ISSN 1997-9657
       

Савицкая И.А., Князева М.В. Особенности работы по речевому развитию воспитанников МАДОУ «Образовательный центр «Успех»

Полный текст

Савицкая Ирина Алексеевна, заведующая;

Князева Мария Владимировна, старший воспитатель, МАДОУ «Образовательный центр «Успех» (Троицк, Москва, Россия)

МАДОУ «Образовательный центр «Успех» – это уникальное образовательное учреждение, имеющее дошкольные образовательные территории и территорию дополнительного образования. Возник центр путем реорганизации двух садов-новостроек, центра дополнительного образования с богатой историей и детского сада, в прошлом ориентированного на логопедические услуги.

В связи с социальным запросом родителей на оказание коррекционных услуг, в первую очередь направленных на развитие речи, было принято решение выбрать данное направление работы как приоритетное.

На данный момент МАДОУ «Образовательный центр «Успех» работает в формате инклюзии. Общеобразовательные группы посещают воспитанники с ограниченными возможностями здоровья. Отмечена тенденция увеличения детей с различными речевыми особенностями развития. Количество воспитанников, закрепленных за специалистами (учителем-логопедом, педагогом-психологом, учителем-дефектологом), также растет. В сложившейся ситуации стало понятно, что воспитателям необходимо начать использовать коррекционные методы и технологии, в первую очередь ориентируясь на развитие речи детей. Учитывая большой процент детей, имеющих особенности речевого развития, вести традиционную работу по развитию речи затруднительно. Использование коррекционных технологий позволяет подобрать для каждого ребенка задание, с которым он справится и сможет освоить содержание образовательной программы.

Нужно было искать новые методы работы с детьми, и мы их нашли.

В первую очередь, воспитатели в своей деятельности ориентируются на методику работы с детьми, имеющими речевые особенности. В начале обучения воспитатель активно использует методы и приемы развития речи, не требующие развернутого высказывания детей. Так, широко применяется наглядный метод обучения, все группы обеспечены проекционным и интерактивным оборудованием. Особое внимание воспитатель уделяет развитию диалогической речи. Сюда относятся различные формы вопросов и ответов: краткий ответ, развернутый ответ (несколько позднее), понимание различных вариантов вопроса, умение поддерживать разговор с собеседником. Позже основное внимание педагог уделяет развитию основных типов монологической речи.

Особое внимание уделяется подготовке и проведению занятий по развитию речи. Минимум на одном из занятий реализуется тема недели из комплексно-тематического планирования. Основная цель – обогащение словаря и развитие связной речи (рассказывание, пересказ) в соответствии с темой. При подборе тем для комплексного-тематиче­ского планирования в ООП учреждения учитываются лексические темы, рекомендуемые программами для детей с нарушениями речи Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г.В.

При проведении занятия педагоги активно используют логопедические технологии: пальчиковая и дыхательная гимнастика, использование плана, наглядных-моделей, пиктограмм, графических схем при обучении рассказыванию и пересказу и т.д.

В старших и подготовительных к школе группах введено дополнительное занятие по развитию речи «Развиваем речь, играя». Основная цель – развитие лексико-грамматических категорий в рамках основной общеобразовательной программы. Основная форма проведения – дидактические игры и упражнения на формирование грамматических навыков. Подбирается специальный материал, позволяющий ребенку практическим путем установить правило звукового оформления той или иной грамматической категории. Ранее занятие проводилось учителями-логопедами, теперь проводится воспитателями, но по материалам, подготовленными учителями-логопедами.

В МАДОУ «Образовательный центр «Успех» существует большой спектр кружков дополнительного образования, в том числе направленных на формирование речи воспитанников. Например, кружок «Логоритмика» для младших дошкольников и кружок «Логошкола» для детей, готовившихся к переходу на начальный уровень образования.

Образовательная деятельность в режимных моментах и индивидуальная работа – это самое благодатное время для реализации коррекционных методов и технологий. Воспитатель обогащает словесные игры «пескотерапией» или использует с ребенком нейропсихологические приемы, направленные на обучение ориентации в пространстве.

