ISSN 1997-9657
       

О.А. Лакеева, Т.Б. Широбокова. Организация детско-взрослого сообщества при организации социально значимых проектов

Полный текст

Лакеева Оксана Александровна – старший воспитатель МБДОУ д/с №4 (Сарапул, Удмуртская Республика); 

Широбокова Татьяна Борисовна – воспитатель МБДОУ д/с №4, почетный работник общего образования Российской Федерации (Сарапул, Удмуртская республика)

В статье показано формирование и развитие детско-взрослого сообщества, которое является актуальным для современного дошкольного образовательного учреждения, находящегося в процессе поиска ответов на острые вызовы и вопросы социализации дошкольника. В статье рассматриваются тактика и стратегия использования педагогами дошкольного учреждения метода проектной деятельности в работе, способствующего созданию детско-взрослых сообществ. Понимание сущности детско-взрослых сообществ, их динамика формирования и развития рассматривается с позиции педагогов. Многолетний опыт нашего педагогического коллектива по организации детской проектной и исследовательской деятельности лег в основу образовательной программы «Я в Сарапуле живу». На слайде она имеет гриф МОиН УР «Рекомендовано для старшего дошкольного возраста». Программа – наш навигатор в реализации регионального компонента. Она предполагает интеграцию муниципального и базового содержания в инновационных формах организации образовательного процесса. Работа по Программе позволила изменить отношение родителей к участию в образовании ребенка, в разных формах взаимодействия с педагогами, помогла семье открыть для себя образовательный ресурс города в воспитании маленького гражданина.

Ключевые слова: детско-взрослые сообщество, модернизация дошкольного образования, сотворчество, сопереживание, интеллектуально-творческое развитие детей.

 

Инновационной формой нашего образовательного процесса является проектно-исследовательская деятельность, которая реализуется через совместную проектную деятельность взрослых и детей. Мы реализуем проекты в направлении знакомства с городом, в котором живем. В рамках проектно-исследовательской деятельности дети познакомились с музейным кварталом, с архитектурными жемчужинами, со знаменитыми людьми г. Сарапула.

 

Ознакомление с богатой историей родного города является одной из задач в нашей основной общеобразовательной программе. Реализованные проекты по изучению родного города включали в себя: «Природа Сарапула – города на Каме», «Кама-труженица», «Кама судоходная», «Конь в истории и культуре человека», «Цветущий город». «Энциклопедия лошади», «Животные Удмуртии», «Удивительный мир насекомых», «Исследуя городское пространство». В организации социального партнёрства с семьёй ООП ДО стала одним из инструментов объединения усилий педагогов и родителей. Партнерское взаимодействие – это единство целей, взаимопонимание, поддержка инициативы участников образовательного процесса.

Теперь воспитатели вовлекают родителей в совместные с ребёнком исследовательские проекты и презентации их результатов.

В результате реализованных проектов:

• пополнилась РППС детского сада макетами зданий, перекрестков, улиц, которые используются детьми в свободной игровой или самостоятельной деятельности;

• родителями воспитанников были инициированы: поездки в конный клуб «кони-пони» в день Флора и Лавра-покровителя всех лошадей, в музей-кузнецу «Морок», музей-заповедник «Орланьи кручи».

В рамках итоговых мероприятий мы используем творческие вечера, родительские конференции, на которых родители представляли и защищали свои проекты, представили свой опыт реализации проектов по разным направлениям ЗОЖ, физическое развитие, семейное чтение и др.

 

Результатом этих проектов стало создание детско-взрослого сообщества, в котором проекты являются средством образовательного процесса:

• цикл мастер-классов родителей: «Моя профессия – медсестра», «Моё хобби – камская рыбалка». Совершенствуя эту форму, мы с родителями заменяем монолог взрослого активной детской деятельностью.
• цикл экскурсии на рабочее место родителей: пожарная часть, пиццерия, школа;
• Конкурсы семейных творческих работ – еще один способ обогащения совместной детско-родительской деятельности программным содержанием;
• «Клубные часы»;
• «Встречи с интересными людьми»;
• Акции, в которых принимала участие вся семья.

Тема сегодняшнего инновационного проекта не является новой, мы ее выбрали как направление, которое у нас уже есть, но мы готовы его продолжать и расширять в соответствии с инновационным изданием программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»:

Старшая группа: формировать у детей представления об авторстве проекта.

Типы проектной деятельности, одной из которых является нормативная проектная деятельность, направленына выработку норм и правил поведения в детском коллективе.

Подготовительная группа: формировать умение анализировать эффективность источников информации, поощрять обсуждение проектов в кругу сверстников.

Инновационная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» предполагает поддержку детской инициативы, творчества, самостоятельности и активности.

