Стожарова М.Ю., Михайлова Ю.А. Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством цифровых образовательных технологий

Полный текст

Стожарова Марина Юрьевна – к.п.н., доцент, профессор кафедры дошкольного
и начального общего образования УлГПУ им. И.Н. Ульянова (Ульяновск, Россия)

Михайлова Юлия Андреевна – магистрант УлГПУ им. И.Н. Ульянова (Ульяновск, Россия)

Статья посвящена проблеме использования возможностей цифровой образовательной среды в формировании интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Описывается применение цифровых образовательных ресурсов в ДОО.

Ключевые слова: новые информационные технологии в дошкольном образовании, информатизация образования, информационные технологии в обучении, области использования ИТ в дошкольном образовании.

Мы живем в эпоху цифровизации всех областей общественной жизни. В своих играх сейчас дети используют технические средства. Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без цифровых технологий. [3] Использование цифровых технологий в воспитательно-образовательном процессе с детьми – это одна из самых актуальных и новых проблем в отечественной педагогике.

Под интеллектуальным развитием в ФГОС понимается совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах ребёнка под влиянием среды и собственного опыта ребёнка. Ядром интеллектуального развития является развитие умственных способностей. Способности, в свою очередь, рассматриваются, как условия успешного овладения и выполнения деятельности (ФГОС ДО).

Использование цифровых образовательных технологий в дошкольном образовании – одна из актуальных инновационных проблем современности. Детский сад не остается в стороне от тенденций современного цифрового общества. [20] В письме министерства образования РФ от 25 мая 2001 года N753/23-16 [4] говорится об использования информационных цифровых технологий в дошкольных образовательных учреждениях в качестве средства преобразования «предметно-развивающей среды. Актуальность этой проблемы определяется рядом факторов:

  • потребностью современного общества в максимальном приближении образовательных организаций, в том числе и дошкольных к современным цифровым технологиям.
  • недостаточной разработанностью данной проблемы в психолого-педагогической литературе и отсутствием четко разработанных методик по использованию новых информационных технологий в дошкольных учреждениях;
  • нехваткой оборудования для успешного обучения детей с цифровой образовательной среды.

Целью нашего исследования, проведенного в МБДОУ №100 г. Ульяновска было – разработать, экспериментально проверить и описать педагогические условия развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе использования цифровой образовательной среды в ДОО.

Разработка цифровой дошкольной образовательной среды, создание банка цифровых обучающих средств, компьютеризация рабочих мест педагогов, повышение квалификации и цифровой грамотности педагогов посредством дистанционных курсов, конференций, вебинаров, мониторинг образовательного процесса становятся главными направлениями цифровизации дошкольных образовательных учреждений [15].

Г.В. Солдатова [11], рассматривая проблему взаимодействия детей с цифровыми технологиями, считает, что с точки зрения культурно-исторического подхода, существует понятие цифрового детства, которое описывается следующим образом:

  • цифровые технологии расширяют пространство жизнедеятельности ребенка и влияют на всю структуру его деятельности;
  • новая социальная ситуация развития современного ребенка – важнейшая координата информационно-коммуникационные технологии и, в первую очередь, интернета;
  • интернет не просто технологии, это – среда обитания, которая выступает источником развития и фактором социализации.

Интеллектуальные способности дошкольников развиваются и проявляются в различных видах деятельности, но особую роль здесь играет познавательная и практическая деятельность, которая является специфически дошкольной [15].

Развивающая эффективность компьютерных игр заключается в том, что закономерности, присущие обычной игровой деятельности, наблюдаются и в компьютерной игре: цель, мотивы, средства и способы решения поставленной задачи. Ребенок сам ставит задачу и находит оптимальный путь ее решения, что способствует развитию целеполагания, а, следовательно, и логического мышления.

