ISSN 1997-9657
       

Проект «Одаренный ребенок» республики Саха (Якутия) стал лучшей региональной практикой России

№16 2019 Проект «Одаренный ребенок» республики Саха (Якутия) стал лучшей региональной практикой России
Аннотация

Это произошло на всероссийском семинаре-совещании «Лучшие региональные и муниципальные практики в области детства: механизмы поиска, оценки и тиражирования» – это одно из ключевых мероприятий в области семьи и детства, проводимое Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов. 

Полный текст

Оператором площадки выступает Фонд социальных инвестиций. Масштабное мероприятие федерального значения состоялось на площадке «Точки кипения» г. Москва и собрало из 29 регионов более 80 представителей исполнительных органов государственной власти, реализующих мероприятия в рамках Десятилетия детства, объявленного Президентом РФ. Якутию, как регион, успешно реализующий проект «Одаренный ребенок» с доказанной эффективностью, пригласили выступить с авторской презентацией.

Как отметил в своем выступлении министр образования и науки РС(Я) Владимир Егоров, сегодня развитие системы дошкольного образования Якутии направлено на реализацию всех ориентиров, обозначенных в Указе Президента страны Владимира Путина «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» и в Указе Главы региона Айсена Николаева «О стратегических направлениях развития образования в РС(Я)». Таким образом, идет целенаправленная работа и есть положительные результаты в выявлении и развитии задатков и способностей каждого ребенка с раннего возраста.

В целях углубленной работы в этом направлении сегодня по всей республике активно реализуется проект «Одаренный ребенок», который охватывает 107 дошкольных учреждений и 14 школ. Отметим, что проект под названием «Создание эффективной системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОО и школе» был инициирован Агентством стратегических инициатив РФ в 2014-м году, в Якутии он получил продолжение и массовое развитие под названием «Одаренный ребенок». В этом году заканчивается этап апробации проекта, далее он будет внедрен во все детские сады республики.

Как считают эксперты, основой успешного и неожиданно стремительного развития данного проекта на территории Якутии является грамотный подход к управлению процессом.

«Мы считаем, что это принципиально важный проект. Это переход от селективного подхода, когда мы просто отбираем детей, к подходу, когда мы пытаемся развивать способности и задатки каждого ребенка. С этой точки зрения, это пример действительно лучшей практики, потому что, к сожалению, такой метод работы очень редко реализуется в других регионах нашей страны. В основном, все сходится к участию в олимпиадах, что тоже, безусловно, имеет право на существование, но должно дополняться работой с одаренностью детей. Тем более если это начинается с дошкольного возраста, когда способности ребенка достаточно пластичны и очень многое зависит от общей установки. Успешность реализации этого проекта в Якутии, конечно же, заключается в комплексном подходе – это руководитель, команда, сплоченность, понимание целей и задач, выбор правильных партнеров и конечно же, поддержка руководства региона», – отметил врио ректора Московского государственного психолого-педагогического университета Аркадий Марголис.

В целом, Якутия на федеральном уровне оценивается как фокус-регион, где динамично развивается система дошкольного образования. Подтверждением этому является и то, что недавно дошкольные учреждения региона вошли в число победителей конкурса лучших практик, способствующих доступности и повышению качества дошкольного образования, проведенного Минпросвещения РФ. При этом из 15 победителей 6 – представители Якутии. На семинаре-совещании Якутия представила выставку научно-прикладной работы системы дошкольного образования. Большой интерес у участников из других регионов вызвали региональные программы, книги, научно-методические пособия, прикладные поделки, самодельные куклы дошкольников и другие практические материалы.

В ходе работы семинара-совещания участники поделились опытом работы по разным направлениям, сделали анализ ключевых проблем в области семьи и детства, наметили пути сотрудничества и реализации совместных проектов. Также проведена проектная сессия по обсуждению механизмов тиражирования лучших практик.

«Подход выявления, наблюдения и развития одаренности имеет колоссальной потенциал для дальнейшего развития и распространения в других субъектах. Практика, представленная Якутией, является значимой в том плане, что она работает индивидуально с особенностями одаренности каждого ребенка. Это очень важно. Проект участвует в конкурсе АСИ по отбору лучших практик в сфере семьи и детства и есть все признаки того, что он будет признан как лучшая региональная практика и будет далее внедрен и востребован в других регионах страны», – выразила уверенность Надежда Иванова, заместитель руководителя департамента развития новых форм образований Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов.

По информации МПАДО

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.