ISSN 1997-9657
       

О.А. Кабатова. Естественно-научная игра «Геокешинг 5+» как одна из современных технологий дошкольного образования, используемых для реализации ФГОС

Полный текст

Кабатова Оксана Александровна – заведующая, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Снежинского городского округа «Детский сад комбинированного вида №13», г. Снежинск, Челябинская область

Современные технологии открывают новые возможности и позволяют педагогам изучать и апробировать не только внутрироссийский, но и международный педагогический опыт.

«Геокешинг» для дошкольников представляет собой современный вариант традиционной игры-путешествия. Но в отличие от общеизвестных игр-путешествий, целью игры «Геокешинг» является нахождение тайника или клада. Обязательным также является использование карты или макета, позволяющих детям закрепить навык ориентирования на местности и по схеме.

Дошкольник – это, прежде всего деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач жизни и деятельности.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка: он настроен на открытие мира, он хочет его познать. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное, получить возможность думать, пробовать, искать и экспериментировать.

 

Проблема развития и поддержки познавательной активности детей дошкольного возраста на сегодняшний день остаётся одной из самых актуальных в педагогике. Наибольшую актуальность она приобрела с момента внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Согласно требованиям ФГОС ДО «Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира…». А на этапе завершения дошкольного образования ФГОС ДО определяет возможные достижения ребенка в виде таких целевых ориентиров, как: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре, владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам и др.

Актуальность образовательного проекта состоит в том, что его реализация позволяет решить назревшие социальные, образовательные проблемы в отношении подрастающего поколения. Проанализировав результаты «Мониторинга развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении» на начало учебного года, было выявлено снижение общего процента освоения достижений старшими дошкольниками по таким образовательным областям как «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». Поэтому мы пришли к выводу, что традиционные методы и приёмы поддержки познавательной активности и инициативы детей, используемые педагогами, не позволяют решить поставленные задачи в полном объёме, требуются инновационные технологии и виды взаимодействия с детьми, родителями, педагогами и окружающим социумом. Одной из ценнейших технологий, позволяющей максимально активизировать познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников, реализовывать требования ФГОС ДО и задачи по достижению дошкольниками обозначенных целевых ориентиров является игровая технология «Геокешинг».

 

В ходе игры «Геокешинг» дети не только активно двигаются, совершенствуют свои физические навыки и умения, но и развиваются умственно. Участвуя в игре, они самовыражаются, узнают новые сведения, обогащающие их представления о родном городе и его достопримечательностях, мире людей и профессий, нравственных ценностях, учатся правилам безопасного поведения. Данное направление является актуальным, так как помогает вынести обучение за рамки детского сада.

Реализуя технологию «Геокешинг», мы заметили положительную динамику результатов «Мониторинга развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении» по таким образовательным областям как: «Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» и высокую заинтересованность и активность участия в мероприятиях среди всех участников образовательных отношений.

Тогда возникло желание поделиться опытом с коллегами из других образовательных организаций города Снежинска и провести «Городскую игру естественно-научной направленности «Геокешинг 5+».

Целевой аудиторией игры являются воспитанники дошкольных образовательных учреждений города Снежинска в возрасте 5-7 лет, их родители (законных представителей) и педагоги ДОУ-участников.

Цель проекта – внедрение в систему работы ДОУ новой игровой технологии Геокешинг для развития познавательно-исследовательской деятельности, любознательности, воображения, творческой активности и ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленной цели был определен ряд задач для всех участников образовательных отношений.

Для осуществления данного проекта были задействованы следующие ресурсы:

1. Нормативно-правовое обеспечение.
2. Научно-методическое обеспечение.
3. Организационное обеспечение.
4. Кадровое обеспечение.
5. Материально-техническое обеспечение.
6. Информационное обеспечение.
7. Финансовое обеспечение.

Реализация проекта осуществлялась в три этапа:

I этап – подготовительный

На данном этапе, администрация МАДОУ разработала нормативно-правовые документы, регламентирующие реализацию проекта.

Творческая группа педагогов разработала методические рекомендации и инструкции для педагогов о проведении игры «Геокешинг 5+».