Диагностика уровня развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе использования цифровой образовательной среды

Прежде чем подвергнуть изучению возможности цифровых образовательных технологий в образовательной работе с дошкольниками, необходимо было выявить имеющийся уровень развития интеллектуальных способностей старших дошкольников. Для изучения уровня развития интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе использования цифровой образовательной среды был организован констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения детский сад №100 «Летучий корабль» г. Ульяновска. В эксперименте участвовали дети 5–6 лет, в количестве 80 человек.

Интеллектуальные способности дошкольника – это сложное, многогранное понятие, именно поэтому мы приняли решение проводить диагностику по трем блокам.

Исходя из того, что характеризует интеллектуальные способности, мы выделили 3 блока качеств и особенностей интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, которые необходимо подвергнуть изучению.

В 1 блоке мы считаем нужно рассмотреть более подробно именно любознательность, умение задавать вопросы, характер вопросов, степень выраженности познавательных интересов и потребностей (мотивацию). Поскольку любознательность – это стадия развития познавательного интереса. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Дети по своей природе очень любопытны и любознательны. Именно об этом и говорится в определении интеллектуальной активности. Для исследования данного блока, мы будем использовать 3 диагностические методики: «Сказка», «Вопрошайка», «Столкновение интересов».

В качестве критериев оценки уровней познавательной активности ребенка выступили:

  1. Любознательность;( проявляет внимание и интерес, наблюдается положительное эмоциональное отношение).
  2. Умение задавать вопросы (задает развернутые вопросы, направлены на получение новой информации от взрослого или сверстника).
  3. Активность при восприятии нового материала (слушает внимательно, активные и самостоятельные действия, на лучшее распознание предмета, понимание его функционального назначения).
  4. Поведение ребенка вне занятий (играет самостоятельно в уголке математики, проявляет активные и самостоятельные действия, направленные на познание предмета, при общении со сверстниками проявляет интерес к познавательной активности).

Во 2 блоке мы считаем важно исследовать и разобрать именно качества ума. Интеллектуальное развитие ребенка проявляется в широте ума – в способности рассмотреть явление в многообразных связях и отношениях, в способности к обобщениям. В широком смысле слова ум – это совокупность познавательных процессов от ощущений и восприятии до мышления и воображения включительно. Развитому уму присущи пытливость и любознательность как постоянное стремление к познанию неизвестного, к пополнению имеющихся знаний, широкие, достаточно устойчивые и глубокие познавательные интересы. Ребенок умственно развивается тогда, когда ему предоставляется возможность открывать, творить, рассуждать, спорить. Чтобы правильно организовать воспитание умственной активности дошкольников, надо знать закономерности и возможности их умственного развития. Для этого планируется использовать методику Д. Векслера.

Методика-тест Д. Векслера помогает выявить 5 аспектов интеллекта:

  1. Вербальный. Данный параметр отражает способность ребенка мыслить вербально. Этот аспект тесно связан с уровнем знаний ребенка.
  2. Визуально-пространственный. Отражает способность визуально оценивать объекты и связи между ними, составлять пазлы и геометрические картины.
  3. Беглость мышления. Отражает способность замечать связь между визуальными объектами.
  4. Оперативная память. Отражает способность запоминать и оперировать увиденной или услышанной информацией.
  5. Скорость обработки данных. Отражает способность ребенка принимать верные решения.

Не забывая о том, что мы рассматриваем не просто интеллектуальные способности дошкольников, а изучаем возможности ее развития с помощью цифровой образовательной среды, нам необходимо в 3 блоке выделить и более глубоко рассмотреть уровень развития представлений детей об элементарной математике и информатике. Современные дети живут в эпоху математизации и компьютеризации всех явлений окружающего мира, когда математика и информатика в той или иной мере нужна огромному числу людей различных профессий.

Математика и информатика развивают интеллект. Умение строить логические цепочки, находить связи и новые нестандартные решения – ценные качества для любого человека. Математика и информатика формируют умение человека абстрагироваться, анализировать, обобщать, действовать в соответствии с определенными алгоритмами.