Последняя редакция программы «От рождения до школы» позволяет нам найти новые направления проектов в образовательных областях:

Области «Социально-коммуникативного развития»: это проекты по знакомству детей и формированию у них ценностных представлений о нравственных качествах:

• Что такое хорошо и что такое плохо.
• Как уметь играть и не ссориться.
• Как научиться радоваться успехам друг друга.

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» мы увидели новую линию по организации проектов: красота и своеобразие окружающего мира.

В этом направлении у нас есть именитый земляк П.И. Чайковский, музыка которого очень разнообразна. Вдохновившись красотой природы родного края, композитор отразил свои впечатления в музыкальных произведениях «Времена года».

В познавательной области: особую группу проектов составили темы из ближайшего семейного окружения ребенка: «Панорама семейных профессий», «Мой прадед в бессмертном полку», «Мой дом моя малая родина».

Инновационная программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» позволяет нам инициировать новые проекты, которые мы разбили по образовательным областям:

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ – «Портреты: осени, зимы, весны, лета», «Лёд и его свойства», «Бумага и её свойства», «Домашние животные», «Животные разных стран».

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – «Спортивные игры», «Веселая скакалка», «ЗОЖ».

ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – поэты и писатели нашего времени, «Всё о Маршаке».

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Детально изучив содержательные разделы программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» по организации совместной проектной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста при реализации ОП ДОО, мы проанализировали имеющиеся условия в ДОО в соответствии с инновационной программой:

1. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (мастер-классы для сверстников, экскурсии, где экскурсоводом является сам ребенок, выбор темы, оборудования для исследовательской деятельности).

2. Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

3. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокулътурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

4. В детском саду созданы условия для удовлетворения возрастных потребностей детей дошкольного возраста, а именно, в каждой группе детского сада оборудованы игровые и учебные центры, способствующие, гармоничному развитию каждого ребёнка и позволяющие детям более полно раскрывать и познавать окружающий мир, выбирать себе занятия по желанию и интересам. Очень часто наши дети находят в группе предмет-загадку – это может быть старинный кирпич, необычный камень, коллекция старых значков – рассматривая эти «сокровища», дети начинают фантазировать, затем у них появляется желание узнать об этих предметах подробнее, тогда появляются новые проекты об истории вещей.

5. И еще одно важное условие – это время для создания проектов и презентации собственных продуктов. Согласно рекомендациям программы, часть познавательного материала мы изучаем средствами проектной деятельности, тем самым мы часть времени, которое отводится под основную образовательную деятельность, отдаем на реализацию детских замыслов.

6. Мы используем в образовательной деятельности формы и методы работы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей. Именно проектная деятельность помогает нам и родителям услышать ребенка, увидеть его способности, интересы и помочь ему реализовать их, создавая продукт, который будет интересен окружающим.

7. Взаимодействуем с родителями по вопросам образования ребёнка посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй, что является эффективной формой для формирования познавательного интереса дошкольников в условиях единого пространства развития личности ребенка в детском саду и семье.

8. Реализация образовательных задач, которые ставит перед собой наше учреждение, успешно осуществляется во взаимодействии с социальной средой, и у детского сада накоплен немалый положительный опыт установления связей с социальными партнерами.

9. Активно сотрудничаем с детским парком, с детскими школами искусств №1 и №3, филиалом библиотеки «Семейная», Музеем истории и культуры Среднего Прикамья, со станцией юных техников.

 

В реализации содержания Программы широко используются все доступные образовательные ресурсы:

1. Социальное партнерство и сетевое взаимодействие в социально-культурном окружении ДОО.

2. Организация образовательного процесса в реальном природном окружении ребенка.

3. Партнерское взаимодействие детского сада и семьи.

Из предложенных инноваций в пятом издании программы мы используем:

Введены новые элементы режима дня: утренний и вечерний круг. Утренний круг мы уже проводим. Дети делятся планами на день, происходит обсуждение проектов, работа над которыми уже ведется или которые хотелось бы создать. Не без труда шло освоение данной технологии, так как детей в группах довольно много – до 25 человек в круге. Есть дети очень активные, желающие слушать только себя, есть дети – молчуны, которые предпочитают только слушать. Решением вопросов правил круга мы занимались совместно, получился нормотворческий проект, результатом которого стали правила круга, в каждой группе они отличаются. Планируем внедрить вечерний круг или итоги дня, на которых дети будут учиться анализировать прожитый день: что они узнали, чему научились, чем планируют заняться завтра.

Введение новых образовательных технологий: пространство детской реализации, образовательное событие, «ровесничество» – технология создания детского сообщества.