II этап – основной

Здесь администрацией МАДОУ были заключены договора о сотрудничестве с социальными партнёрами, проведено организационное собрание с командами-участниками.

Творческая группа педагогов занималась разработкой сценария «Городской игры естественно-научной направленности «Геокешинг 5+» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Снежинска», а также подготовкой команды МАДОУ к участию в игре. С детьми проводились игры по формированию умений ориентироваться по карте, схеме, в пределах группы, детского сада, прогулочного участка, игровые задания, и упражнения на нахождение тайников с использованием загадок, вопросов. Совместно с родителями воспитанников были изготовлены атрибуты.

III этап – итоговый

Данный этап включал в себя:

– Подготовку и оформление интерактивных площадок на территории СФТИ НИЯУ МИФИ.

– Организацию и проведение «Городской игры естественно-научной направленности «Геокешинг 5+» среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Снежинска».

Игра «Геокешинг 5+» проходила на базе СФТИ НИЯУ МИФИ и включала в себя шесть этапов («Точки») по нахождению тайников. На каждой точке были развёрнуты образовательные события. На старте сказочные герои выдали командам легенды с указанием местонахождения 1 тайника. Ориентируясь по карте, команды-участники перемещались по маршруту и выполняли задания.

События на «Точках», организованные МАДОУ, носили игровую, творческую направленность, а события, организованные педагогами и студентами СФТИ НИЯУ МИФИ – естественно-научную направленность. Благодаря этому дошкольники получили возможность познакомиться с новыми, интересными профессиями и специальностями. Для детей было открытием, что в городе есть вуз, который готовит специалистов для работы в РФЯЦ ВНИИТФ. Таким образом, за счет сочетания различных факторов достигается синергетический эффект игры.

Точка А: «Своя игра». Задание на коммуникативную активность, поиск ответа на вопросы о достопримечательностях родного города.

Точка Б: «Загадочная». Задания на локальные измерения, поиск нестандартного решения по измерению различных объектов.

Точка В: «Танцевальная». Работа в Open space и музыкальный флешмоб.

Точка Г: «Интерактивная». Работа на интерактивной площадке СФТИ НИЯУ МИФИ (робототехника).

Точка Д: «Лаборатория геокешеров». Знакомство с миром технических профессий.

Точка Е: Творческая презентация результатов. На этом этапе участники представляют результат, обобщают полученные знания, оформляют конечный продукт.

Главным условием участия в игре было наличие у руководителя команды гаджета: сотового телефона или др. с выходом в интернет для связи с координатором. Сообщая кодовые слова, команды получали информацию о местонахождении следующих тайников. В тайниках участники находили атрибуты юных геокешеров (компасы, фонарики, блокноты, карандаши, световозвращательные элементы). Для контроля прохождения маршрута, на финише команда сдаёт отчет о количестве пройденных этапов (количество тайников должно совпадать с количеством звонков или СМС). На каждой Точке находится наблюдатель (член жюри или оргкомитета), который фиксирует время прохождения этапа каждой командой. Основанием для награждения победителей Игры служит решение жюри, оформленное итоговым протоколом. Итоги подводились в командном зачете.

В ходе реализации проекта «Городской игры естественно-научной направленности «Геокешинг 5+» нами были достигнуты поставленные цели и задачи. Главным результатом проекта является успешное внедрение в систему работы ДОУ новой игровой технологии Геокешинг, позволяющей развивать познавательно-исследовательскую деятельность, любознательность, воображение, творческую активность и раннюю профориентацию детей дошкольного возраста.

В заключении можно сделать вывод, что синергетическое взаимодействие всех компонентов данного проекта позволило расширить мировоззрение детей, активно взаимодействовать с семьями воспитанников, социальными партнёрами и провести игру на базе СФТИ НИЯУ МИФИ с использованием их ресурсов. А также естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и ребенка, самостоятельной деятельности дошкольников.

Родители, увидели положительный эффект игры и то, как она понравилась детям, поэтому в администрацию МАДОУ поступил социальный заказ на организацию платной образовательной услуги «Робототехника», чтобы у дошкольников была возможность конструировать и программировать своих роботов.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.