Данная система работы успешно зарекомендовала себя и показывает хорошие результаты, но современное дошкольное образование становится более ориентированным на ребенка. Появились новые интересные педагогические технологии, была выпушена инновационная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

МАДОУ «Образовательный центр «Успех» начал реализацию инновационных технологий программы, уделяя особое внимание формам работы, ориентированным на речевое развитие.

Новые формы работы можно обобщить в три основных составляющих: поддержка
детской инициативы, внимание к «голосу ребенка» и создание пространства речевой активности детей.

Говоря о поддержке детской инициативы в работе по развитию речи, особое внимание уделяем созданию условий для активности ребенка. Высказываются и отвечают в группе все дети. Каждый ребенок хочет поиграть в словесную игру или составить рассказ из личного опыта, если это весело и интересно. В этой ситуации никто никого не оценивает. Педагоги стремятся к тому, чтобы каждый ребенок смог высказать свои мысли, помогают ребенку реализовать свои идеи, не боясь ошибиться. Дети начали с удовольствием выполнять классические задания по развитию речи, когда смогли сами подбирать слова для словесных игр и упражнений.

В понедельник утром дети «приносят» из дома новые слова к теме недели (существительные) или «находят» их в информационных источниках, подготовленных педагогами (книги, наглядные материалы, видеоматериалы), сами стараются подобрать к ним прилагательные и глагольные формы (ягнёнок – белый, мягкий и т.д.; ягненок – что делает?). Используя схемы и наглядные подсказки, ребята самостоятельно отрабатывают лексико-грамматические категории (один утёнок – много утят; нет кого – утёнка; мама плачет о ком – об утёнке). Любимая игра детей – это «словообразование», когда каждый может «изобрести» новое слово, записать его и повесить на доску чтобы вся группа смогла пользоваться им в течение недели.

Прислушаться к «голосу ребенка» сложно. Для педагога привычно готовиться к рабочей неделе, заранее планируя все виды образовательной деятельности. Услышать «голос ребенка» и поддержать его означает отказаться от заготовок и следовать за его интересами, реализуя «детские идеи» в конечный востребованный продукт. Именно когда мы отдаем предпочтение «голосу ребенка», а не намеченному планированию, работа по расширению кругозора и развитию речи активизируется.

Так, во время «Утреннего круга» одна фраза ребенка: «А мой папа работает ученым в институте исследований» переросла в проект об истории города «Троицк-наукоград». На следующее утро каждый в группе знал, кто из его семьи и знакомых работает в 10 научно-исследовательских институтах города. Но оказалось, что педагоги сами мало знают об истории родного города, его статусе «Наукоград» и не готовы к такому повороту событий. Пришлось педагогам попроситься в городской музей и на экскурсии в НИИ, обратиться за помощью к родителям-ученым, чтобы они совместно с детьми рассказали о специфике своей работы. Совместно с детьми воспитатели узнали о том, что история возникновения города связана с открытием первого НИИ, о том, что все институты города занимаются физикой, и о том, что в городе есть физическая кунсткамера, экскурсоводы которой могут наглядно продемонстрировать интереснейшие «фокусы» законов физики и всё объяснить детям, педагогам и родителям.

Работа над проектом проходила в форме исследований и экспериментов. В группе были созданы центры экспериментирования, в них воспитанники опытным путем узнавали, что такое наука, кто такие ученые и как интересно работать в науке. Исследовательская работа в зонах экспериментирования расширила представления детей об окружающем мире и обогатила словарный запас.

Одновременно велась традиционная работа с лексической стороной речи, лексико-грамматическими категориями. Составление рассказов из личного опыта по данной теме и практика погружения в языковую среду, где всё можно посмотреть, потрогать, расширила и увеличила умения детей пользоваться лексико-грамматическими категориями. Вместо занятий проводились образовательные ситуации, где в игровой форме можно было познакомиться с «Термоядерной реакцией», «Ядерным взрывом» или работой «Большого пресса».

Посещение семьями воспитанников «Физической кунсткамеры» также дало возможность ребятам почувствовать себя исследователями, познающими мир физики.

Дети запомнили много сложных терминов, очень много говорили новых слов, пытались объяснить непростые процессы экспериментов совершенно без заучивания, только за счет эмоциональной вовлеченности.

