немецкий педагог Адольф Дистервег писал, что без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает «во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается». Педагог, который постоянно работает над собой, увлечен делом, живет в ногу со временем, он растет и развивается вместе с детьми.

Немного о себе: наш детский сад располагается в центральной части города. Детский сад – небольшой, уютный, в нём три группы, которые посещают воспитанники, проживающие в центральной части города.

В детском саду работает высокопрофессиональный коллектив педагогов и сотрудников. Использование педагогами личностно-ориентированного подхода в работе с дошкольниками создаёт благоприятные условия для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннего развития ребёнка, развития детской активности и инициативности, творческих способностей.

Для дальнейшего роста и развития педагогический коллектив детского сада принял решение об участии в организации и проведении фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере дошкольного образования, развития качества дошкольного образования, внедрения инновационных форм работы в дошкольном образовании. Таким образом, детскому саду был присвоен статус инновационной проектной площадки кафедры ЮНЕСКО Международной педагогической академии дошкольного образования.

Мы выбрали тему «Построение модели взаимодействия с социальными партнерами с целью создания условий для успешной социализации детей старшего дошкольного возраста». Имея соответствующий опыт, планируем развернуть модель в новый проект по инновационной программе «От рождения до школы».

Проанализировав и сравнив программы «От рождения до школы» предыдущего выпуска и новую программу в разделе социально-коммуникативного развития, мы определили важное различие: в инновационной программе образ «Я» ребёнка выделен в самостоятельный раздел – авторы программы отводят большое значение развитию представлений о личности человека, осознанному отношению ребенка к своему будущему, воспитанию самоуважения, чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах и возможностях. Этим задачам соответствуют проекты, которые реализуются в детском саду: календарь «Сарапул глазами детей», журнал «Капитошка», проект «Мой цветущий детский сад».

Заделом нашего инновационного проекта является авторская разработка – городской календарь «Сарапул глазами детей», который существенно обогатил опыт инновационной и методической деятельности в области реализации регионального компонента: вооружает педагогов и родителей интересной и доступной информацией о родном городе для чтения детям, предлагает материал для совместных игр с ребенком по изученному материалу и игровые задания для самостоятельной деятельности детей.

Этот календарь является продуктом сетевого взаимодействия. В его разработке принимали участие педагоги детского сада и городская типография, которая была в роли консультанта в области полиграфии и дизайна, и, конечно, помогла с выпуском календаря.

Календарь был рекомендован для распространения Городским информационным методическим центром города Сарапула и выпущен МУП г. Сарапула «Сарапульская типография» тиражом 1000 экземпляров. Календарь востребован среди ДОУ города Сарапула и Удмуртской Республики, а также используется в начальных школах Сарапула (МБОУ «Прогимназия №10», МБОУ НОШ №8).

Городской календарь «Сарапул глазами детей»

В нашем детском саду выпускается журнал «Капитошка». Это журнал построен на интересах детей, их хобби, проблемах, вопросах, потребностях. Мы рассматриваем этот журнал как один из путей создания нового детско-родительского сообщества. Изданием этого журнала занимается издательская коллегия, в состав которой входят дети, родители и педагоги. Авторами журнала являются семьи воспитанников – они инициируют создание страничек журналов, дети получают возможность попробовать себя в новой, интересной для них роли: писателя, художника, создателя игр, исследователя. А задача взрослых заключается в умении поддержать детскую инициативу и помочь в создании странички, которая будет интересна окружающим – это и является одним из элементов пространства детской реализации, создание которого так важно с точки зрения программы «От рождения до школы».

Журнал для детей и заботливых родителей «Капитошка»

И в этой работе также велико значение сетевого взаимодействия. Странички журнала создаются по разным темам, которые интересуют ребенка и очень часто мы дополняем странички, созданные детьми совместно с родителями, интересными рассказами специалистов в данной области: советы о дрессировке животных нам давал профессиональный кинолог, о пользе овощей и фруктов рассказал доктор, о том, как сохранить красивую осанку, – специалист отделения спортивной медицины.