В процессе диагностики использовались следующие методики:

  1. Методика 1. «Дифференциация цвета и формы».
  2. Методика 2. Белошистой А.В.
  3. Методика 3. «Определение степени сформированности действий логического мышления».
  4. Методика 6. «Цветные числа».
  5. Методика 4. «Вычислительные машины I».
  6. Методика 5. «Преобразование слов».

Таким образом, результаты диагностики позволили сделать вывод о недостаточном уровне сформированности математических и алгоритмических способностей. Обработав результаты всех трех блоков, мы видим, что показатели двух групп схожи. Эго говорит о том, что работа по формированию математических и алгоритмических способностей ведется в обоих группах одинаково.

Сводная таблица результатов уровня интеллектуальной активности старших дошкольников в процессе использования цифровых образовательных технологий детей групп

Организация опытно-экспериментальной работы по развитию интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе использования цифровой образовательной среды

Продиагностировав и изучив теоретические вопросы по проблеме развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников в процессе использования цифровой образовательной среды, мы приступили к экспериментальной работе. Нами была разработана программа развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста с использованием цифровой образовательной среды «Инфознайка». С участниками исследования проводились занятия с использованием ИКТ, Lego WeDo 2.0, STEAM-лаборатории, Screath среды.

Программа рассчитана на детей 5 – 6 лет. Данная программа направлена на работу по обучению старших дошкольников компьютерной грамоте и формированию основных математических представлений, абстрактно–логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, формирование мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, абстрагирование, конкретизация), основных свойств внимания.

В основу Программы положены следующие основные принципы:

  • Обучение в активной познавательной деятельности. (Все темы, дети изучают на практике, выполняя различные творческие задания, общаясь в парах и группах друг с другом.);
  • Индивидуальное обучение. (Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования);
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых. (Признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений);
  • Активная познавательная позиция ребёнка. (Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности);
  • Принцип практического обучения. (Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности);
  • Принцип природосообразности. (Основной вид деятельности старших дошкольников – игра, через нее дети познают окружающий мир, поэтому в занятия включены игровые элементы, способствующие успешному освоению курса).

Программа «Инфознайка» состоит из 6 основных разделов:

Раздел 1. Алгоритмика

Данный раздел способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет понимать имеющиеся алгоритмы и строить свои элементарные алгоритмы. При помощи решения алгоритмов дети развивают логику и мышление, учатся легко и успешно решать базовые жизненные «проблемы» и задачи.

Раздел направлен на реализацию следующих задач:

  • сформировать некоторые логические математические операции (классификацию, сериацию, сохранение количества, величины) на математическом материале.
  • учить понимать и осмысливать разные виды алгоритмов (в алгоритмических настольно-печатных играх).
  • обучать способам составления элементарных алгоритмов и применять при решении алгоритмических задач.

Раздел 2. Цифровые образовательные программы

Данный раздел направлен на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, активизируют их творческий потенциал посредством цифровых образовательных технологий. Это программы, которые сообщают знания, формируют умения, навыки учебной или практической деятельности, путем использования информационных программ.

Задачи:

  • развивать и формировать зрительно-пространственную ориентацию;
  • развивать и формировать наглядно-схематическое, абстрактно-логическое, наглядно-образное мышление;
  • формировать и развивать произвольные психические процессы (произвольное внимание, мышление, память и поведение).

Раздел 3. Интерактивные игры

Данный раздел ориентирован на развитие умения рассуждать, алгоритмического
и системного мышления, развитие фантазии и творческого воображения.

Задачи:

  • развивать наглядно-образное мышление благодаря использованию широких возможностей представления визуальной информации;
  • развивать основы творческого мышления и воображения путём использования динамичных методов обработки и предъявления информации;
  • осуществлять формирование навыков совместного взаимодействия в процессе обмена впечатлениями, оценками и советами между детьми при обсуждении или создании ими работ в графическом редакторе или прохождении этапа обучающей игры.