На примере данного проекта мы видим, что благодаря тому, что педагог смог услышать голос ребенка, в группе состоялся настоящий совместный проект, где новые знания получили и дети, и педагоги, и родители.

Новые педагогические технологии требуют от педагога абсолютно новых подходов к совместной деятельности с детьми. Если педагог находит в себе силы перестроиться, то его ждут и новые совместные результаты.

Ранее мы уже упомянули технологию «Утренний круг», реализация которой позволяет максимально уделить внимание работе по развитию речи детей.

Утренний круг подразумевает использование «Развивающего диалога». Это диалог, результаты которого педагог не может предсказать. «Развивающий диалог» учит детей самостоятельно рассуждать и находить ответы. Педагог задает открытые вопросы, не зная, к каким выводам придут ребята. Наши воспитанники поняли, что для того чтобы найти ответ на открытый вопрос педагога, нужно «набросать» много вариантов ответов. Потом из этих вариантов они выбирают тот, который поддерживает большинство и начинают рассуждать, дополняя друг друга. Ребята стали более активными и уверенными в речевых высказываниях. Отвечают полным ответом. Легко вступают в диалог и аргументируют свою позицию. Так, в ходе беседы по теме: «Моя планета Земля», ребят заинтересовали причины загрязнения Земли. Вопрос воспитателя: «Если Земля всё больше загрязняется, чем мы с вами можем ей помочь?» – заставил детей задуматься. Детей больше всего взволновал вопрос о загрязнении города автомобилями, и поэтому появился проект «Экологический транспорт». Данный проект был представлен на городском конкурсе «Юные экологи Москвы».


Работа по развитию речи невозможна без создания пространства речевой активности. В инновационной программе «От рождения до школы» есть технологии «Говорящие стены» и «Новость дня». Эти технологии позволяют обогатить речевое пространство группы. «Говорящие стены», «Новость дня» – это технологии, связанные с методом глобального чтения, суть которого в том, что если ребенок регулярно воспринимает зрительно и на слух написанные целиком слова, словосочетания, короткие предложения, то постепенно он переходит к чтению слов и текстов целиком.

Дети в наших группах знают, что лежит в той или иной коробочке, так как большинство предметов группы подписано. Они легко «читают» и «пишут» эти названия. Обсуждая «Новость дня», ребятам очень нравится «читать» её вместе с педагогом. Если новость «принёс» ребенок, то они настаивают на том, что эту новость надо записать. Также ребята любят, когда педагог записывает итоги их беседы, новые придуманные правила и всё то, что важно для группы сегодня. Они запоминают, что и где написано, помнят где это висит, с удовольствием обращаются в этой информации. Например, «Ты что, посмотри! Мы решили, что после завтрака пойдем рисовать на улицу», «Мы не кричим! Посмотри на третье правило!», «Об этом вчера Вася рассказывал! Посмотри, видишь…» и т.д. В центре «Грамотности и письма» у каждого ребенка есть тетрадь, в которой он «записывает» всё важное для себя. Постепенно переходит от рисования к подготовке к письму.

В заключении хотелось бы отметить, что работа по развитию речи воспитанников, сочетающая в себе традиционный компонент, коррекционные технологии и инновационные методики, действительно становится эффективной, что подтверждают результаты логопедической диагностики, по результатам которой в коррекционной работе по развитию речи нуждаются 85–88% воспитанников средних групп и только 10–15% воспитанников подготовительных к школе группах.

Учитывая большой процент детей, имеющих особенности речевого развития, вести традиционную работу по развитию речи в классическом виде трудно. Использование коррекционных технологий позволяет подобрать для каждого ребенка задание, с которым он справится и будет успешен в данной деятельности. Инновационные методы поддерживают детскую инициативу, помогают каждому ребенку почувствовать себя социально значимым и учат «творить». Дети становятся уверенными в себе, они имеют свое мнение, умеют вести беседу, критически мыслить и готовы работать в команде.

Наши воспитанники легко владеют речью как средством общения, при этом мы видим, что все компоненты речи развиты и сформированы. Это позволит нашим выпускникам
успешно обучаться чтению и письму в школе.

Литература

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – 6-е изд., доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. – 368 с.
  2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
  3. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2009. – 99 с.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.