ISSN 1997-9657
       

Слепцова И.Ф. Индивидуализация обучения как условие педагогики поддержки

Полный текст

Слепцова Ирина Федоровна – кандидат педагогических наук, доцент ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (Москва, Россия), pkasoy@yandex.ru

В статье рассматриваются вопросы, посвященные индивидуализации обучения детей, раскрываются стратегия и характер взаимодействия взрослых с детьми; показаны способы поддержки детской инициативы; выделены типы детской инициативы как главный целевой ориентир дошкольного образования; описаны методы индивидуализации обучения детей как условия педагогики поддержки.

Ключевые слова: индивидуализация, детская инициатива, взаимодействие, целевые ориентиры, педагогика поддержки.

Характер взаимодействия взрослых с детьми

В контексте новых требований стержневыми целями образовательной программы выступают: позитивная социализация, индивидуализация и поддержка детской инициативы.

В ФГОС ДО характер взаимодействия взрослых с детьми рассматривается как уважение к личности ребенка, учет его индивидуальных потребностей и возможностей, признание его полноценным участником образовательных отношений, поддержка положительной самооценки, уверенность в собственных возможностях и способностях.

Характер взаимодействия взрослых с детьми требует «создания условий для позитивных доброжелательных отношений между детьми»; развитие коммуникативных способностей, позволяющих решать конфликтные ситуации со сверстниками (п. 3.2.5. ФГОС ДО).

Способы и направления поддержки детской инициативы связаны с созданием условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей, а также с оказанием недирективной помощи, поддержки самостоятельности и разработки индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов (3.2.5. ФГОС ДО).

Стратегия взаимодействия с детьми

Описывая характер взаимодействия взрослых с детьми важно учитывать, что реализация ООП ДО не может осуществляться вне детской субъкультуры. Задача педагога состоит в формировании детского обучающегося и игрового сообщества посредством двух моделей взаимодействия:

  • «зона ближайшего развития» (ЗБР) – будущее (условия) создает взрослый, ему принадлежит главная роль, он действует с ребенком, направляя его развитие;
  • «зона вариативного развития» – взрослый создает условия для общения детей друг с другом и совместной деятельности с «продвинутым сверстником»; игра здесь
  • является школой неопределенности.

Решение вопроса о соотношении двух моделей взаимодействия в образовательном процессе – есть реализация ФГОС ДО.

Поддержка детской инициативы

Итак, поддержка детской инициативы требует со стороны взрослого смены позиций: взрослый – не воспитатель и не учитель, а партнер ребенка, имеющий с ним равные права и обязанности; умеющий заинтересовать и мотивировать детей без принуждения и психологического давления.

Ребенок на основе собственной инициативы участвует в деле, которое предлагает взрослый; ему предоставляется возможность выбора по способам и действиям; занятие имеет «открытый конец», где ребенок не одновременно со всеми заканчивает дело.

В основу взаимодействия педагога с детьми положен принцип недирективной помощи и поддержки детской инициативы, самостоятельности. Главная задача заключается в формировании мотивов обучения и развитии эмоций у детей. Отсюда, формула реализации ООП ДО выражается в следующем: эмоция – мотивация – деятельность. Обогащение эмоциональной сферы влияет на формирование мотивов поведения и развитие интеллектуальной деятельности ребенка.

В процессе взаимодействия с детьми педагог фиксирует динамику проявления детской инициативы: какой тип западает, а какой является сильной стороной его личности. Например, в ходе наблюдения за самостоятельной игровой деятельностью детей старшего дошкольного возраста педагог замечает возникающие у детей проблемы (однообразный сюжет, не подчинение правилам других детей и пр.) и предлагает помощь в их преодолении (предложить себя в качестве партнёра, играть по установленным им правилам, попробовать включить в игру другого ребёнка, продолжить наблюдение). В итоге полученная педагогом информация фиксируется в карте развития ребенка и находит отражение в календарном плане.