Раздел 4. Робототехника

Занятия по робототехнике представляют собой творческий процесс, в рамках которого ребенку удается создать собственный продукт – робота. Такая форма работы позволяет сформировать творческую личность, готовую фантазировать и воплощать свои идеи в жизнь, наделенную пространственным и конструктивным мышлением. Робототехника выявляет технические склонности у дошкольника на ранних этапах, что делает возможным их дальнейшее совершенствование.

Раздел направлен на реализацию следующих задач:

  • формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением и производством технических средств;
  • конструировать по условиям, заданным педагогом, по образцу, по схеме;
  • формировать навыки программирования через разработку программ в Lego Wedo 2.0, развивать алгоритмическое мышление;
  • создать условия для индивидуальных способов самовыражения и самопознания средствами музыкального LEGO-моделирования.

Раздел 5. Освоение STEAM-лабораторий

STEAM-лаборатория строится на изучении 4 блоков.

1 блок – основы программирования: реализуется изучение пошагового программирования через сюжетно-ролевые игры с роботом, проектную деятельность;

2 блок – основы математики и теории вероятности: изучение базовых понятий геометрии, алгебры, знакомство с комбинаторикой и понятиями теории вероятности через игры с роботом и творческо-исследовательские проекты;

3 блок – основы картографии и астрономии: изучение понятий и базовых принципов картографии, знакомство с астрономией через сюжетно-ролевые игры и проекты;

4 блок – основы криптографии: изучение базовых понятий кодирования и шифрования через игры и проекты.

Раздел 6. Программирование для дошкольников

Данный раздел ориентирован на развитие умения элементарного программирования с помощью среды Scratch Jr. Развивать аналитические способности и логику. Подготовиться к дальнейшему изучению основ программирования. Дети создадут свои первые проекты при помощи языка программирования Scratch Jr. На интересных задачах дети изучат, что такое последовательность действий, команды и программа. Создадут свою собственную игру с персонажем, который движется к цели.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей элементарных навыков программирования,
  • формировать базовые умения составления элементарных алгоритмов (с помощью работы в среде Scratch Jr).
  • формировать умения планировать свою деятельность и прогнозировать результат.

Работа с родителями

Работая по данной программе, необходимо построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах своих детей и стремились всячески помочь ДОО в создании единого цифрового образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.

Задачи:

  1. Сформировать у родителей представления о логическом мышлении детей.
  2. Выработать единую стратегию с родителями по развитию интеллектуальной активности старших дошкольников в процессе использования цифровых образовательных технологий
  3. Познакомить родителей с логико-математическими играми; с некоторыми методами и приемами организации и использованию развивающих игр в домашних условиях.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста во время занятий использовались преимущественно мультимедийные презентации, интерактивные и развивающие игры.

Работа по данному направлению была организована по подгруппам (8-10 человек) 1 раз в неделю в второй половине дня, продолжительность занятия составляла 30 минут, причем работа на планшете– не более 15 мин.

Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа или фронтальная игра, компьютерная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры.

Важно отметить, что на занятиях строго соблюдаются Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки. Каждый раздел программы включает разные виды деятельности. Интеллектуальные способности формировали в определенной системе, с помощью алгоритмических игр. интерактивных игр, конструирования, STEAM-технологий.

Для внедрения программы потребовался новый технологический подход в работе с детьми, обогащение материально-технической базы сада, введение новых специалистов
и помещений.

Таким образом, программа, разработанная для детей по развитию интеллектуальных способностей с применением цифровой образовательной среды, включает в себя не только детальную разработку содержания и методов реализации основных форм работы педагога с детьми, но и активное сотрудничество с семьями воспитанников.

Заключение

Цифровые технологии становятся важнейшим средством в работе и помогают педагогам дошкольных образовательных учреждений структурировать материал, облегчают работу по поиску информации, дают возможность легкого использования иллюстраций, аудио-видео– и анимационных эффектов, позволяют реализовывать личностно ориентированный подход.

