ISSN 1997-9657
       

Н.В. Яковлева. Создание модели экономического воспитания детей дошкольного возраста «Маленькие шаги в большой мир экономики»

№13 2020 Н.В. Яковлева. Создание модели экономического воспитания детей дошкольного возраста «Маленькие шаги  в большой мир экономики»
Полный текст

Яковлева Нина Васильевна – заместитель заведующего по воспитательно-методической работе МБДОУ «Детский сад №135», г. Рязань

Проект «Маленькими шагами в большой мир экономики» направлен на создание модели экономического воспитания в дошкольном учреждении.

Тема проекта выбрана не случайно, а продиктована современными изменениями в жизни общества, которые несомненно откладывают отпечаток на поведение детей.

Наблюдая за играми детей, можно увидеть, как изменилась тематика их игр, дети стали играть в такие игры, как «Супермаркет», «Кафе», «Турагентство», «Банк», «Монополия», изменились отношения детей в играх, в них невольно присутствуют экономические отношения: «товар – деньги», «обмен», «покупка – продажа» и т.д. Жизнь настоятельно требует, чтобы воспитанники дошкольного учреждения имели основы экономического мышления, но речь идёт лишь о началах экономического воспитания, включающих в себя доступные детям знания и некоторые экономически значимые качества личности, берущие свое начало в детстве: бережливость, трудолюбие, экономность и др.

Практическая лаборатория для педагогов «Использование дидактических игр в работе с детьми по экономическому воспитанию»

В дошкольном учреждении есть все необходимые условия для организации экономического воспитания и формирования элементарных экономических знаний у детей:

– возможность включения освоения элементов экономических понятий и знаний через разные виды детской деятельности (познавательную, художественно-эстетическую, игровую, речевую и т.д.) в соответствии с основной образовательной программой ДОУ;

– наличие предметно-развивающей среды в виде «игровых центров» детской деятельности с атрибутами для развития сюжетно-ролевых игр и подбором дидактических, настольно-печатных игр, иллюстративного материала, литературы по данному направлению;

– возможность создания методического кейса в помощь педагогам инновационных технологий в виде виртуальных экскурсий для расширения экономических знаний детей (о деньгах, о возможностях и потребностях людей и т.д.); презентаций, видеороликов, мультимедийных технологий, конспектов;

– возможность для повышения профессионального уровня педагогов, работающих с детьми через систему методических мероприятий, курсов повышения квалификации, которые смогут на основе своих знаний оптимизировать работу с детьми, есть возможность для организации тесного взаимодействия с родителями по данному направлению.

Поздравление работников Сбербанка с днем рождения Сбербанка России

Проект предполагает формирование элементарных экономических знаний у детей, начиная с младшего дошкольного возраста. Работа с детьми строится на основе использования разных видов детской деятельности. Основной формой организации является проектная деятельность, игра и развивающие занятия.

Вторая младшая группа – реализация проекта «Воспитание бережливых». Создание условий для формирования бережного отношения к вещам, предметам, игрушкам и книгам, развитие у детей познавательных и творческих способностей в процессе решения смоделированных проблемных ситуаций, знакомство с профессиями близких взрослых, трудовыми действиями и отношениями людей к результатам труда.

Средняя группа – реализация проекта «В игры играем – деньги считаем». Создание игровой среды для знакомства детей с экономическими понятиями и трудовыми отношениями через сюжетно-ролевые и дидактические игры, знакомство с деньгами, возможностями их использования.

Старшая группа – реализация проекта «Трудись – не ленись, потей – богатей». Создание условий для формирования понятия, что залог успеха человека, продолжать знакомить детей с профессиями, связанными с экономикой, с деньгами, их функциями (средства для оплаты труда, расчета при покупках), бюджетом и возможностями семьи.

Подготовительная группа – реализация проекта «Копейка рубль бережет». Создание условий, способствующих формированию энергоэффективного поведения у дошкольников, расширение представлений об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).

Развивающее занятие «У нас в гостях работник Сбербанка» 

Для успешной реализация проекта необходима планомерная и системная работа со всеми участниками образовательного процесса:

• Повышение профессиональной компетенции педагогов по проблеме экономического образования дошкольников через систему методических мероприятий (консультаций, практических лабораторий, педагогических мастерских и т.д.); работу с творческой группой по разработке диагностического инструментария для изучения результативности инновационной деятельности и т.д.

• Работа с детьми на основе реализации образовательных экономических проектов в соответствии с возрастными особенностями детей, тех подходов и технологий, которые рекомендованы инновационной программой «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» («голос ребенка», когда даже на утреннем круге мы можем планировать работу по данному направлению, но с учетом интересов и идей детей).

• Повышение психолого-педагогиче­ской готовности родителей воспитанников к использованию эффективных методов и приемов, способствующих успешному (позитивному) взаимодействию с детьми по экономическому воспитанию на основе использования новых форм взаимодействия «Клубный час», «Гость группы».

• Создание компьютерного банка методических разработок, презентаций, интерактивных занятий, для использования в работе с педагогами, работающими по данному направлению.

• Информационное сопровождение инновационной деятельности.

• Расширение социального партнерст­ва с различными организациями, предприятиями и другим социальным окружением ДОУ.

Сюжетно-дидактическая игра «Банкомат»

Созданная модель позволит реализовать задачи экономического воспитания.

• У детей будет сформировано реальное экономическое мышление, появится интерес
к экономическим знаниям и это обеспечит позитивную социализацию дошкольника и их личностное развитие.

• Повысится профессиональная компетентность педагогов в вопросах воспитательно-образовательной работы с детьми, и с родителями (законными представителями) в области применения современных технологий.

• Созданная инновационная развивающая предметно-пространственная среда позволит сформировать представления об экономических взаимоотношениях в современном обществе, научить ориентироваться в современном интерактивном окружении, овладеть необходимыми экономическими знаниями.

• Овладение педагогами учреждения новыми эффективными методами взаимодействия с родителями воспитанников позволят установить партнёрские, доверительные отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников.

Эффективность реализации инновационной образовательной деятельности следует замерять на основе контрольно-аналитической деятельности и инструментария, разработанного в виде:

– оценки качества знаний детей и педагогов;
– оценка качества пространства детской реализации;
– анкетирования, блиц-опросов педагогов и родителей;
– наблюдений за деятельностью детей;
– игровых диагностических методик.

Ожидаемыми образовательными результатами (целевыми ориентирами) по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста являются:

Мотивационно-образовательные результаты – это сформированные в образовательном процессе первичные представления, знания, мотивы, потребности и интересы к миру экономики.

Универсальные образовательные результаты – это развитие способностей дошкольников регулировать свое поведение, действия, отношения со взрослыми и сверстниками в рамках экономической деятельности.

Предметно-образовательный результат – это приобретение элементарного экономического опыта, умения осознавать и соизмерять свои потребности и возможности, контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

Продуктом проекта станут:

• Программы экономического воспитания для каждой возрастной группы.

• Методические разработки и пособия для организации работы с детьми, педагогами и родителями.

• Кейс ИКТ-ресурсов для сопровождения образовательного процесса.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.