Типы детской инициативы

На основе анализа литературы можно выделить следующие типы детской инициативы:

  • «западающий» тип – культурная практика, нуждающаяся в активизации;
  • творческая инициатива – сюжетная игра, действия по замыслу в продуктивной деятельности;
  • инициатива как целеполагание и волевое усилие – продуктивные формы деятельности, действия по образцу, работа с незаконченным продуктом;
  • коммуникативная инициатива – сюжетная игра, игра с правилами «на удачу»;
  • познавательная инициатива и любознательность – различные формы познавательно-исследовательской деятельности;
  • двигательная инициатива – игры с правилами на физическую компетенцию.

Детская инициатива и активность являются одним из главных целевых ориентиров и личностных новообразований периода дошкольного детства. Задача педагога заключается в применении педагогически целесообразных способов поддержки познавательной и творческой активности детей, как в совместной партнерской, так и свободной самостоятельной деятельности.

Способы поддержки детской инициативы

Способы поддержки детской инициативы, как главного целевого ориентира, предусматривают конкретные действия педагога, включающие в себя три составляющие: 1) создание условий; 2) позиция педагога; 3) организация детей.

Поддержка инициативы в речевом развитии

Для поддержки детской инициативы в речевом развитии необходим разнообразный дидактический материал: сюжетные, предметные картины, серии картин, раскраски, детские рисунки; альбомы с детскими фотографиями, отражающими разные события из жизни детей; книжный уголок с богатым подбором художественной литературы для детей, а также познавательной образовательной детской литературы; предметные и сюжетные картинки. Материал демонстрируется не одномоментно, размещается в книжном уголке, осуществляется подгрупповая работа с детьми.

Позиция педагога заключается в том, чтобы развивать активный и пассивный словарь детей; постоянно обогащать их словарный запас; поощрять к использованию новых слов; ежедневно использовать в работе с детьми дидактические речевые игры, отгадывание загадок, применять пословицы и поговорки, образные выражения; практиковать ежедневное чтение детям; поощрять стремление ребенка делать собственные умозаключения, внимательно выслушивать все его рассуждения, относится к таким попыткам внимательно, с уважением; поддерживать стремление ребенка рассказывать о личном опыте, делиться своими впечатлениями.

Педагог не занимает авторитарную позицию, а дает больше говорить детям не только в самостоятельной, но и в совместной деятельности со взрослым. То есть не монолог педагога, а поощрение активности детей. Сначала говорят дети, а потом педагог; дети рассказывают, что знают они, а потом добавляет педагог; ежедневные чтения как традиция в дневное время. Поощрять небылицы детей, перевертыши и пр.; использовать личный опыт ребенка, впечатления, загадки, выражения.

Организация детей требует применения различных видов занятий (фронтальные, подгрупповые: работа в мини-группах, индивидуальные). Необходимо использовать дидактические речевые игры при реализации всех образовательных областей; организовывать речевое общение детей во время занятий по всем направлениям развития; если речевое взаимодействие в группе затруднено, то необходимо разделить детей на пары, и они начинают слышать друг друга (работа в мини группах, парами по 2–4 человека, дети что-то рассказывают друг другу). Активизация речи на других занятиях: проговаривать в организованной деятельности, рассказать о том, что получилось, а что вызывает затруднения; говорит ребенок, а не взрослый; не заглушать своим рассказом, не перебивать детскую инициативу; использовать игрушки для театрализованной деятельности детей. Иметь книжный уголок с любимыми детскими книгами, художественной и познавательной литературой, разные иллюстрации, дидактические сказки; фотографии с детьми в разных ситуациях: ребенок на даче и пр. Начинать следует с рассказов детей, т.к. важны их впечатления.

Поддержка инициативы в физическом развитии

Поддержка детской инициативы в физическом развитии предусматривает следующие условия: обеспечение безопасности, надежности, прочности; отсутствие тяжелой мебели; выдвижные контейнеры, штабилируемая мебель; мягкие образовательные модули; легкие модули для лазания (складывающиеся), пространство для физического развития; специализированное оборудование для развития движений.

Задача педагога – инициировать двигательную активность детей; включать упражнения на ориентировку в пространстве; подвижные игры, утренняя гимнастика, беседы с детьми о здоровом образе жизни.