Применение ЦОТ в дошкольном образовании превращает ребенка из пассивного слушателя и наблюдателя в активного, деятельного субъекта. Даже самые пассивные участники образовательного процесса с интересом подключаются к работе. Современный педагог должен уметь сочетать традиции и инновации, классические методы и новые педагогические тренды. То, каким будет будущее дошкольной образовательной среды – неизвестно, но уже сейчас видно, что дошкольные образовательные учреждения – активные участники цифровых перемен современного общества. Исследование может быть продолжено в направлении развития вопросов: повышения уровня развития педагогов ДОУ к применению возможностей цифровой образовательной среды, обогащение методического обеспечения для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через цифровые технологии.

Список литературы

  1. Балдуева А.Н. Информационные технологии в дошкольном воспитании // Современная педагогика. – 2016. – №2 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2016/02/5316 (дата обращения: 07.02.2019).
  2. Бревнова Ю.А., Ходакова Н.П. Компьютерные технологии в образовании детей дошкольного возраста // Детский сад от А до Я. – 2020. – №5 (53). – С. 64–67.
  3. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс] URL: https://docs.edu.gov.ru/document/3a928e13b4d292f8f71513a2c02086a3/download/1337/ (дата обращения: 07.07.2021).
  4. Каджаспирова Г.М., Петров К.В. Использование технических средств в дошкольном образовании. – М.: Академия, 2001. – 256 с.
  5. Коваль А.Н., Малыгина А.Н. Использование ИКТ-технологий в детском саду. Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского // Молодой учёный». – 2016. – №7 (111) . Апрель.
  6. Кротова Т.В., Дмитриев Ю.А. , Калинина Т.В. Мультимедийные технологии в современном дошкольном образовании // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2019. – №5. – С. 689–691.
  7. Кузьмина Г.А. Информационно-коммуникационные технологии как средство развития интереса к познанию у детей старшего дошкольного возраста. Режим доступа на 07.03.2020: http://childandsociety.ru/ojs/index.php/cas/article/view/131/122)
  8. Кушнир М.Э. Цифровая образовательная среда [Электронный ресурс] // Директория-онлайн, 2017. URL: https://medium.com/direktoria-online/the-digital-learning-environment-f1255d06942a (дата обраще-ния: 06.07.2021).
  9. Миносянц Н.Г. Виртуальная информационная среда как современный ресурс повышения родительской компетентности // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: http://science-education. ru/ru/article/view?id=24824 (дата обращения: 07.07.2021).
  10. Стожарова М.Ю., Забродина Н.А. Использование возможностей цифровой образовательной среды в формировании мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста // Перспективы науки и образования. – 2021. – №5 (53). – С. 289–305. 
  11. Смирнова Е.О., Смирнова С.Ю., Шеина Е.Г. Родительские стратегии в использовании детьми цифровых технологий [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. – 2019. – Т. 8. – № 4. – С. 79–87. URL: http://10.17759/jmfp.2019080408 (дата обращения: 07.07.2021).
  12. Уваров А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации – М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2018. – 168 с.
  13. Hoffman B. Computer as a Threat or an Opportunity for Development of Children// Procedia – Social and Behavioral Sciences 146, 2021. С. 15-21.
  14. Liu X., Toki EI., Pange J. The use of ICT in preschool education in Greece and China: a comparative study. ProcediaSocial and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 112. pp. 1167-1176.
  15. Vernadakis N., Avgerinos A., Tsitskari E., Zachopoulou E. The use of computer assisted instruction in preschool education: making teaching meaningful. Early Childhood Education Journal. 2005. Vol. 33. № 2. pp. 99-104
Правила использования
Правообладателем настоящей статьи разрешается её использование только для личного некоммерческого использования в образовательных целях. Издатель не несёт ответственности за содержание материалов статьи.