ISSN 1997-9657
         

Социально-коммуникативное развитие и социальное воспитание дошкольников в условиях ДОО

№15 2021 Социально-коммуникативное развитие  и социальное воспитание дошкольников  в условиях ДОО
Полный текст

В рамках Национальной стратегии «Десятилетие детства», на период до 2027 года, особое внимание уделяется формированию духовно-нравственного развития у подрастающего поколения.

Духовное, нравственное развитие человека – процесс непрерывный. При этом само общество заинтересовано в том, чтобы этим процессом управлять, передавая детям основы культурных, моральных и духовных ценностей. Ведь это – приоритетное условие развития социума. А начинается формирование высших качеств человека с раннего детства.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) социально-коммуникативное развитие рассматривается как одна из образовательных областей, направленных «на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к семье и сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

В современном полипарадигмальном образовательном пространстве существует проблема определения сущностных характеристик социально-коммуникативного развития. В культурологической парадигме образования, составляющей методологическую основу программы «Дорогою добра», социально-коммуникативное развитие рассматривается:

  • как динамичный, последовательный и многоаспектный процесс и результат социализации, индивидуализации и культуротворчества, в ходе которого человек приобщается к «всеобщему социальному» и постоянно открывает, утверждает себя как субъект социальной культуры;
  • процесс и результат необратимых качественных и количественных изменений, происходящих в личности ребенка под влиянием ценностей социальной культуры, обеспечивающих овладение способами поведения, характерными для той или иной культурной традиции.

Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует об огромном потенциале программ и технологий, связанных с освоением детьми разных видов социальной культуры (напр.: «Детство», «Я – человек», «Детский сад – Дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество» и др.). Это находит отражение во ФГОС ДО и представлено образовательной областью «социально-коммуникативное развитие». Анализ имеющихся программ и технологий, содержание которых дается в контексте нравственного, патриотического, интернационального, правового воспитания дошкольников позволяет локально решать задачи, связанные с успешной адаптацией детей к социуму. Вместе с тем, отсутствие единого концептуального обоснования, обеспечивающего интеграцию различных видов социальной культуры в этом процессе, свидетельствует о необходимости в разработке и практической апробации программы и технологии социального воспитания как одного из факторов социально-коммуникативного развития дошкольников.

Духовно-нравственное воспитание детей на сегодняшний день является актуальной темой и диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе. Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Бездуховность не присуща русскому человеку, истории и культуре. В народе сильна власть добра, справедливости, праведности и нравственности. Но в наши дни проблема духовно-нравственного воспитания встала наиболее остро, и своим проявлением разительно выделяется на фоне общих общественных проблем.

Решать данную проблему необходимо в семье и в образовательных учреждениях. Один из таких способов – применение богатейшего багажа знаний, накопленных в педагогике, с использованием сказок, игр, традиций и праздников. Соприкосновение с православными традициями, участие в праздниках духовно обогащают ребенка, поддерживают интерес к истории и культуре страны.

Требования ФГОС ДО к результатам освоения Основной образовательной программы представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Издательство «Творческий Центр Сфера» разработало пособия и серию парциальных Программ, предназначенных для педагогов, психологов ДОО, гувернеров и родителей, которые применимы в образовательно-воспитательном процессе по социально-коммуникативному развитию детей от 3 до 8 лет в соответствии с ФГОС ДО и нацелены на развитие организованного процесса самоопределения личности в духовно-нравственном становлении, то есть формирования нравственных чувств, качеств, позиции, поведения, осознанного стремления к самопознанию, воспитанию разумного волевого начала, умения размышлять о смысле и цели жизни, об иерархии общечеловеческих, культурных ценностей и месте человека в мироздании.

В книгах представлены концепция, программа и педагогическая диагностика социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников, а также подробное планирование и конспекты занятий по разделам программы «Дорогою добра», в составе авторов: Коломийченко Людмила Владимировна, Чугаева Галина Ивановна и Югова Любовь Ивановна. «Добрые сказки» (беседы с детьми о человеческом участии и добродетели), «Наша Родина – Россия» (беседы и сказки для детей) автора Шорыгиной Татьяны Андреевны, «Воспитание дошкольников в духе русских культурных традиций» автора Ельцовой Ольги Михайловны.

В пособиях рассматриваются теоретические основы социально-коммуникативного развития как одной из образовательных областей ФГОС ДО.

В программе представлены задачи социального воспитания по различным сферам социально-коммуникативного развития (когнитивной, эмоционально-чувственной, поведенческой) и содержание работы педагога с детьми. Также даются показатели социально-коммуникативного развития детей в определенные возрастные периоды дошкольного детства.

Издательство «Творческий Центр Сфера» работает с 1995 года и является лидером на рынке книг для дошкольного образования.

За двадцать пять лет работы мы показали себя стабильной и успешно развивающейся организацией, которая заботится о своей репутации. Все наши книги написаны лучшими специалистами страны: известными учёными, практикующими педагогами, психологами, многие из которых имеют учёные степени, государственные награды и почётные звания.

Издательство предлагает: комплексные и парциальные программы дошкольного образования, методические пособия, рабочие тетради, развивающие и детские книги, журналы, наглядные пособия, праздничная и оформительская продукция, в том числе лицензированные товары с персонажами студии «Союзмультфильм», печатные игры, а также журналы «Управление ДОУ», «Логопед», «Воспитатель ДОУ», «Медработник ДОУ», «Методист ДОУ», «Инструктор по физкультуре».

Наши издания соответствуют ФГОС ДО и могут применяться с любой образовательной программой.

Ежемесячно проводятся онлайн-вебинары с авторами издательства и редакторами журналов. Участие в вебинарах бесплатное, по предварительной регистрации. У каждого посетителя наших вебинаров есть возможность получить сертификат Установленного образца на 2 академических часа.

Актуальная информация о вебинарах доступна на сайте https://tc-sfera.ru в разделе «Мероприятия».

Интернет-магазин https://sfera-book.ru

Подписные издания https://sfera-podpiska.ru

КПК по ДО https://tc-sfera.ru

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.