Формировать навыки безопасного поведения в подвижных и спортивных играх, при пользовании спортивным инвентарем; создание на физкультурных занятиях педагогиче­ских ситуаций и ситуаций морального выбора; развитие нравственных качеств, поощрение проявлений смелости, находчивости, взаимовыручки, выдержки и пр.; побуждать детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; активизация мышления детей (через самостоятельный выбор игры, оборудования, пересчет мячей и пр.); специальные упражнения на ориентировку в пространстве; подвижные игры и упражнения, закрепляющиe знания об окружающем (имитация движений животных, труда взрослых); построение конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); просмотр и обсуждение познавательных книг, фильмов о спорте, спортсменах, здоровом образе жизни; проговаривание действий и называние упражнений; поощрение речевой активности детей в процессе двигательной деятельности; обсуждение пользы закаливания и занятий физической культурой; игры и упражнения под тексты стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; использование на занятиях физкультурой изготовленных самими детьми элементарных физкультурных пособий (флажки, картинки, мишени для метания), рисование мелом разметки для подвижных игр; ритмическая гимнастика, проведение спортивных игр и соревнований под музыкальное сопровождение; развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.

Организация детей предусматривает разные формы двигательной активности: большая и малая; организацию в группе игр малой подвижности (если группа переполнена); расширение двигательной активности детей (мягкие модули, дорожка для движения); участие детей в расстановке и уборке физкультурного инвентаря и оборудования.

Поддержка инициативы в познавательном развитии

Активизации детской инициативы в познавательном развитии способствует следующее оборудование в группе: конструкторы; сенсорные эталоны, мягкие модули; схемы для конструирования; шкафы и полки доступные для детей; выкатные конструкции, природный уголок, уголок экспериментирования, оборудование для ИЗО и пр. Важно пространства для детских видов деятельности, отсутствие четко установленных, очерченных зон. Главное – это творчество детей, которые создают среду и игровые сюжеты. Использование разнообразного дидактического материала и ручные действия детей; сенсорика, сенсорные эталоны: шелк, шерсть, ковролин, мех – материалы разной фактуры.

Позиция педагога: речевое общение, рабочий шум, свободное перемещение детей по группе; делить детей на подгруппы, поиск правильного решения. Важна фиксация успеха с позиции индивидуального подхода: «быстрому ребенку» показать пути адаптации; успех зависит не только от знаний, но и от помощи другому («ты вчера и сегодня все сделал быстро и правильно, а вот Вове не помог. Ребенок оказывает помощь и получает поощрение). «Медлительного ребенка» можно похвалить за успехи в познавательном развитии («Сегодня лучше, чем вчера». Но не через сравнение с другими).

При организации детей материал демонстрируется не весь сразу, а порционно, сменяемость один раз в неделю; свободные ручные действия детей с этими объектами в совместной и самостоятельной деятельности; речевое общение; проговаривание действий. Дети делятся на подгруппы: смотрят и повторяют за другими; общение с «продвинутым ребенок», который выступает в качестве лидера и заменяет педагога.

Поддержка инициативы в социально-коммуникативном развитии

Педагогические условия поддержки детской инициативы в социально-коммуникативном развитии требуют создания у детей практического опыта трудовой деятельности: приучение к положительным формам общественного поведения, показ действий, пример взрослого и детей, целенаправленное наблюдение, организация интересной деятельности, разыгрывание коммуникативных ситуаций, создание контрольных педагогических ситуаций. Формирование нравственных представлений, суждений, оценок: решение логических задач, загадок; приучение к размышлению, беседы на этические темы, чтение художественной литературы и др.

Патриотическое воспитание: представления ребенка об окружающем мире (о культуре народа, его традициях, о природе родного края, об истории страны, о символике родного города); эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру; отражение отношения к миру в деятельности (труд, игра, продуктивная деятельность, музыкальная деятельность, познавательная деятельность).

При этом педагог решает задачи позитивной социализации детей, приобщения к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий и др.

Важно не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей его обстановке. Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке. Занятия проводить не только по графику и плану, а использовать каждую возможность (ежедневно), в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил. Развивать качества детей: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения. Формы организации трудовой деятельности (поручения: простые и сложные; эпизодические и длинные; коллективные и индивидуальные; дежурство: формирование общественно-значимого мотива; коллективный труд; типы организации труда детей: индивидуальный труд; труд рядом; общий труд; совместный труд).