Педагоги совместно с родителями организуют деятельность с социальными партнёрами: музыкальной школой, краеведче­ским музеем, детской библиотекой – такая форма организации посещения наших социальных партнеров позволяет выстроить образовательный процесс в рамках реализации программы, и педагоги-организаторы таких занятий предлагают индивидуальный подход к каждой группе воспитанников.

Цикл познавательно-оздоровительных походов по культурным и экологическим зонам города – экскурсия по музейному кварталу, в городские парки, на стадион помогает формировать привычку к содержательному досугу в городской среде, а у родителей расширяется опыт познавательного общения с детьми в социальном, культурном и экологическом пространстве города. Кроме того, все эти мероприятия также разрабатываются в условиях нового формата взаимодействия с родителями – мы выслушиваем мнение родителей, совместно выбираем темы занятий и маршруты экскурсий, в которых сами родители являются активными экскурсоводами – есть среди наших родителей коренные горожане, увлеченные историей родного города – они часто выступают в роли экскурсоводов.

Экологический проект «Мой цветущий детский сад»

В детском саду уже на протяжении многих лет реализуется практико-ориентированный экологический проект «Мой цветущий дет­ский сад». Мы реализуем его также в рамках сетевого взаимодействия с организациями города: экологическим и детским парками. Этот проект является частью создания пространства детской реализации, так как позволяет ребятам самостоятельно создавать дизайн своего участка, своей клумбы. А педагоги и родители помогают детям воплотить их идеи в жизнь. Наши социальные партнеры дают консультации по экодизайну, проводят мастер-классы по созданию альпийских горок и уходу за растениями. Ежегодно в рамках этого проекта коллектив детского сада совместно с детьми и родителями благоустраивает и облагораживает памятник героя ВОВ летчика М.С. Зевахина.

Проанализировав раздел «Социально-коммуникативное развитие» программы «От рождения до школы», рассмотрев задачи и принципы программы и сопоставив их с опытом работы нашего детского сада, мы решили построить модель взаимодействия с социальными партнерами с целью создания условий для успешной социализации детей старшего дошкольного возраста.

Благоустройство памятника лётчику-герою ВОВ М. Зевахину в г. Сарапуле

Для построения модели взаимодействия ДОУ с социальными партнёрами нам необходимо:

– Увеличивать круг социальных партнеров для расширения тематики проектов, поскольку интересы детей очень разнообразны, а чувствуя поддержку и одобрение со стороны взрослых, они все более активно заявляют о своих интересах.

– Для работы над проектами более активно привлекать родителей, ведь многие из них владеют интересными профессиями, которые могут стать основой новых проектов.

– Выстраивание событийной деятельности как одной из инноваций программы «От рождения до школы», когда новая тема рассматривается как образовательное событие, например, «День календаря», «День рождения журнала «Капитошка». Целый день будет посвящен определенной теме, что позволит еще больше заинтересовать детей и взрослых совместными проектами, увидеть перспективы деятельности и, возможно, поверить в собственные силы.

Как один из результатов модели взаимодействия с социальными партнерами с целью создания условий для успешной социализации детей старшего дошкольного возраста мы планируем создать путеводитель по музейному кварталу при сотрудничестве с социальными партнерами – опираясь на принципы и задачи программы «От рождения до школы».

А для фиксирования результата успешной социализации ребенка, создать совместно с родителями дневник-путеводитель для каждого ребенка, который будут заполнять сами дети – рисунками, буклетами, анкетами, фотографиями и т.п., в конце года дети презентуют его в своей группе детям и родителям.

В перспективе опираясь на задачи программы «От рождения до школы», мы решаем актуальные проблемы – это позитивная социализация детей и использование сетевого взаимодействия с социальными партнерами, тем самым данная тема способствует созданию успешной социализации детей и пространства детской реализации для развития личности ребенка.

 

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.