В рамках этого направления мы используем такие формы как «Клубный час», «Квесты», «День театра», «Часы портфолио».

Осуществляется переход на новый формат детско-взрослого взаимодействия, основанного на умении «слышать голос ребенка» и нацеленного на развитие детской инициативы, установление доверительных детско-взрослых отношений, которые наполняют жизнь ребенка и взрослых новым содержанием, умение слышать и слушать ребенка, учитывать мнение ребенка при создании проектов, исследований, творческих работ. Пример: воспитатель Татьяна Борисовна познакомила детей с рассказом из серии книг Сарапульское детство, и Матвей захотел пройти по следам Алеши Бадалева. Он предложил маме обойти интересные места города. Так появился детско-взрослый проект «По следам Алеши Бадалева», где в роли Алеши побывал мальчик 21 века – Матвей П.

Организация развивающей предметно-пространственной среды, нацеленной на самостоятельные детские активности и возможность найти каждому ребенку занятие по интересам. В ДОУ есть свободные пространства, которые мы запланировали обустроить: мини-лабораторию, уголок активности. Родители, являясь партнерами воспитателей, вносят в образовательный процесс новшества, идеи, участвуют в пополнении и обогащении РППС ДОУ. Пример: обустройство прогулочного участка, создание видеотеки, где герои наши дети, новые традиции.

Программой предлагается новый формат создания детско-родительского сообщества.

Детско-родительское сообщество: за последний год увеличилось число родителей и детей, принявших участие в городских акциях, конкурсах, проектах, мастер-классах. Мы участвуем все вместе: родители – дети – педагоги. Такие совместные мероприятия и подготовка к ним еще более сближают участников сообщества и облегчают организацию воспитательно-образовательного процесса, выходя за рамки ДОО.

Перспективы инновационной деятельности на 2020–2021 гг.

1. Расширить арсенал возможностей представления своих продуктов в новом формате, используя потенциал родителей и детей.

2. Провести дни самоуправления, где роль педагогов будут исполнять родители воспитанников.

3. Создать пространство детской реализации, изменить РППС в соответствии с инновационной программой.

4. Поддерживая уже сложившиеся традиции по изучению родного города, внести свои формы исследований и проектов, проявляя творчество, используя современные средства коммуникаций.

5. От разовых мероприятий перейти к систематической работе по скреплению детско-родительского сообщества.

Модели детско-взрослого сообщества могут быть самыми разнообразными и иметь свою структуру, в которой отражены принципы, содержание, целевые ориентиры, виды деятельности.

Разработка и внедрение в практику инновационных коллективных и индивидуальных педагогических проектов.

В представленных формах сотрудничества семья получает опыт участия в создании и реализации индивидуальной траектории развития своего ребёнка. Родители начинают острее ощущать свою роль партнёра, интеллектуального лидера, первого и ведущего воспитателя собственных детей. И в дальнейшем они будут открыты к социальному партнерству в образовательном процессе начальной школы.

Такую возможность предоставляет технология проектирования, обеспечивающая каждому ребенку признание его важности и необходимости в детском коллективе. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Семейные творческие проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить детско-взрослое сообщество.

Таким образом, мы можем говорить о том, что проектная деятельность не только интересна для детей, дает им возможность раскрываться, проявлять себя, но и в условиях совместной деятельности с родителями помогает им быть ближе друг к другу, свободно общаться, узнавать вместе новое. Именно поэтому в нашем детском саду часто используется метод детско-родительских проектов, которые являются одним из продуктивных методов взаимодействия семьи и детского сада.

Опыт работы с проектами показал, что в результате совместной деятельности детей, родителей и педагогов позиция родителей становится более гибкой. Меняется стиль общения взрослого с ребенком. Родители сами становятся активными участниками образовательной деятельности. Реализация проектной деятельности совместно с семьей позволяет добиться больших успехов решении актуальных проблем воспитания и обучения детей. Укрепляет содружество родителей детей и педагогов.

Литература

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  4. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп.– М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – c.336. В основе этого по-настоящему инновационного переиздания программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» лежит выпущенная в 2004 году, рекомендованная Министерством образования РФ программа «Воспитание и обучение в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
  5. Веннецкая О.Е., Лакеева О.А., Жукова К.В. Проблемы и практика взаимодействия педагогов и родителей воспитанников детского сада по ознакомлению детей с историей своего города / Материалы V Международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», электронный сборник материалов, 12–14 мая 2016 г., Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова. Ссылка на источник: https://cyberleninka.ru/journal/n/sbornik-materialov-ezhegodnoy-mezhdunarodnoy-nauchno-prakticheskoy-konferentsii-vospitanie-i-obuchenie-detey-mladshego-vozrasta
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.