ISSN 1997-9657
       

Н.В. Дворядкина. Творческая неделя – уникальная коммуникативная система

Аннотация

Ежегодно в рамках методической работы, для реализации годового плана, для формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности, формирования предпосылок учебной деятельности, обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей в нашем ДОУ проводятся открытые показы (Недели творчества), на которых представляется лучший опыт работы педагогов. Творческие недели – это настоящее чудо – дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Специфика Недели как одной из форм образовательной деятельности заключается в обеспечении перехода познавательной деятельности в творческую, с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов. Главной особенностью является то, что творческая неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализоваться, расти духовно и творчески всем ее участникам, целью которых, является поиск путей и способов выполнения социального заказа: создание оптимальных условий – для развития индивидуальных интеллектуальных, творческих, социальных способностей детей в образовательном учреждении; – для стимулирования творческой деятельности и удовлетворения потребности педагогов в продуктивном самовыражения.

Полный текст

Дошкольное детство играет особую роль в развитии личности каждого человека. В это время ребенок способен овладеть множеством знаний и умений, важно лишь обеспечить ему приток новой информации в доступной форме. Выполнение этой задачи входит в круг вопросов, которые решаются в дошкольных учреждениях. Программа развития детей в детских садах подчинена базовым принципам, предусмотренным на законодательном уровне.

В соответствии с п. 1.2. ФГОС ДО, необходимым условием, обеспечивающим полноценное развитие детей, является построение образовательной деятельности на основе индивидуализации образования, то есть создание условий в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. При этом также одним из условий является предоставление свободы выбора и обеспечение поддержки инициативы детей в разных видах деятельности. Одной из наиболее удачных форм, в которой ребенку предоставляется выбор в деятельности, является организация и проведение тематических недель. Как известно, дети разные: кто-то активен, кто-то пассивен. Разнообразные по наполнению темы недели вызывают интерес у ребенка, развивают инициативу, а также позволяют интегрировано решать задачи, позволяющие раскрыть творческий потенциал ребенка.

В нашем ДОУ ежегодно проводятся открытые показы (Недели творчества), на которых представляется лучший опыт работы педагогов. Специфика Недели как одной из форм образовательной деятельности заключается в обеспечении перехода познавательной деятельности в творческую с соответствующей сменой потребностей и мотивов, целей, действий, средств и результатов. Главной особенностью является то, что творческая неделя выступает как уникальная коммуникативная система, позволяющая самовыражаться, самоутверждаться, самореализовываться, расти духовно и творчески всем ее участникам.

Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. В современной психологии и педагогике сформулированы различные теоретические и методические подходы к развитию творческих способностей детей, два из которых наиболее значимы. В соответствии с первым подходом «творческие способности рассматриваются как важная предпосылка успешности обучения, позволяющая ребенку более успешно овладевать новой системой знаний, умений и навыков, решать творческие задачи». В соответствии с другим подходом «творческие способности составляют результат, итог обучения и воспитания, основывающийся на усвоении специальных способов интеллектуальной деятельности (эвристических приемов решения задач), которые и обеспечивают возможности успешного решения новых задач в данном виде деятельности».

Каждый из этих подходов имеет свои методологические и теоретические основания. Первый предполагает, что «творческие способности составляют основу индивидуальных различий между людьми, второй основывается на положении о принципиальной значимости содержания и методов организации обучения и воспитания для развития и формирования творческих способностей детей». Однако для педагогической психологии и для педагогической практики неправомерно противопоставление одного подхода другому, их нужно рассматривать во взаимосвязи.

Неделя творчества является формой обучения педагогов и распространения передового опыта. Открытый показ на неделе творчества дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время образовательной деятельности, получить ответы на интересующие вопросы. Показ помогает проникнуть в творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. Недели творчества позволяют педагогам увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочёты. Благодаря данным мероприятиям начинающие педагоги получают оценку своей педагогической деятельности и рекомендации по ее оптимизации как от молодых педагогов, так и от стажеров, что в конечном счете способствует их профессиональному росту. Данные мероприятия показывают преимущества, высокую эффективность инноваций в организации деятельности детей. Кроме того, воспитатель должен подготовить теоретический и наглядный материал, оборудование, организовать пространство для проведения занятия, провести огромную предварительную работу.

Проводятся открытые мероприятия без «репетиции» в обычных условиях, с общепринятой продолжительностью, не нарушая требований к воспитательно-образовательному процессу. Важно ощутить атмосферу детской жизни, своими глазами увидеть работу педагогов.

Основными показателями способностей человека, независимо от возраста, являются беглость и гибкость мышления, его оригинальность, любознательность, точность и смелость. 

Беглость мышления – это количество идей, возникающих в единицу времени. 

Гибкость мышления – это способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать в другом.

Оригинальность мышления – это способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.

Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.

Точность – способность совершенствовать иди придавать законченный вид своему творческому продукту. 

Смелость – способность принимать решения в ситуации неопределенности и доводить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.

В нашем ДОУ практикуется проведение недели творчества дважды в год в соответствии с поставленными задачами в годовом плане.

Неделя творчества является одной из составляющей планомерной, творческой работы всего педагогического коллектива, администрации и родителей. Вся эта работа прослеживается в циклограмме решения годовых задач.

Список литературы

1. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 96 с.
2. Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО. – Волгоград: Учитель, 2015. – 159 с.
3. Алямовская В.Г., Петровская С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. – М., 2011.
4. Антонов Ю.Е., Кузнецова М.Н., Саулина Т.Ф. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология XXI века. – М.: АРКТИ. – 2009. – С. 88.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. Смысл. Академия 2010.
6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. М; ТЦ Сфера, 2005.– 95с.
7. Дворядкина Н.В., Едемская М.В., Христюк В.П. Создание условий по профилактике психоэмоционального напряжения в условиях Заполярья / Материалы конференции Всероссийского психологического форума «Обучение. Воспитание. Развитие 2015», г. Сочи, 2015.
8. Дворядкина Н.В., Едемская М.В., Христюк В.П. Технология эффективной социализации дошкольников // Практика управления ДОУ. – 2017. – №4.
9. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
10. Веракса Н.Е. Комарова Т.С. Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
11. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н., Сазонова С.Н. Новые подходы к методобеспечению коррекционно-педагогической деятельности // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2010. – №6.
12. Захарюта Н. Современный подход к развитию творческой личности // Дошкольное воспитание. – 2006. – №3.
13. Кочетова Н.А. и др. Справочник старшего воспитателя. Волгоград: Учитель, 2015. –
301 с.
14. Комарова Т.С. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. – М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – С. 158.
15. Кудрявцева Е.А. Гулидова Т.В. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Волгоград: Учитель, 2015. – 77 с.
16. Микляева Н.В. Инновации в детском саду. – М.: Айрис пресс, 2008.
17. Телятникова Г.Б. Психологическая информационная безопасность как условие развития личностной зрелости. – М.: МГППУ, 2015. – 296 с.
18. Реброва В.И. Ценностные ориентиры современного образования. СПб.: Галерея проектов, 2018. – 94 с.
19. Чеснокова О.Б., Тарасова К.С. Все ли дети готовы к конкуренции // Современное дошкольное образование: теория и практика. –2016. – № 6. – С. 46–57.
20. Янчук М.В. Игротренинги. – Волгоград: Учитель, 2011.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.

Ключевые слова

познавательная и творческая деятельность, неделя творчества, реализация, коммуникативная система