ISSN 1997-9657
         

Оксана Скоролупова: «Изначально закон настраивал на то, чтобы мы сделали рабочую программу частью ООП»

№15-1 2021 Оксана Скоролупова: «Изначально закон настраивал на то,  чтобы мы сделали рабочую программу частью ООП»
Полный текст

После совещания обсуждение продолжилось в кулуарах. Мы по­просили прокомментировать ситуацию с примерной рабочей программой воспитания для дошкольных организаций экспертов в области дошкольного образования.

Скоролупова Оксана Алексеевна, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (ИМОС), член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы РФ.


– Оксана Алексеевна, на заседании Общественной палаты были высказаны разные позиции по поводу внедрения рабочей программы воспитания: отказаться от данной программы совсем, оставить всё как есть, переработать предложенную программу или создать новую. Возможен ли, на ваш взгляд, компромисс в данной ситуации?

– Здесь речь идет не о компромиссе, а о точном следовании положениям закона. Если в законе сказано, что рабочая программа воспитания – это часть образовательной программы, так мы и должны действовать. На самом деле никто не обязывал делать рабочую программу воспитания. Нас закон обязал привести образовательные программы в соответствие с положениями закона. То есть изначально закон настраивал на то, чтобы мы сделали рабочую программу частью ООП. И это прежде всего должно быть осуществлено на федеральном уровне, на этом я и делаю акцент. Мы слишком много взваливаем на плечи дошкольных организаций, не давая им ничего в качестве основы. Сначала необходимо навести порядок в Госреестре. Причем эта проблема существует и на дошкольном уровне, и на последующих уровнях образования. У нас отдельно примерная ООП, отдельно примерная РПВ, как в детском саду, так и в школе. А должна быть единая программа.

Если мы пойдем по пути следования закону, нам не понадобится компромисс. Нам априори придется отменить то, что сейчас утверждено, разработать совершенно новую образовательную программу, в состав которой войдет рабочая, её необходимо провести через ФУМО, и уже этот документ включить в Госреестр.

Так как мнение профессионального сообщества не было учтено в полной мере, я полагаю, что Минпрос должен взять всё в свои руки, издать приказ об утверждении рабочей группы по созданию новой примерной ООП плюс рабочая программа воспитания. В такую рабочую группу должны войти и представители института, и представители экспертного сообщества, и представители педагогического сообщества, и коллеги из региональных органов образования, передовых детских садов. Тогда это будет легитимно и очень демократично. Нам не нужна раздутая рабочая группа, мы утонем в обсуждениях. Необходим цикл мероприятий по общественному обсуждению.

– Насколько вас волнует разделение программы на воспитательную и образовательную?

– Надеюсь, такого разделения не будет, рабочая программа воспитания войдет в состав ООП. Это будет единый образовательный процесс, где представлены и воспитательный, и образовательный компоненты, и интегрированные решения в комплексе воспитательных, обучающих и развивающих задач.

– Большинство примерных образовательных программ уже содержат воспитательные компоненты. На ваш взгляд, этого недостаточно?

– Безусловно, в образовательных программах это есть, но, возможно, не в том объеме, в котором хотелось бы. Они не актуализированы по тем приоритетам, которые нам ставит государство – в указе Президента, в законе, Стратегии развития воспитания.

– Как быть педагогам в сложившейся ситуации? Как отделить планирование, воспитательный компонент и образовательный? Надо ли это делать?

– Не надо. Сейчас нужно посмотреть, как педагоги планируют все свои мероприятия. Есть ли в них задачи воспитательные, обучающие, развивающие, как это положено в нашей традиционной дидактике. Иногда, излишне увлекаясь обучением, педагоги забывают о реализации воспитательных задач. У каждого педагога должен быть набор инструментов, которые он держит на карточках, в голове, чтобы гибко реагировать на изменяющуюся образовательную ситуацию. Возникла благоприятная ситуация для решения определенной воспитательной задачи – и он эту ситуацию использует, не проходит мимо. Это опять-таки зависит от самого педагога. Конечно, нужно менять подходы к планированию, к оптимизации бумажной работы.

Но здесь есть права и самой дошкольной образовательной организации – это внутренние документы детского сада, которые не проверяет Рособрнадзор или учредитель. Как они это планируют – уже другой вопрос. Многие сейчас используют технологии бережного управления, где планирование ведется в виде доски задач, когда у педагога есть определенный набор мероприятий на неделю, и он их может перетасовать. Возникла образовательная ситуация – и он переносит мероприятие со среды на понедельник и т.д. Это прерогатива самого детского сада, которому в реализации своих компетенций нужно быть немножечко посмелее.

– Преподаватели в чатах предлагали внести несколько мероприятий в календарный план, а не создавать отдельную программу.

– Все-таки программный документ должен быть, он основополагающий. Мероприятия можно подбирать по каким-то вкусовым предпочтениям. Вот у меня получается экологическое воспитание, и я на нем и сосредоточусь. А духовно-нравственное, физическое, умственное будет где-то на заднем плане. Но пока воспитателям в календарный план никаких изменений вносить не надо.

– То есть пока воспитательный компонент не трогать?

– Программа должна быть, чтобы выполнить требования закона. Может быть, сейчас она составлена в чём-то формально, может быть, она будет дорабатываться детским садом, и мы их на это сразу настраиваем. Но прежде всего давайте детским садам дадим что-то удобоваримое на федеральном уровне, чтобы они смогли из этого создать свой рабочий инструмент. Это наша ответственность – министерства, ФИРО, института РАО.

Мы наметили определенные шаги, что должны сделать: чтобы сейчас было опубликовано письмо от министерства, чтобы детские сады не терроризировали проверками. Органы контроля и сами ещё толком не разобрались, что и как нужно реализовывать. Воспитательную компоненту педагоги реализовывали всегда. Сейчас речь идёт о том, чтобы привести всё в систему и сделать это грамотно. А чтобы привести её в систему в детском саду, сначала это нужно сделать на федеральном уровне.

– Сейчас сложилась ситуация – воспитатели воспитывали-воспитывали, а им говорят, вы не воспитывали, а реализовывали программу.

– Это неправильно. Просто каждый раз им надо говорить, что их главная задача – воспитание. А это процесс, который не останавливается ни на минуту и осуществляется 365 дней в году, 7 дней в неделю, 24 часа в сутки. Часть этого времени – в детском саду, часть – в семье, и поэтому необходимо согласование позиций детского сада и семьи в вопросах воспитания. Но это не занятие, которое ты провёл, и свободен. Это тот процесс, которому воспитатель должен уделять внимание постоянно. Даже если он что-то не указывает в своем плане, у него всё равно в голове задачи воспитания должны быть.

– В таком случае зачем эта программа? Не избыточна ли она?

– Нет, потому что она задает нужный вектор, нужное направление. Она помогает педагогу систематизировать всю работу. Речь идет о том, чтобы сделать программу в помощь педагогу. Эту задачу надо решать. Такая программа нужна, но не в том виде, в котором она есть сейчас.

Подписывайтесь на канал СДО в Телеграм.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.