ISSN 1997-9657
       

Современное дошкольное образование: традиции и инновации

№8 2019 Современное дошкольное образование: традиции и инновации
Аннотация

Мир стремительно меняется, развивается наука, появляются новые технологии. В таких условиях нашу систему образования часто упрекают в том, что она не соответствует требованиям времени, педагоги по-прежнему используют традиционные методики, а нужны инновации. Так ли это на самом деле – в этом пытались разобраться участники дискуссии «Плюсы и минусы традиций и инноваций», проходившей в рамках ММСО-2019.

Полный текст

В обсуждении приняли участие:

Елена Юдина, кандидат психологических наук, профессор, заведующая кафедрой, Московская высшая школа социальных и экономических наук.

Наталья Гришаева, старший научный сотрудник, ИС РАН.

Ирина Быкадорова, руководитель направления «Дошкольное образование и ранее развитие», Университет детства «Рыбаков Фонд».

Елена Кравцова, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБНУ «ИИДСВ РАО».

Елена Аккуратова, кандидат педагогических наук, куратор направления “Искусство” Регионального проекта по дошкольному образованию в г. Альметьевске.

Важный вопрос – для чего нужна инновация. От ответа на него во многом зависит, насколько эта инновация приживется. Случается, что руководство берется за инновации только для того, чтобы они могли называться инновационным детским садом, или таким образом пытаются взбодрить таким образом педагогический коллектив, такие цели не продуктивны. Главной целью любых инноваций должно быть желание сделать процесс обучения эффективным и полезным для детей. Инновации будут успешными, когда коллектив, стремящийся их внедрить, стоит на позиции детей и педагоги готовы к инновациям, обладают необходимыми компетенциями.

Одна из проблем дошкольного образования в том, что советская система детских садов, хоть и считалась одной из лучших в мире, строилась по образцу и подобию школ. Не раз подчёркивалось, что важно, чтобы эти школы для маленьких не превратились в маленькие школы. Избежать подобного подхода к дошкольному образованию сложно.

Сейчас часто приходится сталкиваться с мнением, что традиция – это плохо, нечто устаревшее, а вот инновация – это всегда что-то положительное и непременно ведет к повышению эффективности какого-то процесса. Однако это не всегда так.

– Иногда лучшие инновации – это возврат к традициям, – считает Елена Олеговна Смирнова, доктор психологических наук, профессор, научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки» факультета «Психология образования» МГППУ, – к традиционной игре, а не к компьютерной, к традиционным игрушкам, а не напичканными электроникой. К традиционным дворам, потому что там была какая-то самостоятельная жизнь детей, то, что сейчас называется субъектностью, когда дети были инициаторами собственной активности. Наше дошкольное образование заорганизовано. Стремление к инновациям сводится либо к технологизации, когда в процесс образования встраивают компьютеры, либо к добавлению каких-то предметов типа экономики, астрономии, анатомии, что дошкольникам не нужно.

Хорошая инновация опирается на традиции, они не должны спускаться сверху, а должны внедряться только тогда, когда в них назрела необходимость, когда какие-то образовательные задачи невозможно решить, используя традиционные методики – к таким выводам пришли эксперты.

Мы хотели бы пригласить читателей к разговору, попросить поделиться своими взглядами на поставленную проблему и рассказать о технологиях, традиционных и инновационных, которые используются в работе.

Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности

В рамках ММСО-2019 была представлена парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», а также методические и демонстрационные материалы.

Методические материалы сгруппированы по разделам программы: труд и продукт труда (товары); деньги и цена (стоимость); реклама – правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности; полезные экономические навыки и привычки в быту. Они предполагают реализацию как в форме совместной непринужденной партнерской деятельности взрослого с детьми (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, чтения художественной литературы), так и в форме свободной самостоятельной деятельности самих детей (игры, лепки, рисования, конструирования). Демонстрационные материалы содержат карточки для проведения занятий по указанным темам, с их помощью эффективно закрепляется и уточняется понимание основ финансовой грамотности у дошкольников.

Иван Кириллов, зам. директора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, рассказал, что эта парциальная программа была разработана по заказу министерства образования РФ и Банка России. Невзирая на все новые веяния, за основу был взят научно обоснованный и апробированный материал А.Д. Шатовой. Главный принцип, который обосновала А.Д. Шатова в своих работах, – тесная взаимосвязь экономического, нравственного и трудового воспитания в детском саду.

Анна Демьяновна считает, что с экономикой дошкольников надо знакомить после 5 лет, когда они начинают осознавать понятие выгода. До 5 лет ребенок может поменять куклу на фантик, не осознавая, что это невыгодно, после 5 лет он начинает задумываться.

В разработке методических и демонстрационных материалов принимали участие специалисты Банка России, что говорит о важности обучения дошкольников основам экономики.

Материалы по программе доступны по адресу: https://fincult.info/prepodavanie/base/obuchayushchie-materialy/

Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.