Поддержка инициативы в художественно-эстетическом развитии

Поддержки детской инициативы в художественно-эстетическом развитии способствуют условия: разнообразный дидактический материал: картины (сюжетные и предметные), серии картин, раскраски, детские рисунки; альбомы с репродукциями картин известных художников; подборка фотоиллюстраций с пейзажами и природными ландшафтами (детских фотографий в различном природном окружении).

При организации продуктивной деятельности детей применять различные приемы, не ограничиваясь прямым показом последовательности действий. В старшем дошкольном возрасте избегать прямого показа и действий по инструкции, ограничиваясь словесной инструкцией. Использовать практику работы педагога по созданию определенных художественных образов за одним столом с детьми; практиковать приемы «подглядывания», «списывания», «подражания» действиям педагога, выполнение коллективных работ. Поощрять стремление детей к экспериментированию с различными изобразительными средствами, относиться к таким попыткам внимательно, с уважением; подсказывать, какие эффекты можно получить, используя несколько изобразительных средств.

Рассматривая вместе с детьми различные работы, рассуждать с ними о том, каким образом, с помощью каких выразительных средств мог быть получен тот или иной художественный эффект. Педагог не дает образец, устно объясняет, дает словесные указания (не говорит, как надо).

При этом дети действуют самостоятельно, реализуют свои замыслы. Перенимают опыт друг у друга; коллективная форма работы. Использовать интеграцию видов искусства, вызывать больший эмоциональный отклик. Применять различные виды занятий (фронтальные, подгрупповые – работа в мини-группах, индивидуальные). Использовать дидактические игры для развития сенсорных эталонов, связанных с цветом и формой. При развитии художественных способностей использовать симбиоз различных видов искусства (живопись, скульптуру, архитектуру, художественное слово, фольклор, музыку).

Методы индивидуализации обучения детей

Реализация ООП ДО, предусматривающая решение образовательных задач с учетом дифференцированного подхода, требует использования в педагогическом процессе методов индивидуализации обучения детей дошкольного возраста: метод реагирования; метод обеспечения гибкости в деятельности, которую инициировал взрослый; метод тщательного отбора материалов; метод спонтанной индивидуализации; метод «строительных лесов»; метод иррадиирующего обучения [1].

Метод реагирования есть стимулирование и поддержка инициативы, активности, самостоятельности детей. Педагог проводит наблюдение, анализирует данные и создает педагогически целесообразные условия.

Данный метод предусматривает использование «модели трех вопросов», когда в неформальной беседе с детьми по конкретной тематике педагог выясняет: что дети знают? что они хотят узнать? что надо сделать, чтобы это узнать?

Например, при подготовке к проектной деятельности с детьми по теме «Насекомые» дети давали следующие ответы: «они маленькие, он кусаются»; «сколько насекомых бывает?», «пользу или вред они приносят?»; «прочитать в книжках», «спросить у старших».

Таким образом, педагог учитывает имеющиеся у детей начальные представления; создает в соответствии с ними условия; предоставляет средства, выбранные детьми, для получения знаний.

Метод обеспечения гибкости в деятельности, которую инициировал взрослый. Например, педагог предлагает детям сегодня работать в Центре искусств и создавать космические ракеты. С одной стороны, взрослый с детьми находятся в одной зоне, и они занимаются одним видом деятельности. Но, с другой стороны, за счет обеспечения гибкости в деятельности, каждому ребенку предоставляется возможность выбора действий и их способов: один ребенок расскажет, как будет выглядеть ракета; другой – из какого материала ее делать, в какой последовательности ее необходимо собирать и пр.

В данном случае педагог не указывает, как надо делать, а помогает детям выполнять то, что они задумали.

Задача педагога состоит в оказании помощи детям, испытывающим затруднения, используя следующие методы и примеры: словесные указания; предложить схему, модель, рисунок; подбодрить ребенка; оказание практической помощи.

Педагог задает вопросы разной направленности и сложности, предлагает разные варианты выполнения действий в зависимости от индивидуально-типических особенностей детей.

