Решетникова Е.Н. Педагогический проект в старшей группе компенсирующей направленности (дети с ТНР и ЗПР) «Мы в заботах каждый день и трудиться нам не лень!»

№18 2022 Решетникова Е.Н. Педагогический проект в старшей группе компенсирующей направленности  (дети с ТНР и ЗПР) «Мы в заботах  каждый день и трудиться нам не лень!»
Полный текст

Решетникова Евгения Николаевна – воспитатель, МДОУ «Детский сад № 31 «Ивушка» (Ершов, Саратовская область, Россия)

Тема проекта: «Мы в заботах каждый день и трудиться нам не лень!».

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Участники проекта:

  • дети старшей группы с ОВЗ;
  • воспитатели;
  • родители воспитанников.

Срок реализации проекта: сентябрь – май.

Аннотация проекта

Данный проект экологической направленности и рассчитан на учебный год. Вся работа направлена на коррекцию речи и коррекцию отклонений высших психических функций, и становление личности детей с ОВЗ.

В процессе работы над проектом, дети старшей группы компенсирующей направленности изучают природу посредством заботливого отношения к ней, тем самым становятся друзьями природы и хорошими помощниками взрослых, приобретая качества милосердия, трудолюбия, умение видеть красоту природы в окружающей среде. А также, дети учатся трудиться в коллективе, становятся более дружными и терпимыми друг к другу. Благодаря ручному труду, а именно изготовлению поделок из природного материала, у детей развивается мелкая моторика рук.

 В данной работе используются такие формы и методы, как: прогулки, экскурсии, трудовые поручения, беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, непрерывная образовательная деятельность, организация коллективного труда.

Актуальность проекта

Наиболее благоприятное условие для активного проявления у человека качеств личности представляет труд. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности. Для него радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.

С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать участие в труде, и те несложные обязанности, которые он выполняет в детском саду и семье должны стать повседневными. Только при этом условии происходит подготовка к формированию трудолюбия у детей. При этом дети учатся ставить цель, находить пути ее достижения и получать результат.

Труд в природе, одна из эффективных форм работы по приобщению детей с ОВЗ к труду. У воспитанников формируется представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. В процессе данной работы, у детей развивается связная речь, пополняется и активизируется словарь, умение вступать в диалог, давать последовательную характеристику своих трудовых действий; формируется правильное произношение отдельных слов. А также, дети учатся сравнительному анализу и установлению причинно – следственных связей в природе.

В век высоких компьютерных технологий трудовое воспитание остается одним из актуальных вопросов. Труд – источник жизни человека, потому что человек, преодолевая трудности, становится умнее, сильнее, добрее.

Основополагающий вопрос: Чем порадует нас природа, если мы будем дарить ей свой труд?

Проблемные вопросы

– Почему за комнатными растениями нужно ухаживать?

– Зачем чистить клетку хомяка?

– Зачем убирать песок вокруг песочницы?

– Почему нужно убирать двор от листьев и мусора?

– Какие поделки можно изготовить из природного материала?

– Лепить снеговика – это трудно, или весело?

– Почему нельзя кормить птиц свежим хлебом?

Цель проекта: Создать условия для познания детьми положительной эмоциональной силы природы посредством трудовой деятельности.

Задачи проекта:

– Воспитывать желание выполнять различные поручения в уголке природы и на участке детского сада.

– Формировать практические умения по уходу за комнатными растениями: поливать растения, рыхлить почву, очищать листья от пыли, используя известные способы и учитывая особенности растений.

– Привлекать к помощи взрослым и посильному труду в природе: осенью – к уборке листвы на участке, сбору семян, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой – к заготовке корма для птиц и регулярной смены корма в кормушках, к созданию фигур и построек из снега; весной – к посеву семян овощей, цветов, высадке рассады.

– Обогащать и пополнять словарный запас детей, развивать связную речь.

– Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе изготовления коллективных поделок из природного материала.

– Привлекать родителей к трудовому и экологическому воспитанию детей.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный – сбор информации, работа с методической литературой, составление плана работы над проектом.

Практический – реализация проекта.

Итоговый – подведение результатов: оформление выставки поделок из природного материала, создание снежных построек, создание электронного фотоальбома «Витаминный салат моей семьи».

Продукты проектной деятельности:

  • выставка поделок из природного материала;
  • праздник «День рождения ГРИНПИС»
  • постройки из снега на участке;
  • вывешивание кормушек на территории детского сада;
  • подборка художественно-публицистической литературы по теме;
  • посадка рассады овощей.


Ожидаемый результат:

  • формирование реалистического понимания явлений природы, развитие любознательности, умение наблюдать и логически мыслить;
  • формирование умения бережно относиться к природе, умения заботиться о ее живых существах;
  • воспитание патриотизма, трудолюбия, уважения к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства;
  • осознание пользы и ощущение радости от проделанного труда;
  • осознание родителями важности трудового и экологического воспитания дошкольников.

Список литературы

  1.  Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. – Изд. 3-е. – Волгоград: Учитель, 2016. – 287 с.
  2. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3–7 лет. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 – 128 с.
  3. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Пособие для воспитателя дет. Сада. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.
  4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002
  5. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – М.: Академия, 2011

Приложение. Фотоотчет о проектной деятельности

Уборка песка на участке


 

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.