Санатуллина Г.И. Здоровьесберегающие технологии на занятиях по обучению детей татарскому языку в рамках реализации УМК

№2 2021 Санатуллина Г.И.  Здоровьесберегающие технологии на занятиях по обучению детей татарскому языку в рамках реализации УМК
Полный текст

Санатуллина Галия Илсуровна – воспитатель по обучению детей татарскому языку, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№200 комбинированного вида «Василёк» (Казань, Россия)

Чтобы процесс обучения детей дошкольного возраста татарскому языку проходил в режиме здоровьесбережения, при организации и проведении занятий одним из самых важных здоровьесберегающих действий мы считаем создание у детей положительной эмоциональной настроенности на занятие. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм дошкольника. Поэтому стремимся, чтобы наши занятия проходили непринужденно, в атмосфере положительных эмоций.

При планировании занятий для детей любого возраста придумываем задания, выполнение которых не только помогает закрепить какие-либо знания, умения и навыки или получить новые, но и доставляет радость и удовольствие. Этому призваны помочь:

1. ПРОГРАММА.

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

3. КАЛЕНДАРНО-ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН.

4. РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ.

5. АУДИОМАТЕРИАЛ.

6. АНИМАЦИОННЫЕ СЮЖЕТЫ.

7. НАГЛЯДНО-ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ.

8. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.

Компоненты входят в учебно-методический комплект по обучению детей дошкольного возраста государственным языкам РТ «Говорим по-татарски».

В соответствии c требованиями здоровьесберегающих технологий, на занятиях по обучению детей татарскому языку соблюдаем гигиенические требования и учитываем чередование и смену видов деятельности с детьми.

Начиная со средней группы, с первых занятий дети учатся общаться на татарском языке. При этом они усваивают большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические конструкции), приобретают произносительные навыки. Вслед за Акбай и Мияу, за аудиозаписью дети многократно повторяют, пропевают новые слова (особенно в средней группе: Мин әни, мин әти...; Ипи тәмле-тәмле, чәй тәмле-тәмле, ...,) , выражения, предложения. В ход идут различного рода движения (хлопки, притопы, повороты туловища, ходьба, бег на месте и т.д.).

Чтобы снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, которые ведут к улучшению усвоения материала, мы используем игры «Угости друга (бабушку, дедушку, маму, папу, Акбая, Мияу и т.д.)», «Подари игрушку!», «Помоги кукле поставить на стол посуду для праздника», «Приготовим салат», игровые ситуации «Акбай и Мияу у нас в гостях», «Кто тянул репку?», «Мы идем в кафе (в цирк)», «Что тебе нужно?», «Казанга билет бир әле», «На горке», «За праздничным столом», «Я иду в школу», ролевые игры «Магазин игрушек (овощей, одежды, мебели, школьных принадлежностей)», «Кафе», «Цирк», «Командир», «Купи игрушку на День рождения Мияу!», игры малой подвижности, игры с предметами, диалоги с воспитателем, друг с другом, со сказочными персонажами и с нашими друзьями Акбай и Мияу, просмотр анимационных сюжетов, мультфильмов, драматизация небольших сценок, пение («Туп», «Тәмле», «Матур курчак», «1куян, 2куян, 3куян,….», «Бу өй матур, бу өй зур», «Баллы кишер», «Сиңа нәрсә кирәк?», «Зәңгәр чынаяк», «Казанга барам», ...), пение на занятиях – это огромный стимул для детей, спетая на татарском языке песенка, пусть простенькая – это первая победа, в знак того, что малыш приобщается к другой культуре; также используем различные виды гимнастики: пальчиковая (снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке и скованность, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи), дыхательная (помогает повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей), для глаз (полезна в целях профилактики нарушения зрения, снятия напряжения).

Занятия проводим в игровой форме, так как малышам легче воспринять подаваемый им материал через игру, а игра, как известно, является большим стимулятором чему-либо научиться.

Это может быть повторение лексики в игре с мячом («Син кем?», «Аша, эч, уйна, ю!», «Скажи по-татарски»), подвижные игры и хороводы («Бар матур бакча» и т.д.). Мы не боимся, что если дети подвигались и пошумели, потом будет трудно вернуть занятие в рабочее русло, совсем наоборот: сбросив напряжение, дети готовы серьезно потрудиться дальше.

В игре дети проявляют самостоятельность, решительность, сообразительность, глубже понимают значение слов. Игры вызывают у детей положительные эмоции, лёгкость и удовольствие. Хорошие игры помогают научиться найти решение какой-либо возникшей проблемы, выйти из несложной ситуации посредством полученных знаний языка. Во время игры «Разговор по телефону» дети подготовительных групп легко вступают в диалог и поддерживают его, применяя знания языка.

Занятия часто начинаем с «разогрева», то есть различного рода лексических, фонетических или лексико-грамматических «зарядок». Сделать этот этап более привлекательным и задающим тон всему занятию совсем несложно, если превратить его в маленькую игру или соревнование. Например: кто больше вспомнит слов на татарском языке, кто больше назовет слов на заданную тему, игры «Скажи конец слова», «Скажи по-татарски», «Что спрятано в коробке?» и т.д.

Для работы с лексикой очень хороши анимационные сюжеты, отрывки из мультипликационных фильмов и из телепередачи «Әкият илендә», которые транслируются по каналу ТНВ. На этапе закрепления лексики, или при повторном просмотре анимационных сюжетов мы применяем прием «озвучка» (убираем звук, превращая это в ещё более интересное занятие, просим детей «переозвучить» по-татарски тот или иной отрывок. Просмотр мультфильмов, анимационных сюжетов на татарском языке настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.

Несколько слов хочется сказать о драматизации как о виде релаксации на уроке татарского языка. Мы считаем, что драматизация способствует развитию навыков общения на татарском языке, расширяет кругозор детей.

Безусловно, нельзя превратить каждое занятие от начала до конца в занятие-праздник. Многое требует серьёзного труда, вдумчивой интеллектуальной работы. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если наши занятия будут построены таким образом, что дети будут всегда ожидать чего-то нового и интересного; если эмоциональная атмосфера на наших занятиях будет атмосферой доброжелательства и сотрудничества; если наши дети будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, безусловно, и обучать, и обучаться будет легко и радостно, что непременно положительно скажется на психофизическом здоровье наших воспитанников.

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.