Активные (способные) дети отличаются самостоятельностью, уровень сложности могут определять самостоятельно. Медлительные (неуверенные) зависимы от помощи взрослого. Поэтому важна поддержка педагога и обучение через наблюдение за работой сверстников.

Метод тщательного отбора материалов предусматривает использование пособий, игрушек разного уровня сложности, предоставляя детям также возможность выбора и обеспечивая гибкость в деятельности. Ребенок может выбирать сюжет и уровень сложности картинки.

Например, пазлы – менее гибкий материал, требующий одного способа действия – складывание. В то же время пластилин, вода, песок, конструктор и др. отличаются гибкостью и открытостью.

Вариативность предоставляет в образовательном процессе педагогу возможности для индивидуализации обучения детей.

Метод спонтанной индивидуализации позволяет осуществлять обучение спонтанно, экспромтом. Например, в ходе игры, дети начинают спорить из-за игрушки. Задача педагога состоит в том, чтобы воспринять эту ситуацию как обучающую приемам правильного поведения: установить очередность; договориться о совместной игре; правильно сформулировать просьбу; необидно отказать и др.

Спонтанное взаимодействие с детьми, направленное на формирование навыков социализации может быть важнее, чем запланированная беседа с этическим содержанием.

Метод «строительных лесов» опирается на идею о ЗБР (Л.С. Выготский). Например, ребенок выкладывает что-то из кубиков на столе. Педагог показывает ему другие способы действия и задает вопрос: «А что если сделать вот так?». Дальше выбор следует за самим ребенком: пробовать новые способы или игнорировать их.

Таким образом, со стороны педагога оказывается прямая или косвенная поддержка ребенка. Сущность метода состоит не в опережающем обучении, а в создании условий, оказании помощи и предоставлении возможности самому сделать следующий шаг.

Метод иррадиирующего обучения (увеличение, распространение). Данный метод предусматривает тактику из 3-х действий: педагог говорит детям о том, что появилась новая интересная игра и тот, кто хочет научиться играть в нее, может прийти в Центр науки. Или инициирует детей следующими словами: «Я сегодня буду работать в Центре науки; я хочу научиться (узнать, посмотреть, сделать, найти и т.п.)». Это может быть новая игра, новый материал, предмет, т.е. то, чего ранее не было в опыте ребенка.

Педагог констатирует и мотивирует детей на распространение нового знания в детском сообществе: «Ира, Алеша, вы сегодня узнали (научились, увидели, нашли, сделали и т.п.), давайте расскажем об этом всем ребятам!».

Далее педагог ориентирует детей на общение с «продвинутым сверстником»: «Если вы хотите узнать (сделать, найти и т.п.), можете обратиться к Ире и Алеше…».

Таким образом, метод иррадиирующего обучения начинается со взаимодействия со взрослым с целью получения детьми нового опыта и его дальнейшего распространения в детском игровом и обучающемся сообществе.

Реализация ФГОС ДО и достижение целевых ориентиров дошкольного образования требует индивидуализации развития детей.

Условия индивидуализации обучения как условия педагогики поддержки

Педагогические условия индивидуализации обучения есть условия педагогики поддержки, среди которых:

  • возможность для ребенка выбора содержания, средств, материалов, места и способов действий и т.п.;
  • опыт осознания того, что за свой выбор ребенок несет личную ответственность;
  • поддержка поиска, проб и ошибок, где «хочу» преобразуется в «могу»;
  • получение опыта кооперации с другими людьми;
  • создание безопасной РППС для реализации ребенком своих замыслов и в кооперации с другими;
  • поддержка и инициирование взаимодействия с людьми, включенными в образовательную деятельность ДОО;
  • знание и принятие взрослыми индивидуальных особенностей ребенка;
  • готовность взрослыми отступить (педагогические интересы) в том случае, если их инициатива не принимается детьми;
  • обеспечение времени для свободной игры.

Список литературы

  1. Свирская Л.В. Индивидуализация образования детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2014
  2. Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада. Пособие для педагогов ДОО. – М.: Просвещение, 2015.
  3. Свирская Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений. – М.: Линка-Пресс, 2010.
  4. Свирская Л.В. Журнал динамики достижений детей группы детского сада. – М.: Линка-Пресс, 2016.
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.