ISSN 1997-9657
       

О.В.Пархачева. Современный ребёнок и народная игрушка из бересты

Полный текст

Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека... А в каком случае можно считать детство незабываемым временем? Наверное, тогда, когда оно разнообразное и интересное, и, конечно же, когда рядом с тобой твои друзья, любимые игрушки. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Ребенок и игрушка – это одно неразделенное целое в осуществлении той или иной игры.

 

В настоящее время изобретено большое количество разнообразных игрушек, способных не только развивать наших детей, но и нарушать ход нормального психического развития ребенка, и мы, педагоги, часто задумываемся над этим, нам очень важно знать, какие игрушки находятся рядом с нашими детьми.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования игра определяется как инструмент для организации деятельности ребёнка, оговаривается важность развития игровой деятельности в становлении социально-нормативных основ поведения ребёнка, а также в повышении эффективности образовательного процесса.

Родители стремятся купить ребенку не просто игрушку, а обязательно – развивающую игрушку. Но этот тренд – совсем не новинка: на Руси почти все детские игрушки были именно такими. Конечно, в старину сенсорных планшетов со звуковыми и световыми эффектами не было. А вот прототипы известных кукол, погремушек были всегда.

История детской игрушки насчитывает даже не сотни, а тысячи лет. В Древней Руси было мало игрушек. И изготавливали их из того, что было под рукой – дерево, глина, ветки, солома. Прочно в виде игрушек в «мир детства» вошла береста. Начнем рассказ с игрушек, в которые запросто могли играть наши прабабушки и прадедушки.

В старину на Руси игрушки делали не только мастера своего дела, но и люди не имевшие отношения к берестяному ремеслу. Поскольку береста была самым доступным и лёгким в обработке материалом, наши предки изготавливали из неё игрушки, многие из которых дошли до наших дней. Самыми распространёнными берестяными игрушками, конечно же, были погремушки, куклы, фигурки животных.

 

Традиционные игрушки из бересты – это, прежде всего, те игрушки, которые делали
в старину, чаще всего это были лошадки. Конь считался символом природы. В мифологическом воззрении фигуры коня символизировали собой смену дня и ночи. Конь был подателем доброй силы, добрым вестником пробуждения природы, одним из главных сказочных героев. Игрушечная лошадь – символ мужской силы и доброты. Конь, всегда был забавой крестьянского ребёнка, ведь взрослые очень почитали лошадей, вешали подкову над дверью, лошадь считали кормилицей семьи.

Особо «развлекаться» было некогда, да и играть тоже, поэтому старались чтоб даже игрушка можно было использовать в быту.

А чтоб дети берегли ее, в ней хранили самое дорогое, а именно соль, она в старину была очень дорогая, иногда даже дороже золота. Это почти единственная утварь, которой можно было поиграть за обеденным столом и не получить от тятьки по лбу. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. На стол ставилось несколько разновидностей солонок, для соли, колобков, хлеба. И если за столом сидели несколько маленьких детей, для развлечения, им было позволено поиграть такими «игрушками».

 

Почти мифическое происхождение было у погремушек, тонкая грань разделяла их и обереги, можно долго спорить, что произошло раньше, оберег или погремушка. Вообще, любая полая игрушка, не несущая хозяйственного назначения, имела внутри себя горох, зёрна или косточки, от чего издавала шуршащий звук и немедленно становилась «шаркунком», что в свою очередь тут же делало ее оберегом.

И любой оберег, издающий шаркающий звук, привлекал внимание ребёнка и становился его забавой.

Шаркунки успокаивали малышей и были хорошим грызунком, когда режутся зубки. Дети любого возраста могли использовать шаркунок как головоломку – разбирать и собирать пластинки бересты.

 

Куклу всегда старались приблизить к реальному женскому образу. У коми кукла имела глубокий смысл – оберегала и походила на идола Берегиню. В старину считали куклу символом человека. Широкое распространение на Руси имела кукла Берестушка. Внутрь куклы вкладывалась молитва или заговор. Это был сильный оберег. Как правило, такую куклу делала и дарила ребёнку бабушка. Важная роль отводилась кукле, как символу продолжения рода, залогу семейного счастья. Считалось что берестяная кукла охраняет детский сон и оберегает от злых сил. И отношение к таким куклам было особенное, нельзя было выбросить или сломать куклу, потому что она была как живое существо.

Основная задача у нас, педагогов, – развивать у детей устойчивый интерес к произведениям искусства, к традициям, обычаям, быту; знакомить с различными игрушками, начиная от старинного оберега и заканчивая современной игрушкой, а также с их историей и с процессом изготовления игрушек собственными руками; прививать детям любовь, эстетический вкус и бережное отношение к игрушке.

Ведь не зря говорят: «Пока живы народные традиции и обычаи народа, жив народ».

В последние годы в дошкольных учреждениях возрос интерес к произведениям народной культуры, в том числе и народной игрушке. Между тем в работе современного детского сада мало реализуется воспитательный потенциал народной игрушки. Как показывает практика, народная игрушка используется в образовательном процессе как образец художественной деятельности, как элемент оформления интерьера детского сада.
Какую педагогическую ценность могут нести современные игрушки? Многие игрушки данного вида не отвечают элементарным психолого-педагогическим требованиям формирования морального сознания ребёнка, его интеллектуального развития и духовного здоровья.

Ориентируемая на скрытую агрессию, такая игрушка не развивает интеллект, сообразительность, а наоборот, разрушает ещё не сформированное детское миропонимание и нравственность.

А теперь сравним народные, авторские игрушки, сделанные из бересты.

 

Береста – материал экологически чистый природный, что уже можно считать огромным преимуществом. К тому же ей присущи некоторые уникальные свойства, которыми не обладают другие природные материалы – береста обладает бактерицидными свойствами, антигрибковым, антивирусным действием. Игрушки из коры берёзы очень удобны для ребёнка: они лёгкие и вместе с тем достаточно прочные, хорошо держат форму.

Преимуществом берестяной игрушки является её быстрое изготовление, она индивидуальна в своём роде и больше не повторяется. Недостатком современных игрушек является то, что они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство.

Ну а самое главное то, что берестяные игрушки несут тепло человеческих рук, любовь к природе. Ведь когда ребёнок играет такой игрушкой, сделанной руками взрослого, а не купленной в магазине – он играет с ней бережно, аккуратно.

Куколка народная – чудо из чудес!
Нет тебя пригожее и милее нет.
Мама дочке делала, всё тепло вложив,
Берестяную куклу из полосочек сложив…
Чтоб уколов не было от судьбы лихой
Чтоб счастливой доченька выросла большой.
Чтоб была подруженькой кукла ей всегда
И беду, и радости с ней всегда деля.
Пусть живут традиции на Руси моей!
Пусть играют в куколки доченьки детей!

Для воспитанников были сделаны берестяные игрушки, которыми они играют:

 

«Конверт для кукол-пеленашек»

«Ежик»

«Домики»

Совместно с детьми мастерится много берестяных изделий, например:

«Бусы»

«Подкова»

«Мышки»

«Подарочек»

В настоящее время народная игрушка может помочь сохранить в наших детях духовное здоровье и воспитать искренние чувства патриотизма, уважение к родной культуре и своей земле. Через народную игрушку мы передаём ребенку простое, но подлинное искусство. Всё это играет очень важную роль для социализации ребёнка.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.